Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 сентября 2010 года г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Ахмедовой Е.Р., c участием старшего помощника прокурора г.Новороссийска Вавиловой Ф.Л., представителя заинтересованного лица - главного врача МУЗ «Городская больница №1» Воронина С.Ф., представителя по доверенности Мальцева А.В., представителя ОГПН по доверенности Хрыкина Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новороссийска о признании неправомерным бездействие Администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления здравоохранения администрации г. Новороссийска, УСТАНОВИЛ: Прокурор ... обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации, Муниципального образования ..., неопределенного круга лиц с заявлением о признании неправомерным бездействие Администрации муниципального образования ..., Управления здравоохранения администрации .... В обоснование заявления указал, что по поручению прокуратуры Краснодарского края «О принятии исчерпывающих мер противодействия терроризму и экстремистской деятельности» прокуратурой ... проведена проверка на предмет антитеррористической защищенности от возможных террористических и экстремистских посягательств на территории МУЗ «Городская больница Номер обезличен» УЗ администрации ..., расположенной по адресу: ..., ... года, .... В ходе проверки выявлены существенные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.03.06 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». По выявленным нарушениям ОГПН ... от Дата обезличена г. дано заключение о том, что состояние помещений МУЗ «Городская больницаНомер обезличен» УЗ администрации ... не позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровью людей. В случае возникновения пожара в результате террористического акта при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности минимизация последствий террористического акта на территории больницы не будет достигнута. Планирование и финансирование бюджета возложено на администрацию ... и Управление здравоохранения администрации .... Наличие нарушений нарушает права граждан, медицинских работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в заявлении, просил суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования ... и Управления здравоохранения администрации ..., выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и обязать Администрацию муниципального образования ... и Управление здравоохранения администрации ... устранить допущенные в МУЗ «Городская больница Номер обезличен» УЗ администрации ... нарушения требований федерального законодательства. В судебном заседании главный врач МУЗ «Городская больница Номер обезличен» и представитель по доверенности подтвердили обнаружение на территории больницы нарушений противопожарных норм. Пояснили, что на основании проведенной реорганизации, родильный дом и диагностический центр выделены в отдельные МУЗ «Перинатальный центр» и МУЗ «Медицинский диагностический центр». Располагаются на территории городской больницы. Медицинские учреждения имеют три источника финансирования: за счет бюджета города, за счет отчисления ОМС и за счет платной медицинской деятельности. Более половины выявленных нарушений в настоящее время устранены, либо находятся на стадии исполнения. А именно: Хирургический корпус Номер обезличен: нарушения 1, 4 устранены, нарушения 2,3,5 в стадии исполнения. Хирургический корпус Номер обезличен: нарушения 1,2,4 устранены, нарушение 4 - в стадии исполнения. Нарушения в терапевтическом корпусе и КПП устранены полностью. Общие нарушения по больнице: нарушения 1,22 устранены частично (на стадии исполнения), нарушения 2,3,5,6,7 устранены. Дополнительно главный врач пояснил, что городская больница может устранять нарушения за счет доходов от платной деятельности, но их недостаточно. Стоимость устранения всех нарушений составляет порядка Номер обезличен. рублей. Основная надежда на финансирование за счет бюджета города. Система финансирования построена следующим образом: Муниципальное образование зачисляет средства Управлению здравоохранения, а затем они поступают на счет городской больницы. В настоящее время город взял большой кредит на нужды муниципального образования, в том числе на устранение нарушений противопожарных норм в городской больнице. Данные денежные средства до настоящего времени в адрес городской больницы не поступили. Дополнительно пояснил, что в городской больнице Номер обезличен койко-места, Номер обезличен мест дневного стационара. Просил в удовлетворении заявления отказать, так как муниципальные власти принимают необходимые меры финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений. В судебном заседании представитель ОГПН пояснил, что все выявленные нарушения являются существенными как в целом, так и по отдельности, не позволяют обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности и создают угрозу жизни и здоровью людей. Просил заявление удовлетворить. Представители Администрации муниципального образования ... и Управления здравоохранения администрации ... в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как установлено в судебном заседании, по поручению прокуратуры Краснодарского края «О принятии исчерпывающих мер противодействия терроризму и экстремистской деятельности» прокуратурой ... проведена проверка на предмет антитеррористической защищенности от возможных террористических и экстремистских посягательств на территории МУЗ «Городская больница Номер обезличен» УЗ администрации ..., расположенной по адресу: ..., ... года, .... В ходе проверки выявлены существенные нарушения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федерального закона от 06.03.06 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а именно: Хирургический корпус Номер обезличен: 1. Допускается хранение горючих материалов в техническом этаже. ППБ 01-03 п. 40; 2. Установка автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ операционного отделения находится в не работоспособном состоянии. ППБ 01-03 п. 98; 3. Групповая баллонная установка размещена у не глухой части здания не имеющей проемов. ППБ 01-03 п. 521; 4. Допускается загромождение путей эвакуации оборудованием (подвал). ППБ 01-03 п. 53; 5. Пожарные шкафы выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009. СП 10.13130.2009 п. 3.8. ТР о ТПБ п. 107. Хирургический корпус Номер обезличен: 1. В складском помещении расстояние от хранящихся товаров до светильников менее 50 м. ППБ 01-03 п. 503; 2. Допускается размещение в складском помещении штепсельных розеток. ППБ 01-03 п. 508; 3. На складских помещениях не указана категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ. ППБ 01-03 п. 33; 4. Не заключен договор на обслуживание пожарной сигнализации 2-го этажа. ППБ 01-03 п. 96. Терапевтическое отделение: 1. Пожарные шкафы выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009. СП 10.13130.2009 п. 3.8. ТР о ТПБ п. 107. Родильный дом: 1. Допускается хранение горючих материалов на чердаке здания. ППБ 01-03 п. 40; 2. Пожарные шкафы выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009. СП 10.13130.2009 п. 3.8. ТР о ТПБ п. 107; 3. Отсутствует договор на обслуживание пожарной сигнализации. ППБ 01-03 п. 96; 4. Установка автоматической пожарной сигнализации не в работоспособном состоянии. ППБ 01-03 п. 98; 5. В архиве расстояние от хранящихся товаров до светильников менее 50 см. ППБ 01-03 п. 503. Диагностический центр: 1. На складских помещениях не указаны категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ. ППБ 01-03 п. 33; 2. В подвале хранятся горючие материалы. ППБ 01-03 п. 184. КПП: 1. Помещение не обеспечено требуемым количеством первичных средств пожаротушения. ППБ 01-03 п. 108. Общие нарушения: 1. Двери эвакуационных выходов выполнить без возможности открытия изнутри без ключа (1 хирургический корпус, 2 хирургический корпус, роддом). ППБ 01-02 п. 52; 2. На окнах установлены глухие металлические решетки (1 хирургический корпус, 2 хирургический корпус). ППБ 01-03 п. 40; 3. Допускается загромождение эвакуационных путей и выходов (1 хирургический корпус, 2 хирургический корпус, роддом, терапевтический корпус, диагностический центр). ППБ 01-03 п. 53; 4. Обслуживающий персонал не прошел специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, по программам согласованным с ГПС. ППБ 01-03 п. 17; 5. Допускается стоянка атотранспортных средств в пределах противопожарных разрывов между зданиями. ППБ 01-03 п. 22; 6. Палаты с тяжелобольными и детьми расположены не на нижних этажах. ППБ 01-03 п. 181; 7. Не разработана в дополнение к плану эвакуации инструкция, определяющая действия персонала. ППБ 01-03 п. 16. По выявленным нарушениям ОГПН ... от Дата обезличена г. дано заключение о том, что состояние помещений МУЗ «Городская больницаНомер обезличен» УЗ администрации ... не позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности и создает угрозу жизни и здоровью людей. Из пояснений представителей МУЗ «Городская больница Номер обезличен» вышеуказанные нарушения полностью не устранены по причине отсутствия финансирования со стороны муниципальных органов. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2005 г. № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Положения Федерального закона от 06.03.2005 г. № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» раскрывает понятие террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действия в тех же целях. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров. Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Согласно ст. 42 Устава муниципального образования ... к полномочиям администрации в области охраны здоровья является формирование органов, уполномоченных на осуществление управления муниципальной системой здравоохранения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Признав заявление обоснованным, суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что неправомерное бездействие Администрации муниципального образования ... и Управления здравоохранения администрации ... по финансовому обеспечению устранений нарушений законодательства в МУЗ «Городская больница Номер обезличен» нарушает права граждан на безопасное пребывание в лечебном учреждении, безопасные условия труда и минимизацию вероятности и негативных последствий от возможных пожаров вследствие террористических актов на территории лечебного учреждения. Поэтому заявление прокурора ... подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора ... удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования ... и Управления здравоохранения администрации ..., выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Обязать Администрацию муниципального образования ... и Управление здравоохранения администрации ... устранить допущенные в МУЗ «Городская больница Номер обезличен» УЗ администрации ... нарушения требований федерального законодательства. Решение может быть обжаловано в ...вой суд через ... суд ... в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Полный текст решения изготовлен Дата обезличена г.