РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата обезличена г. ... Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Чанова Г. М. При секретаре Колодяжной Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Отрошко ФИО8 и Сухановой ФИО9 к администрации муниципального образования ..., МУ «...» : о признании незаконным предписания администрации муниципального образования ... Номер обезличен от Дата обезличена г. о запрете производства работ по благоустройству территории, прилегающей к многоквартирному дому Номер обезличен по ... в ... ; об обязании заинтересованного лица не чинить прямых либо косвенных препятствий в производстве работ по перепланировке нежилого помещения Номер обезличенIII литер «Номер обезличен» по ... в ..., а также благоустройству прилегающей к нему территории ; взыскании убытков и расходов по оплате государственной пошлины. У С Т А Н О В И Л Отрошко О. А. и Суханова Н. В. обратились в суд с заявлением к администрации муниципального образования ... о признании незаконным предписания администрации муниципального образования ... Номер обезличен от Дата обезличена г. о запрете производства работ по благоустройству территории, прилегающей к многоквартирному дому Номер обезличен по ... в ...; об обязании заинтересованного лица не чинить прямых либо косвенных препятствий в производстве работ по перепланировке нежилого помещения Номер обезличенIII литер Номер обезличен» по ... в ..., а также благоустройству прилегающей к нему территории; взыскании убытков и расходов по оплате государственной пошлины. В обоснование заявленных требований заявители указали, что они являются собственниками нежилого помещения по адресу: ..., ..., каждый по 1/2 доли. В соответствии с требованиями закона проектной организацией ОАО «Новоросгражданпроект» был изготовлен проект перепланировки нежилого помещения и благоустройства прилегающей к нему территории. Данный проект был согласован решением межведомственной комиссии при администрации ... от Дата обезличенаг. Для проведения работ по перепланировке нежилого помещения заявителям пришлось произвести выбор и вывоз грунта с благоустраиваемой территории. Однако в декабре 2009 г. администрация ..., заключив договор подряда с ООО «...», начала производить работы по засыпке благоустроенной территории, прилегающей к их нежилому помещению. Впоследствии им стало известно о том, что предписанием Номер обезличен от Дата обезличена г. администрацией ... было запрещено заявителям производить работы по благоустройству территории в районе многоэтажного жилого дома Номер обезличен по ... в ... якобы в связи с отсутствием проекта. Считают, что описанные действия администрации являются незаконными, так как у них имелся согласованный проект на выполнение работ. Поскольку к настоящему времени результат работ полностью утрачен, заявители полагают, что им были причинены убытки, которые подлежат возмещению. В судебном заседании представитель заявителя Сухановой Н. В. - Петросьян Д. В. подтвердил указанные обстоятельства и поддержал заявленные требования, при этом пояснив, что отношения по перепланировке регулируются Законом Краснодарского края о порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, по которому основанием для проведения перепланировки является решение межведомственной комиссии. Представитель заявителя Отрошко О. А. - Гофман В. Э. пояснил, что его доверитель вообще не была уведомлена надлежащим образом о запрете производства работ. Предписание было выдано только на имя Сухановой Н. В. Помимо этого, решение межведомственной комиссии от Дата обезличена г. о согласовании проекта до настоящего времени никем не оспорено. Представитель администрации муниципального образования ... возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что заявителями не был получен рабочий проект на производство работ, в связи с чем работы по благоустройству проводились незаконно. Земельный участок для этих целей заявителям не предоставлялся. При этом договор с организацией осуществлявшей технический надзор прекратил свое действие в декабре 2008 ... данные обстоятельства, просил суд отказать в удовлетворении заявления в полном объеме. Представитель третьего лица МУ «...» по доверенности Коротыч О. А. поддержала доводы представителя администрации, просила оставить заявление без удовлетворения. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По договору купли-продажи от Дата обезличена г. заявители Суханова Н. В. и Отрошко О. А. приобрели в долевую собственность - по 1/2 доле - у ООО «...» нежилое помещение Номер обезличенIII литер Номер обезличен общей площадью 275,5 кв.м. по адресу: ..., ..., зарегистрировав свое право и получив свидетельства о государственной регистрации права собственности от Дата обезличена г. серии соответственно Номер обезличен Правопредшественником заявителей - ООО ... - был заказан проект перепланировки указанного нежилого помещения и благоустройства прилегающей к нему территории в проектной организации ОАО «... Выполненный ОАО «... проект перепланировки подвального помещения и благоустройства прилегающей территории по ... в ... был согласован Дата обезличена г. главой администрации ... ... и Дата обезличена г. - главным архитектором .... Согласно ст. 2. Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края» настоящий Закон осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке эксплуатируемых нежилых помещений независимо от их форм собственности между заявителем и управляющей или обслуживающей организацией, органом местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, права и законные интересы которых затрагиваются в процессе переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений. Нормы Градостроительного Кодекса РФ в данном случае не подлежат применению, поскольку федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, но не при их перепланировке и переустройстве, правовое регулирование которых отнесено к ведению субъектов РФ. Согласно п. 1 ст. 3 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ граждане и юридические лица вправе переустроить и (или) перепланировать за счет собственных средств и в порядке, предусмотренном настоящим Законом, нежилые помещения в целях улучшения условий их использования. Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ к полномочиям органов местного самоуправления в ... в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и (или) перепланировке нежилых помещений, относятся : принятие решений о согласовании или отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений ; создание и организация деятельности межведомственных комиссий. Согласно п.2 ст. 7 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ для проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование, заявление с приложением следующих документов : правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое нежилое помещение ; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения ; письменное согласие собственника или управляющей организации (обслуживающей организации) на переустройство и (или) перепланировку нежилого помещения (в случае, если заявителем является уполномоченный собственником арендатор (наниматель) нежилого помещения) ; проект переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, подготовленный и оформленный в установленном порядке проектной организацией, имеющей лицензию ; заключение органа по охране объектов культурного наследия в соответствующих случаях. Согласно п. 6 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ орган, осуществляющий согласование, выдает заявителю правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения Судом установлено, что заявителем были поданы все требуемые законом документы для согласования перепланировки нежилого помещения, в том числе разработанный лицензированной проектной организацией ОАО «...» проект «Перепланировка подвального помещения и благоустройство прилегающей территории по ... в ...». Поданные вместе с заявлением документы были рассмотрены на заседании городской межведомственной комиссии при администрации ... Номер обезличен от Дата обезличенаг., в состав которой вошли первый заместитель главы администрации ..., руководитель управления государственного строительного надзора по ..., представители отдела государственного пожарного надзора, роспотребнадзора и т.д. На рассмотрение межведомственной комиссии был представлен указанный проект, предусматривающий перепланировку подвального помещения вместе с благоустройством прилегающей территории. По результатам заседания межведомственной комиссии было принято решение Номер обезличен от Дата обезличена г. о согласовании перепланировки нежилого помещения по ..., в соответствии с проектом, разработанным ОАО «... (п.п 1, 3.1.). Довод представителя администрации о том, что действия заявителей незаконны по причине отсутствия у них согласованного рабочего проекта, не может быть принят судом, поскольку на заседании межведомственной комиссии рассматривался тот самый проект, разработанный ОАО «... в соответствии с которым и производились работы по перепланировке и благоустройству. Поскольку сам проект был утвержден главным архитектором ..., а в состав межведомственной комиссии входил и первый заместитель главы муниципального образования ..., и представитель органа, осуществляющего строительный надзор, то суд приходит к выводу, что данный уполномоченный орган счел возможным произвести согласование представленного проекта перепланировки и благоустройства территории. Названный представителем администрации довод о незаконности действий заявителей не может быть признан состоятельным и потому, что п. 2 ст. 7 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ не предусматривает представление именно рабочего проекта, относя рассмотрение этого вопроса к полномочиям межведомственной комиссии. Вместе с этим, решение городской межведомственной комиссии при администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г. до настоящего времени никем не оспорено, не отменено и сохраняет свою юридическую силу. Из проекта, разработанного ОАО «...», усматривается, что перепланировка нежилого помещения была предусмотрена вместе с благоустройством прилегающей территории к многоквартирному дому Номер обезличен по ..., без устройства которого невозможно было сделать вновь образуемые входы, выходы и оконные проемы в нежилое помещение, о чем свидетельствует указанная в проекте отметка высоты, которую необходимо было опустить вниз на 3,480 м. Во исполнение п. 3.3. данного решения заявителями Дата обезличена г. о начале работ был проинформирован отдел Градостроительного и земельного контроля МУ «АТУ», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица. Выполнение технического надзора было поручено ОАО «...» на основании договора Номер обезличен от Дата обезличена г. Распоряжением главы администрации ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. «О сносе зеленых насаждений по ...», был разрешен снос 60 деревьев и 44 кустарников в связи с благоустройством территории по .... При этом, письмом Номер обезличен Дата обезличена ... ЖКХ и благоустройства города администрации муниципального образования ... обязало Отрошко О. А. и Суханову Н. В. выполнить работы по благоустройству придомовой территории по ... в .... Согласно представленному в материалы дела акту выполненных работ от Дата обезличена г. заявителями хозяйственным способом был выполнен комплекс ремонтно-строительных работ по перепланировке помещения и благоустройству прилегающей территории по ... в ..., в том числе произведен выбор и вывоз грунта с благоустраиваемой территории, ее планировка и мощение тротуарной плиткой. Довод представителя администрации о том, что действия заявителей по благоустройству прилегающей территории являются незаконными ввиду того, что им не предоставлялся земельный участок, также не может быть принят судом, поскольку данный земельный участок отнесен к местам общего пользования, решение о благоустройстве которого было принято на том же заседании межведомственной комиссии от Дата обезличена г. В личных и иных целях, помимо его благоустройства, земельный участок заявителями использован не был, доказательств обратному в суд представлено не было. Предписанием Номер обезличен от Дата обезличенаг. администрацией ... было запрещено заявителям производить работы по благоустройству территории в районе многоэтажного жилого дома Номер обезличен по ... в ..., как указано - в связи с отсутствием проекта. Дата обезличена г. администрация муниципального образования ..., заключив договор подряда с ООО «... начало производить работы по завозу грунта на благоустраиваемую территорию и ее засыпке, восстанавливая планировку территории, которая существовала до того, как были проведены работы по благоустройству. В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что причиной издания предписания о запрете работ от Дата обезличена г., а также устранению результата выполненных заявителями работ послужило обращение некой гражданки Усик, которую не устраивало то, что в ее доме производятся работы по перепланировке. Судом установлено, что к настоящему времени полностью утрачен результат работ по благоустройству и перепланировке нежилого помещения, так как администрация муниципального образования ... произвела завоз грунта, засыпав оконные и дверные проемы нежилого помещения, а также прилегающую территорию. В судебном заседании представитель администрации и третье лицо данные обстоятельства не отрицали. Согласно ст. 6 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ, государственный контроль за соблюдением порядка переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, установленного настоящим Законом, осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным в области осуществления государственного контроля за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда независимо от его формы собственности на территории Краснодарского края. Тем самым закон возлагает осуществлять контроль за работами по перепланировке нежилых помещений на государственный орган - орган исполнительной власти Краснодарского края, но -не на муниципальный, в связи с чем, изданное предписание о запрете работ также является незаконным. Описанные действия заинтересованного лица при наличии утвержденного проекта перепланировки и благоустройства территории, а также решения городской межведомственной комиссии при администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена г. являются незаконными и недопустимыми, поскольку проект перепланировки названного нежилого помещения предусматривает наличие вновь образуемых входов-выходов и окон, которые заявителями были устроены, а в настоящее время засыпаны заинтересованным лицом путем завоза грунта. Для определения объема и стоимости выполненных заявителями ремонтно-строительных работ по перепланировке нежилого помещения и благоустройству территории, прилегающей к многоквартирному дому Номер обезличен по ... в ..., с учетом технологии производства работ и фактического состояния объекта, судом была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено .... Согласно заключению ... стоимость указанных работ составила 2110366,91 рублей. В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу п. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от Дата обезличена г. N 896-КЗ никто не вправе препятствовать или каким-либо образом ограничивать проведение переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, если соблюдены все требования настоящего Закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов органов местного самоуправления в .... Согласно п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу абз. 2 ст. 7 Закона РФ от Дата обезличена г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. В соответствии с абз. 6 ст. 7 Закона РФ от Дата обезличена г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном ГК РФ порядке. Как предусматривает ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Требования Сухановой ФИО10 и Отрошко ФИО11 к администрации муниципального образования ... удовлетворить в полном объеме. Признать незаконным предписание администрации муниципального образования ... Номер обезличен от Дата обезличена г. о запрете производства работ по благоустройству территории, прилегающей к многоквартирному дому Номер обезличен по ... в .... Обязать администрацию муниципального образования ... не чинить прямых либо косвенных препятствий в производстве работ по перепланировке нежилого помещения Номер обезличенIII литер Номер обезличен по ... в ..., а также благоустройству прилегающей к нему территории в соответствии с проектом ОАО «...». Взыскать с администрации муниципального образования ... в пользу Сухановой ФИО12 и Отрошко ФИО13 солидарно 2110366,91 рублей в качестве убытков за утраченный результат работ по благоустройству территории, прилегающей к многоквартирному дому Номер обезличен по ... в .... Взыскать с администрации муниципального образования ... в пользу заявителей расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течении 10 суток, путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд. Судья