Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июля 2010 года г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Ахмедовой Е.Р., с участием истца Волошина Б.М., его представителя - адвоката по ордеру Булгаковой В.В., представителя ответчика и третьего лица по доверенностям - Соловьева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волошина ФИО8 к Черноморско-Азовскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ России о признании незаконным решение жилищной комиссии, обязании восстановления в списке очередности на предоставление жилья, УСТАНОВИЛ: Волошин Б.М. обратился в суд с иском к Черноморско-Азовскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ России о признании незаконным решение жилищной комиссии Службы ... от Дата обезличена г. и обязании восстановить его в списке очередности на предоставление жилья. В обоснование иска указал, что решением жилищной комиссии Службы ... от Дата обезличена г. истец исключен из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилья по основанию п. 5 части 1 ст. 56 ЖК РФ. С решением не согласен. Уволен из Вооруженных Сил РФ приказом Номер обезличен от Дата обезличена года, прослужив более 29 лет. Является участником боевых действий в Афганистане. Имеет боевые награды. Последним местом службы была войсковая часть Номер обезличен в ... .... Истцу было предоставлено жилье в закрытом военном городке. Постановлением главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г. истцу был выделен земельный участок под ИЖС. В 1994 году истец был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в общую очередь и льготную как многодетная семья и как участник боевых действий. На момент постановки на учет нуждающихся ответчику было известно о предоставлении истцу земельного участка и в постановке на учет не было отказано. Служба ... распределяет жилье, построенное за счет средств Министерства Обороны РФ и договор социального найма не требуется. На предоставленном земельном участке с 1993 года не может построить жилой дом из-за материальных трудностей и проблем со здоровьем. Считает решение жилищной комиссии неправомерным. В судебном заседании истец и его представитель подтвердили доводы, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить. Дополнительно пояснили, что истец на заседание жилищной комиссии не приглашался, на истца распространяются льготы предусмотренные ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Норма ч. 5 ст. 56 ЖК РФ на истца в данном случае не распространяется. Дополнительно пояснил, что в настоящее время его три сына 1994 года рождения, 1978 года рождения, 1987 года рождения и супруга прописаны вместе квартире войсковой части. Проживают вместе за исключением одного из сыновей, который проживает в .... На земельном участке истца стоит недостроенный жилой дом. Супруга истца состоит на учете в органе местного самоуправления как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица - Службы в ... возражал против удовлетворения иска. Считает, что истец правомерно исключен из очереди нуждающихся в предоставлении жилья, так как истцу был предоставлен безвозмездно земельный участок для строительства жилого дома, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий военнослужащему. Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» устанавливает, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) … получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, является одной из форм реализации военнослужащим права на получение жилья. Вследствие чего, обжалуемое решение жилищной комиссии Службы в ... является правомерным. Дополнительно пояснил, что истец был включен в список нуждающихся согласно резолюции на заявлении Дата обезличена года. Закон о ветеранах не имеет отношения к решению вопроса о предоставлении жилья в данном случае, так как в список нуждающихся истец был поставлен как военнослужащий. Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно справке центрального пограничного архива от Дата обезличена г. ФИО4 с 12 октября 1987 года по 10 сентября 1994 года являлся офицером пограничной заставы в/ч Номер обезличен (...), на основании приказа округа от Дата обезличена г. Номер обезличен. С 10 сентября 1994 года уволен в запас Вооруженных Сил СССР по ст. 59 п. «г» «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР», приказ командира в/ч Номер обезличен от Дата обезличена г. Номер обезличен. 16 мая 1994 года замначальника ... капитан Волошин Б.М. обратился к командиру войсковой части Номер обезличен с рапортом о постановке на очередь для получения жилой площади в городе Новороссийске. В рапорте указан состав семьи военнослужащего: Волошин Б.М., супруга ФИО7, сын ФИО6 1978 г.р., сын ФИО6 1980 г.р., сын ФИО5 1987 г.р. На рапорте была поставлена резолюция от Дата обезличена г. «к учету, на рассмотрение жилищной комиссии». Стоит отметка от Дата обезличена г. Номер обезличен «поставлен на очередь». Согласно представленной выписке из протокола Номер обезличен заседания жилищной комиссии Службы в ... от Дата обезличена г., жилищная комиссия приняла решение об исключении Волошина Б.М. из списка военнослужащих, нуждающихся в получении жилья в соответствии с п. 5 ст. 56 ЖК РФ по причине предоставления Волошину Б.М. в установленном порядке от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. На период принятия указанного решения жилищной комиссии действовал регламент жилищной комиссии Службы по рассмотрению жилищных вопросов военнослужащих, утвержденный Приказом начальника Службы в ... Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации от Дата обезличена г. Номер обезличен. Согласно разделу ... жилищная комиссия наделена полномочиями по разрешению вопросов включения и исключения военнослужащих в списки нуждающихся в жилых помещениях. Согласно положениям ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Как указывалось ранее, истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине состава семьи из 5 человек и отсутствия обеспечения жилым помещением. Вместе с тем, на момент постановки истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья, Постановлением главы администрации пос. ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, на основании заявления Волошина Б.М., ему был предоставлен безвозмездно в собственность, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий военнослужащему в соответствии с льготами и правами военнослужащего, земельный участок Номер обезличен, площадью 1035 кв.м., в районе пансионата «... по ..., ... для индивидуального жилищного строительства. Указанное обстоятельство подтверждено представленным истцом свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок от Дата обезличена г. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.08.2004, с изм. от 10.11.2004) "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Таким образом, истец реализовал свое право на улучшение жилищных условий путем получения им земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Доводы истца о нарушении жилищной комиссией Службы ... норм по применению социальных гарантий, предусмотренных ст. 16 Федерального закона РФ «О ветеранах», являются не обоснованными, поскольку из материалов дела следует, что истец был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий и жилищная комиссия Службы ... разрешила вопрос об исключении истца из списка очередников, нуждающихся в предоставлении жилья. В то время, как реализация социальных гарантий ветеранов в соответствии с ФЗ «О ветеранах», реализуется Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 N 808 (ред. от 22.04.2010) "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Порядок определяет правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальные выплаты) категориям граждан, перечисленным в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятых в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем. Согласно п. 1 раздела 1 Порядка установлено, что Порядок определяет правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальные выплаты) категориям граждан, перечисленным в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятых в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем. Согласно п. 12 раздела 2 указанного Порядка, заявление о включении ветерана боевых действий в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении социальной выплаты подается в орган местного самоуправления, который и осуществляет учет и принятие решений по социальным выплатам ветеранам. С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что жилищная комиссия Службы в ... правомерно приняла решение об исключении истца из списка нуждающихся в получении жилья. Вследствие чего, иск удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении иска Волошина ФИО9 к Черноморско-Азовскому пограничному управлению береговой охраны ФСБ России о признании незаконным решение жилищной комиссии Службы ... от Дата обезличена г. и обязании восстановить Волошина Б.М. в списке очередности на предоставление жилья. Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Полный текст решения изготовлен Дата обезличена г.