Решение по заявлению Прокурора г. Новороссийска о признании незаконным бездействие администрации г. Новороссийска



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ      <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Аванесян Г.А.,

c участием ст. помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя администрации МО <адрес> - по доверенности Делавшок Н.А., представителя 2 отряда ОФПС по КК - по доверенности Сухоручкина К.В., представителя ОГПН - по доверенности Котова Ю.Ю., представителя МУ «Администрация <адрес>» - по доверенности Кононенко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании неправомерным бездействие Администрации муниципального образования <адрес> в части непринятия мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, и обязании администрацию МО <адрес> демонтировать металлические автоматические ворота, установленные на придомовой территории, прилегающей к многоквартирным домам по <адрес> со стороны дома по <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ г. в Прокуратуру <адрес> обратился начальник Новороссийского почтамта с заявлением о неправомерной установке оградительных конструкций во дворе домов по адресу: <адрес> (со стороны <адрес> <адрес> Прокуратурой совместно со специалистами отдела государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности во дворе зданий, расположенных по указанному адресу. В ходе проверки выявлены существенные нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности: на проезде (подъезде) к жилым зданиям, расположенным по адресу: <адрес> (со стороны <адрес> <адрес> установлены металлические ворота, препятствующие проезду (подъезду) пожарной техники, что не соответствует пункту 23 ППБ в РФ. Согласно данному пункту ППБ проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам. Невыполнение указанных требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью жильцов домов по <адрес>, а также работникам и посетителям Новороссийского Почтамта УФПС <адрес> филиала ФГУ Почта России. В свете трагических событий и последствий пожаров в интернате для престарелых (станица <адрес>), унесшего жизни <данные изъяты> человек, в наркологической клинической больнице <адрес> погибло <данные изъяты> человек, в Московском институте государственного и корпоративного управления погибло <данные изъяты> человек, погибли люди в ночном клубе «<данные изъяты>» в <адрес>. В адрес администрации было вынесено представление и осталось без исполнения. Бездействие администрации <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности является неправомерным, поскольку создает причины и условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, предусмотренные ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности».

В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в заявлении. Уточнил требования, просил суд: 1) признать неправомерным бездействие Администрации муниципального образования <адрес> в части непринятия мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, направленных на демонтаж автоматических металлических ворот, установленных на придомовой территории, прилегающей к многоквартирным домам по <адрес>А со стороны дома по <адрес> в <адрес>; 2) обязать Администрацию муниципального образования <адрес> принять меры, направленные на демонтаж автоматических металлических ворот, установленных на придомовой территории, прилегающей к многоквартирным домам по <адрес>А со стороны дома по <адрес> в <адрес>. Дополнительно пояснил, что представление в адрес администрации Центрального внутригородского района МО <адрес> не исполнено. <адрес> направлен ответ о том, что собственником земельного участка, на котором расположены ворота, находится в ведении Администрации <адрес>, поэтому вопрос необходимо решать в судебном порядке. Жилые дома, которые ограждают металлические ворота, находится в ведении ОАО «<данные изъяты>», ТСЖ по данному адресу не создано. Администрация <адрес> должна предпринять меры по устранению нарушений пожарной безопасности.

Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании подтвердил обстоятельство нахождения в собственности муниципального образования земельного участка, отсутствие разрешения на установку металлических ворот. Ворота на балансе администрации не находятся. Пояснил, что в таком случае администрация может предпринять меры реагирования путем составления акта, направления в адрес собственников ворот предписания, и направления соответствующего иска в суд о демонтаже металлических ворот. Просила отказать в удовлетворении заявления прокурора.

В судебном заседании представитель МУ «Администрация <адрес>» пояснил, что разрешение на установку ворот никому не выдавалось. В компетенцию администрации района выдача таких разрешений не входит. <адрес> известно, что ворота были установлены на основании общего решения жильцов многоквартирных домов. ТСЖ по данному адресу не создан. Забор и ворота огораживают три жилых дома, примыкающее здание Главпочтамта <адрес>. Вопрос по установке и демонтажу ограждений и металлических ворот на муниципальной территории относится к ведению администрации <адрес>. Просил в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании представитель ОГПН посчитал заявление прокурора <адрес> правомерным. Пояснил, что размещение автоматических металлических ворот нарушает нормы ст. 67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 23 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03). Устранением данных нарушений может быть только демонтаж ворот. Правила пожарной безопасности устанавливают четкий запрет на ограждение многоквартирных жилых домов, иной альтернативы нет. Данные нарушения несут угрозу жизни и здоровью граждан, неопределенному кругу лиц, так как в случае пожара, пожарный расчет не сможет проехать вплотную к жилым домам и зданию Главпочтамта. Вопрос о наличии ограждений жилых домов относится к первичным мерам пожарной безопасности в границах городского округа.

В судебном заседании представитель 2 отряда ОФПС по КК посчитал заявление прокурора правомерным. Подтвердил сказанное представителем ОГПН. В дополнение пояснил, что в дежурной части 2-го отряда по <адрес>, действительно имеется пульт управления автоматическими воротами. Однако, при возникновении пожара по адресу могут быть направлены расчеты из других пожарных частей, расположенных по другим адресам. Такая расстановка пожарных сил применяется для оперативности реагирования, исходя из ресурсных возможностей пожарных подразделений. В случае выезда другого расчета у пожарного наряда может не оказаться пульт от автоматических ворот. Кроме того, его могут не передать по смене 4-х сменного дежурства, пульт может сломаться, либо могут сломаться ворота, нет никакой гарантии их работоспособности в нужный момент. Ворота питаются от электричества, и в случае их отключения будет невозможным их открыть. Въезд во двор многоквартирных жилых домов является единственным. Чтобы исключить любую вероятность препятствия доступа пожарного наряда, ворота необходимо демонтировать.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как установлено в судебном заседании, на основании обращения начальника Новороссийского почтамта, Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на придомовой территории многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу <адрес> по факту несанкционированной установки ворот.

Обстоятельства установки автоматических ворот были выявлены специалистами ОГПН (письмо от ДД.ММ.ГГГГ . В данном письме указано, что нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей.

По данному факту прокуратурой <адрес> в адрес администрации <адрес> было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений норм пожарной безопасности.

<адрес> в ответ на представление направила ответ от ДД.ММ.ГГГГ в котором указала, что решение об установке ограждения и металлических ворот принято жильцами многоквартирных домов прилегающей территории. В компетенцию администрации района решение вопроса о демонтаже ворот не входит.

По поручению прокуратуры 2 отрядом ФПС по <адрес> была проведена повторная проверка ДД.ММ.ГГГГ возможности проезда пожарного автомобиля к домам по <адрес> <адрес> со стороны дома по <адрес>. Установлено, что имеются металлические заграждения, препятствующие свободному подъезду пожарных автомобилей к зданиям. Указанное подтверждено письмом от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно акту обследования дворовой территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия специалистов ЖКХ <адрес> зафиксировала, что проезд со стороны <адрес> во двор <адрес> перекрыт для проезда автомашин оперативных служб, проход со стороны <адрес>, между домами и перекрыт. Проход между домами по <адрес> и <адрес> перекрыт. Есть проход только через главпочтамт на территорию ОАО «Кубаньэлектросвязь». Указанное подтверждено представленными фотографиями.

В адрес прокурора <адрес> Госпожнадзора <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что требования по свободному проезду пожарных автомобилей установлены ст. 67 ФЗ от 22.06.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 23 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03).

Администрацией <адрес> подтверждено обстоятельство принадлежности муниципальному образованию земельного участка придворовой территории прилегающей к многоквартирным домам по <адрес>.

Также администрацией <адрес> и администрацией <адрес> подтверждено обстоятельство отсутствия разрешения на установку ограждения и металлических въездных ворот по указанному адресу.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 67 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ установлено, что «1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

1) с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой и более метров ( и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой и более метров ( и более этажей);

2) со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

1) с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более <данные изъяты> метров;

2) с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более <данные изъяты> метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее <данные изъяты> метров.

7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:

1) для зданий высотой не более <данные изъяты> метров - не более <данные изъяты> метров;

2) для зданий высотой более <данные изъяты> метров - не более <данные изъяты> метров.

9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем <данные изъяты> x <данные изъяты> метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать <данные изъяты> метров».

В соответствии с п. 23 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам».

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Таким образом, размещение ограждений в виде автоматических въездных ворот, препятствующих свободному проезду пожарных машин, нарушает указанные требования Закона и ППБ-01-03, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По сообщению ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома по адресу <адрес> переданы в управление ОАО «<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>». <адрес> выбрал способ управления - управляющая организация ОАО «<данные изъяты>». Собственником металлических ворот являются жильцы многоквартирных домов, что подтверждается коллективным письмом жильцов от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно представленному Положению о территориальных органах администрации МО <адрес>, в компетенцию <адрес> вопрос о разрешении установки ограждений на территории муниципального образования не входит.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Однако администрацией <адрес> не приняты надлежащие меры, направленные на обеспечение устранения нарушений норм пожарной безопасности. При этом, мерами могут быть действия в рамках полномочий по земельному контролю, направленных на ликвидацию несанкционированного ограждения (металлических въездных ворот), установленных на муниципальной земле общего пользования.

Признав заявление обоснованным, суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации муниципального образования <адрес>, выраженное в непринятии мер, направленных на устранение нарушений норм пожарной безопасности является неправомерным, поскольку создает причины и условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, предусмотренные ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности».

Учитывая изложенное, заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать неправомерным бездействие Администрации муниципального образования <адрес> в части непринятия мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, направленных на демонтаж автоматических металлических ворот, установленных на придомовой территории, прилегающей к многоквартирным домам по <адрес> со стороны дома по <адрес> в <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> принять меры, направленные на демонтаж автоматических металлических ворот, установленных на придомовой территории, прилегающей к многоквартирным домам по <адрес> со стороны дома по <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ