Именем Российской Федерации 9 ноября 2010 года Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А. при секретаре Щербаковой О.С., с участием помощника прокурора г. Новороссийска Картамышевой Ю.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц г. Новороссийска к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» об устранении нарушений УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» об устранении нарушений. В обоснование иска прокурор г. Новороссийска указал, что Прокуратурой г. Новороссийска совместно с Отделом государственного пожарного надзора г. Новороссийска проведена проверка Муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 5» (далее - МУЗ «Городская поликлиника № 5»), в ходе которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. Так, не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - высота горизонтальных участков путей эвакуации (подвал) составляет менее 2 метров, что является нарушением ст. 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ТР о ТПБ), а также п. 4.3.4 Свода правил СП <данные изъяты> «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СП <данные изъяты>). Кроме того, не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - ширина дверей эвакуационных выходов составляет менее 1,2 метра в нарушение ст. 89 ТР о ТПБ, п.7.1.13 СП <данные изъяты>. В МУЗ «Городская поликлиника № 5» нарушены требования ст. 89 ТР о ТПБ, п.53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 313 (далее - ППБ 01-03) - не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений (отсутствует дверь лестничной клетки детского отделения). Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты в зданиях, сооружениях и строениях не выполнены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону - нарушение ст. 82 ТР о ТПБ. Не оборудованы системами вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре коридоры длиной более 15 метров без естественного освещения зданий, что является нарушением ст. ст. 56, 85 ТР о ТПБ, п. 7.2 СП <данные изъяты>. В нарушение ст. 91 ТР о ТПБ, п. 4.7 «Свода правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» СП <данные изъяты>, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установки противопожарной защиты не обеспечены бесперебойным электропитанием - питание электроприемников систем противопожарной защиты не выполнены от самостоятельного вводно - распределительного устройства, расположенного в каждом пожарном отсеке с устройством автоматического включения резерва, имеющего отличительную окраску. Кроме того, не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - выходы из цокольного этажа не выполнены непосредственно наружу, обособленно от общих лестничных клеток, что является нарушением ст.89 ТР о ТПБ и п. 7.1.6 СП <данные изъяты> Помещения поликлиники не оборудованы в полном объеме системами обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением ст.54 ТР о ТПБ. В нарушение требований ст.89 ТР о ТПБ, п. п. 4.3.3, 7.1.14 СП <данные изъяты> не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - ширина горизонтальных участков путей эвакуации, с учетом одностороннего и двустороннего открывания дверей помещений составляет менее 1,2 метра. Кроме того, не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - двери лестничных клеток не в полном объеме выполнены глухими или с армированным стеклом, не оборудованы приспособления для самозакрывания и уплотнением в притворах, нарушая требования ст. 89 ТР о ТПБ, п. 4.2.7 СП <данные изъяты>. Не выполнено отключение систем общеобменной и технологической вентиляции, а также систем кондиционирования при срабатывании противодымной вентиляции, что является нарушением ст. 85 ТР о ТПБ. В нарушение ст. 84 ТР о ТПБ, п. 4.3.1 СП <данные изъяты> не обеспечена безопасная эвакуация людей из помещений - проходы, служащие для эвакуации людей при пожаре, не оборудованы аварийным эвакуационным освещением. Пожарные стояки системы хозяйственно - противопожарного водопровода не закольцованы поверху. Для обеспечения сменности воды в зданиях необходимо предусматривать кольцевание противопожарных стояков с одним или несколькими водоразборными стояками с установкой запорной арматуры в соответствии со ст.86 ТР о ТПБ, п. 4.1.1 СП <данные изъяты> В нарушение ст. 86 ТР о ТПБ, п. 4.2.2 СП 10.13130.2009, не обеспечена бесперебойная работа пожарных насосов - помещение пожарной насосной не выделено противопожарными стенами (перегородками) и перекрытиями, не выполнен отдельный выход наружу или на лестничную клетку. Кроме того, насосные установки для противопожарных целей не оборудованы ручным или дистанционным управлением - нарушение ст.86, п. 4.2.7 СП 10.13130.2009. Не обеспечена бесперебойная работа пожарной насосной - насосная, подающая воду на противопожарные нужды, не имеет надлежащую категорию надежности электроснабжения: I - при расходе воды на внутреннее пожаротушение более 2,5 л/с, а также для пожарных насосных установок, перерыв в работе которых не допускается, что является нарушением ст. 86 ТР о ТПБ, а также п. ДД.ММ.ГГГГ СП 10.13130.2009. Нарушены требования ст. 86 ТР о ТПБ, п. 4.1.8 СП <данные изъяты> - не обеспечено нормативное давление в системе внутреннего противопожарного водопровода с целью получения компактных струй воды (струи следует принимать равными высоте помещения, считая от пола до наивысшей точки перекрытия (покрытия), но не менее 6 м.). Не обеспечен нормативный расход воды на внутреннее пожаротушение (2 струи по 2,5 л/с) в нарушение ст. 86 ТР о ТПБ, п. 4.1.1 СП <данные изъяты> Не обеспечена безопасная эвакуация людей из зданий, сооружений и строений при пожаре при условии, что интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре - нарушена ст. 53 ТР о ТПБ. Помещения с различными классами функциональной пожарной опасности не выделены строительными конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости (в том числе: архивы, складские помещения, электрощитовые и т.д.), в нарушение ст. ст. 88, 32 ТР о ТПБ. Вход в лифт, расположенный в подвале, не выделен тамбур - шлюзом 1 - го типа с подпором воздуха при пожаре, что является нарушением ст. 88 ТР о ТПБ. В нарушение требований ст. 84 ТР о ТПБ речевые устройства системы оповещения людей о пожаре (детское отделение) имеют возможность регулирования уровня громкости. Автоматическая установка пожарной сигнализации (детское отделение) не обеспечивает подачу сигнала оповещения в помещение пожарного поста - нарушение ст. 83 ТР о ТПБ. Автоматические установки пожарной сигнализации не обеспечивают подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре (системы оповещения и пожарной сигнализации детского и взрослого отделения выполнены независимо друг от друга), что является нарушением ст. ст. 83, 84 ТР о ТПБ. В нарушение требований ст. 64 ТР о ТПБ в декларации пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ содержатся не достоверные сведения, а именно: п. 45 - эвакуационные выходы из подвала не обеспечивают безопасную эвакуацию людей при пожаре; п. 49 - здание поликлиники не оборудовано аварийным эвакуационным освещением; отсутствует расчет по обеспечению безопасной эвакуации людей при пожаре из здания поликлиники. Для отделки стен и полов на путях эвакуации применены материалы с показателями пожарной опасности, превышающими допустимые пределы, что является нарушением ст. 89 ТР о ТПБ, п. 4.3.2 СП <данные изъяты> Согласно п. 1 ППБ 01-03, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. П. 10 ППБ 01-033 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения подтверждаются информацией начальника ОГПН г.Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ № о результатах проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В свете трагических событий, происшедших в г.Пермь, в Тверской области, унесших в результате пожара жизни большого количества людей, игнорирование МУЗ «Городская поликлиника № 5» норм рассматриваемого федерального законодательства является недопустимым. Ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности создает условия к возникновению пожара и человеческим жертвам. При несоблюдении МУЗ «Городская поликлиника № 5» требований пожарного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на жизнь и на охрану здоровья, установленные ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, чего в данном случае не может обеспечить руководство МУЗ «Городская поликлиника № 5» работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность в помещении учреждения ввиду нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора г. Новороссийска Картамышева Ю.С. на удовлетворении искового заявления настаивала, при этом обращает внимание суда, что ответчик не устраняет нарушения требований пожарной безопасности длительное время. Представитель ответчика по доверенности Середа Н.В. суду пояснила, что не имеют самостоятельных средств для проведения работ по выявленным нарушениям, финансирование осуществляется через управление здравоохранения администрации г. Новороссийска. Нарушения устраняются по мере поступления денежных средств на данные цели, поскольку учреждение является некоммерческим и финансируется в пределах выделенных лимитов. После проведенной проверки в адрес Управления направлены письма о необходимости выделения денежных средств, а так же по проведению открытого конкурса по определению работ для поликлиники по капитальному ремонту подвала, с предоставлением сметного расчета порядка пяти с половиной миллионов рублей. До настоящего времени информация о проведении открытого конкурса в установленном порядке не публиковалась. Частично по мере материальных и временных возможностей нарушения устраняютя. Поскольку существует установленная процедура заключения муниципального контракта, которая требует определенного времени, просила суд при принятии решения определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации г. Новороссийска в судебное заседание не явился, извещен судебной повесткой, об уважительных причинах неявки суд не известил, суд, на основании ст. 167 ГПК РФ признал его неявку неуважительной и рассмотрел дело в его отсутствие. Представитель ОГПН г. Новороссийска Чусь С.Н. исковые требования прокурора поддержал, считает их подлежащими удовлетворению и суду пояснил, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности помещений поликлиники №5 могут повлечь как возникновение пожара в здании, так и гибель людей, а потому они подлежат устранению. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, МУЗ «Городская поликлиника №5» расположена и осуществляет свою деятельность по адресу <адрес> Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем является администрация г. Новороссийска, учреждение находится в ведомственном подчинении управления здравоохранения администрации г. Новороссийска. В соответствии с положением Устава МУЗ «Городская поликлиника №5», Учреждение обязано обеспечивать работников учреждения безопасным условиям труда … ОГПН г. Новороссийска в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провело внеплановое мероприятие по контролю помещений МУЗ «Городская поликлиника №5», по итогам проверки было выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности помещений, состоящее из 26 пунктов, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Как пояснила суду Середа Н.В., указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности ими не оспариваются, в полном объеме еще не устранены и выполняются по мере поступления денежных средств. Таким образом, судом установлено, что поскольку ответчиком нарушения требований противопожарной безопасности занимаемых помещений, находящихся по <адрес> в полном объеме не устранены, указанные в предписании мероприятия являются обязательными к исполнению поскольку влекут как угрозу возникновения пожара так и в случае пожара угрозу жизни и здоровью людей, а так же лиц, осуществляющих в помещении трудовую деятельность, кроме того угрозу возникновения материального вреда, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу положений ст. 204, ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд полагает ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ подлежащим удовлетворению, поскольку процедура заключения муниципального контакта на выполнение работ по ремонту подвала, суммой сметного расчета 5 381 022 рублей, определена ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и соответственно требует установленных законом временных процедур. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Новороссийска удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника №5» устранить нарушения требований пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу г. <адрес> Установить Муниципальному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника №5» срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней. Председательствующий: Схудобенова М.А. Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.11.2010 года.