Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 августа 2010г. г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе Председательствующего Схудобеновой М.А., при секретаре Щербаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора г. Новороссийска к ОАО «...» о понуждении соблюдения природоохранного законодательства УСТАНОВИЛ И.о. прокурора г. Новороссийска обратился с иском в суд к ОАО «...» о понуждении соблюдения природоохранного законодательства, указав, что прокуратурой г. Новороссийска при участии ведущего специалиста-эксперта регионального отдела Федерального экологического контроля на Черноморском побережье (г. Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО «...». В ходе проведенной проверки установлено, что для ОАО «...» разработаны и утверждены проект нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ, поступающих в Черное море и реку Цемес с поверхностными сточными водами с территории ОАО «...», а также нормативы допустимых сбросов (НДС) веществ со сточными водами ОАО «...». Обществом получено разрешение Номер обезличен от Дата обезличена на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), согласно которому разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе поверхностных сточных вод (в реку Цемес и Черное море) в период с Дата обезличена по Дата обезличена. Вместе с тем, решение о предоставлении водного объекта в пользование у предприятия отсутствует, что является нарушением требований ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Кроме того, в ходе проверки установлено, что в соответствии с инвентаризацией ОАО «...» имеет следующие газоочистные и пылеулавливающие установки: - «...» (деревообрабатывающий участок) - ...; мокрый пылеуловитель (помещение мастерской - заточный станок) - ... мокрый пылеуловитель (помещение мастерской - заточный станок) - пос. Кирилловка. Для пылеулавливающей установки Номер обезличен («...») представлен паспорт, акт технического состояния установки очистки аспирационного воздуха от локализации выделяющейся пыли от распиловки и отработки пиломатериалов от Дата обезличена, акт проверки эффективности установки очистки аспирационного воздуха от локализации выделяющейся пыли от распиловки и отработки пиломатериалов от Дата обезличена г. В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований инструкции по эксплуатации и обслуживанию эксплуатируемых ОАО «...» установок очистки газа отсутствуют. Установки не зарегистрированы соответствующим образом. Акты осмотров, подтверждающие оценку технического состояния установок, а также акты проверок соответствия фактических параметров работы установок проектным параметрам отсутствуют. Таким образом, юридическим лицом нарушены требования ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», которая к обязанностям юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, относит обязанность по соблюдению правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ОАО «...» нарушены также требования ч. 1 ст. 34 Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - закон «Об охране окружающей среды»), согласно которой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. ОАО «...» представлена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанная в Дата обезличена году. Предприятию выдано разрешение Номер обезличен от Дата обезличена года на предельно допустимый выброс (ПДС) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (срок действия с Дата обезличена по Дата обезличена). В п. 11 условиях разрешения указано о необходимости обеспечить выполнение воздухоохранных мероприятия в период неблагоприятных метеоусловий (НМУ), в соответствии с которыми ОАО «...» должно предусматривать кратковременное сокращение выбросов, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха, до уровня, наблюдаемого при отсутствии НМУ. Регулирование выбросов должно осуществляться с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения. Для снижения приземных концентраций вредных веществ в атмосфере в периоды НМУ предусматриваются воздухоохранные мероприятия организационного характера в периоды НМУ. В нарушение указанных требований закона ОАО «...» не имеет согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ. Документы, подтверждающие оповещение о наступлении и завершении периодов НМУ, отсутствуют. Юридическое лицо также не имеет договоров о получении прогнозов НМУ. Возможность своевременно проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ у юридического лица отсутствует. Выявленные нарушения подтверждаются справкой ведущего специалиста-эксперта регионального отдела Федерального экологического контроля на Черноморском побережье (г. Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Рева Н.А. Номер обезличен от Дата обезличена о проверке соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. При несоблюдении ОАО «...» природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, что дает право прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ. Просят обязать ОАО «...» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, обязать ОАО «...» разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию эксплуатируемых установок очистки газа, обязать ОАО «...» составить акты осмотров, подтверждающие оценку технического состояния эксплуатируемых установок очистки газа, а также акты проверок соответствия фактических параметров работы установок проектным параметрам, обязать ОАО «...» составить план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеоусловий, обязать ОАО «...» вести документы, подтверждающие оповещение о наступлении и завершении периодов неблагоприятных метеоусловий, обязать ОАО «...» заключить договор на получение информации о наступлении неблагоприятных метеоусловий. В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не предоставили, поэтому суд посчитал их неявку неуважительной и рассмотрел дело в их отсутствие. В письменных возражениях ответчик указал, что предприятием выполнены отдельные исковые требования. Выполнен п. 3 об оформлении акта о техническом состоянии установки очистки аспирационного воздуха от локализации выделяющейся пыли от распиловки пиломатериалов (...), а также акт проверки эффективности и соответствия параметров «...», выполнен п. 4 о разработке плана мероприятий по охране окружающей среды. В отношении п. 1 направлены запросы в администрацию ... о принадлежности ливневого лотка, проложенного по территории АТРС (п. Кирилловка). На основании ответов будет решаться вопрос, п. 2 в стадии исполнения, разрабатываются инструкции по эксплуатации установок по очистке газа, во исполнение п. 6 подготовлен проект на предоставление информации о наступлении неблагоприятных метеоусловий. Договор подписан начальником гидрометбюро г. Новороссийска и находится на подписи в ЦГМС в г. Краснодаре. Суд, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» к обязанностям юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, относится обязанность по соблюдению правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В силу ч. 1 ст. 39 закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий. Судом установлено, что Дата обезличенаг. прокуратурой г. Новороссийска при участии ведущего специалиста-эксперта регионального отдела Федерального экологического контроля на Черноморском побережье (г. Новороссийск) Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО «...». Согласно справки Номер обезличен, что основным видом деятельности ОАО «...» является эксплуатация газового хозяйства г. Новороссийска и прилегающих к нему поселков, снабжение газом потребителей города и прилегающих поселков. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований: - решение о предоставлении водного объекта в пользование у ОАО «...» отсутствует, - инструкции по эксплуатации и обслуживанию эксплуатируемых ОАО «...» установок очистки газа отсутствуют. Установки не зарегистрированы соответствуюгцим образом. Акты осмотров, подтверждающие оценку технического состояния установок, а также акты проверок соответствия фактических параметров работы установок проектным параметрам отсутствуют, - ОАО «...» не имеет согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ. Документы, подтверждающие оповещение о наступлении и завершении периодов НМУ, отсутствуют. Юридическое лицо также не имеет договоров о получении прогнозов НМУ. Возможность своевременно проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении НМУ у юридического лица отсутствует. ОАО «...» указывает о выполнении мероприятий по устранению, выявленных нарушений, в частности: выполнении п. 3 об оформлении акта о техническом состоянии установки очистки аспирационного воздуха от локализации выделяющейся пыли от распиловки пиломатериалов (циклон ЦН-15-650), а также акта проверки эффективности и соответствия параметров «...», выполнении п. 4 о разработке плана мероприятий по охране окружающей среды. Между тем, предоставленные суду копии плана мероприятий по устранению нарушений, выявленных при проверке ОАО «...» прокуратурой г. Новороссийска л.д. ...) и договора на предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении л.д. ...) не содержат даты принятия, не заверены надлежащим образом, а потому суд не вправе расценивать предоставленные акты как достоверные доказательства устранения части нарушений. Поскольку достоверных доказательств устранения выявленных нарушений ОАО «...» суду не предоставлено, суд считает требования и.о. прокурора г. Новороссийска подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования и.о. прокурора г. Новороссийска удовлетворить. Обязать ОАО «...» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование; разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию эксплуатируемых установок очистки газа; составить акты осмотров, подтверждающие оценку технического состояния эксплуатируемых установок очистки газа, а также акты проверок соответствия фактических параметров работы установок проектным параметрам; составить план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеоусловий; вести документы, подтверждающие оповещение о наступлении и завершении периодов неблагоприятных метеоусловий; заключит ь договор на получение информации о наступлении неблагоприятных метеоусловий. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней. Председательствующий: