о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.

при секретаре Щербаковой О.С.

с участием пом.прокурора г. Новороссийска Долговой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав в обоснование, что прокуратурой города во исполнение задания прокуратуры края с привлечением специалиста Северо-кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В результате проверки установлено, что в ... находится водохранилище Номер обезличен, пруд которого формируется за счет впадающей реки Цевкай. Водохранилище является ГТС и имеет насыпную плотину. Установлено, что в результате частичного разрушения водохранилища в дамбе образовалась промоина, идет неконтролируемый водосброс, а также имеется эрозия почвы насыпной дамбы.

В нарушение ст. 9 закона «О безопасности гидротехнических сооружений» на указанное ГТС отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, не произведен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения в нарушение требований п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (ред. от 27.12.2009) (далее - закон «О безопасности ГТС») под ГТС понимаются плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод.

Согласно ст. 9 закона «О безопасности ГТС» собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Однако в ходе проведенной проверки установлено, что водохранилище Номер обезличен ... не имеет собственника и является бесхозным, ответственность за безопасность гидротехнического сооружения ни на кого не возложена, что влечет за собой невозможность исполнение требований ст. 9, а также ст. 20 закона «О безопасности ГТС», согласно которой должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Часть 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (ред. от 12.11.2004) определён порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Так, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предъявляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 19.05.2010) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 08.05.2010) к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11ч. 1 ст. 16); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 28 ч. 1 ст. 16).

При таких обстоятельствах муниципальному образованию г. Новороссийск необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную регистрационную службу для постановки на учет бесхозного ГТС, по истечении одного года в установленном законом порядке обратить указанный объект в муниципальную собственность, обеспечить за ним надлежащий уход и исполнение требований закона «О безопасности ГТС».

Бездействие администрации муниципального образования влечет неудовлетворительное техническое состояние ГТС, неспособность к противостоянию паводкам, неисполнение обязанностей по охране окружающей среды, а также создает угрозу безопасности населению и территории муниципального образования г. Новороссийск, что дает право прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Просят суд признать бездействие муниципального образования город-герой Новороссийск в части непринятия в муниципальную собственность гидротехнического сооружения водохранилище Номер обезличен, ... незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск приять в муниципальную собственность водохранилище Номер обезличен, ....

В судебном заседании помощник прокурора г. Новороссийска Долгова Е.В. заявление поддержала. Просила заявление удовлетворить, по основаниям в нем изложенным.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на территории административного ... сельского округа ... расположено ГТС - водохранилище Номер обезличен, сведения о котором, в том числе и о собственнике, отсутствуют как в данных ГУП КК Крайтехинвентаризация, так и в ЕГРП. Представитель администрации г. Новороссийска не оспаривал, что собственник указанного ГТС не определен и не известен.

Из справки Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что в ... края находится водохранилище Номер обезличен, пруд которого формируется за счет впадающей реки Цевкай. Водохранилище является ГТС и имеет насыпную плотину. Установлено, что в результате частичного разрушения водохранилища в дамбе образовалась промоина, идет неконтролируемый водосброс, а также имеется эрозия почвы насыпной дамбы.

Согласно сведений УФРС от Дата обезличена г., водохранилище Номер обезличен расположено в ... ... в кадастровом квартале Номер обезличен.

ФЗ №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» определены определенные требования к эксплуатации ГТС.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

П.3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права не недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Ссылка представителя администрации на отсутствие выделенных денежных средств для целей оформления прав на бесхозяйно содержимое имущество, а равно как и отсутствие обязательного предписания в ст. 225 ГК РФ обязанности принятия на учет бесхозяйного имущества, расположенного на территории муниципального образования, в качестве возражений по заявлению прокурора, является несостоятельной.

Поскольку установленные законом меры по безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и др. не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности указанного ГТС водохранилища Номер обезличен, с учетом его неудовлетворительного состояния, не исключающего возникновение чрезвычайных ситуаций, заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ст. 255 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно администрации муниципального органа город Новороссийск следует обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и по истечению года, обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на ГТС водохранилище Номер обезличен.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования город-герой Новороссийск в части непринятия в муниципальную собственность гидротехнического сооружения водохранилище Номер обезличен, ... незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск приять в муниципальную собственность водохранилище Номер обезличен, ..., подав заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и по истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на ГТС водохранилище Номер обезличен, расположенное в ... ....

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Председательствующий: Схудобенова М.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 11.08.2010 г.