по иску Оганесян к Новороссийской таможне о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, материального и морального вреда



Дело № 2-4567/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А.,

при секретаре Щербаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оганесян <данные изъяты> к Новороссийской таможне о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, материального и морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Оганесян Г.Д. обратился в суд с иском к Новороссийской таможне о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины, материального и морального вреда, указав в обоснование, что в ДД.ММ.ГГГГ года принял на себя обязательство по получению домашних вещей ефрейтора ФИО5, уволенной из Вооруженных сил ДД.ММ.ГГГГ в отставку. Отправителем вышеуказанных вещей весом <данные изъяты> кг., стоимостью 210200 рублей из Республики Армении являлась ФИО5, а получателем в России городе Новороссийске ее дочь ФИО2. ФИО2 выдала ему доверенность на получение домашних вещей ФИО5, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он, получив сообщение о поступлении домашних вещей на Новороссийскую таможню, приехал в город Новороссийск в тот же день. После таможенных процедур, Новороссийская таможня выставила ему счет на сумму таможенных платежей в размере 43136 рублей, указав, что в случае неоплаты, домашние вещи ФИО5 будут разгружены на склад. Был вынужден оплатить вышеуказанный счет, что подтверждается приходным ордером № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что работники Новороссийской таможни действовали в нарушение Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей (<данные изъяты>

Принимаемые им домашние вещи ФИО5 уже были в употреблении, что доказывает опись данных вещей, вследствие чего они считаются предметами личного, домашнего и семейного использования и принадлежат ей, так и членам ее семьи, которые также являются военнослужащими, уволенными с военной службы.

В соответствии с п.2 ст. 144 Таможенного кодекса РФ, он является представителем, который несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей.

Обращался в ЮТУ с жалобой на действия работников Новороссийской таможни и ДД.ММ.ГГГГ пришел отказ в рассмотрении жалобы, в котором было указано, что излишне уплаченные платежи подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. В соответствии с приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов и формы заявления», необходимым документом для приложения к заявлению является платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ. Между тем, представить вышеуказанный документ в подлиннике он не смог, так как подлинники не были выданы ему работниками Новороссийской таможни, неоднократно просил их выслать указанные документы, но до настоящего времени ответа не последовало. В связи с незаконными действиями работников Новороссийской таможни лично понес материальные затраты в размере 52136 рублей, которые состоят из оплаты таможенных платежей 43136 рублей, оплаты услуг адвоката 3000 рублей, оплаты гостиничного номера 6000 рублей. Кроме того, незаконными действиями работников таможни ему причинен моральный ущерб, который оценивает в 50 000 рублей, так как после вышеуказанных событий долго болел, обострились старые заболевания и к ним добавились новые, в ДД.ММ.ГГГГ ему установили инвалидность <данные изъяты> группы.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, по основаниям, изложенным в иске, указав, что ему <данные изъяты> года, и лично сам и ФИО5 являются гражданами России, проходившими военную службу на территории Армении. По просьбе ФИО5, которая была больна, увольнялась по состоянию здоровья, взял на себя обязанности оформить в таможенном отношении ее имущество, которое она отправила из Армении в Армавир, куда выезжала на постоянное место жительства. Когда контейнер поступил в таможню, и он приехал за вещами, то уведомил таможню о том, что это вещи военнослужащей, неоднократно пытался попасть к руководству, однако его игнорировали, никаких объяснений и документов не принимали и в целях исключения помещения имущества на таможенный склад, был вынужден оплатить требуемую сумму. Впоследствии стал обращаться в вышестоящий таможенный орган, и вместо возврата уплаченных платежей, к нему предъявили требования о довзыскании таможенных платежей. Был вынужден отстаивать свои интересы в Верховном суде, пока справедливость не восторжествовала и решение суда о довзыскании с него сумм не отменили с отказом в иске. Считает, что поскольку ФИО5 служила в Российской Армии на территории Армении с ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, несмотря на введенные в ДД.ММ.ГГГГ а затем в ДД.ММ.ГГГГ году таможенный кодексы, она вправе была воспользоваться льготами при провозе личного имущества к месту жительства, как военнослужащая России.

Представители Новороссийской таможни просили суд в удовлетворении иска отказать, поскольку требования не основаны на законе, указав в возражение, что ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийскую таможню (таможенный пост «Новороссийский») от гр. Оганесяна Г.Д., действовавшего по доверенности от ФИО2, подано заявление об оформлении в таможенном отношении ввозимых для личного пользования вещей но ДУ , <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; , ввозимых из <адрес>.

«Таможенные пошлины, налоги уплачиваются физическими лицами при декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера, форма которого определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела» - ст. 287 Таможенного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Новороссийская таможня обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с иском к Оганесян Г.Д. о взыскании таможенных платежей и пени.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ с Оганесян Г.Д. взыскано в пользу федерального бюджета, подлежащие уплате таможенные платежи и пеня в сумме 12815,92 руб. и государственная пошлина в доход государства в сумме 484 руб.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Однако, постановлением Президиума Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменены, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Новороссийской таможни к Оганесяну Г.Д. о взыскании таможенных платежей и пени отказано.

На основании п.1 ст. 14 ТК РФ «все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ».

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия (ст. 131 ТКРФ).

ДД.ММ.ГГГГ Новороссийским таможенным постом была принята ТД № 10317060/021007/3000581 товар - вещи домашнего обихода Гаспарян <данные изъяты>. Документы, подтверждающие прохождение военной службы ФИО9., либо Оганесян Г.Д., а также отправителя груза - ФИО6 к таможенному оформлению представлены не были. В связи с чем ссылка в постановлении Президиума Верховного Суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ на решение Экономического Суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ не обоснованна.

На Новороссийском таможенном посту предметы домашнего обихода, весом 2150 кг, стоимостью 8426,17 долларов США оформлены по таможенному приходному ордеру с предоставлением тарифных преференций.

В связи с чем, от имени ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерию Новороссийской таможни был оплачен таможенный платеж в сумме 43136,40 руб.

Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории. Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-«О таможенном тарифе».

При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

1) установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

2) освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;

происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Тарифные преференции были предоставлены в соответствии с приказом ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. N 1539 в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию РФ с таможенной территории каких-либо из этих государств.

Однако, в нарушение данных положений, в отношении товаров №№ указанных в ТД № страной происхождения которых, согласно заявлению физического лица Оганесян Г.Д., является <данные изъяты>, <данные изъяты> были предоставлены тарифные преференции.

В отношении товаров №№ 42 и 43, страной происхождения которых, согласно заявления является Япония, не начислена и не уплачена ввозная пошлина. В результате таможенные пошлины, налоги в отношении указанных товаров уплачены не в полном объеме.

В нарушении положений приказа ГТК РФ от 25.12.2003 г. № 1539, в отношении товаров № 21, 26 и 35, страной происхождения которых, согласно заявления Оганесян Г.Д., является Республика Армения, были начислены и уплачены ввозные таможенные платежи.

Решением об отмене в порядке ведомственного контроля принятое решение Новороссийского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций отменено и ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10909,10 руб. в соответствии со ст. 350 ТК РФ. Указанное требование исполнено не было.

Требования истца о взыскании судебных расходов в размере 9000 рублей и компенсации морального вреда в размере 50000 рублей необоснованны и не подлежат удовлетворению, как не основанные на законе.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела видно, что Оганесян Г.Д. и ФИО5 являются бывшими военнослужащими в запасе.

В соглашении между государствами- участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) указано, что Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе при пересечении государственной границы государства Содружества провозить личное имущество без взымания пошлин, налогов и оплат, за исключением предметов, вывоз (ввоз) которых запрещен законодательством соответствующего государства.

Согласно ст. 2 указанного Соглашения, которое имеет статус международного договора, за военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Данное соглашение подписали Российская Федерация и Республика Армения.

В решении Экономического суда СНГ от ДД.ММ.ГГГГ Экономический Суд обозначил, что термин «таможенные платежи» употреблен в значении «таможенные пошлины».

В Основах таможенного законодательства государств - участников СНГ, принятых решением Совета глав государств Содружества от ДД.ММ.ГГГГ так же в национальном законодательстве государств - участников СНГ термин «таможенные платежи» имеет собирательный смысл и включает таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы.

Льготный провоз личного имущества, исходя из смысла этой нормы, должен предоставляться при пересечении государственной границы как станы, на таможенную территорию которой производится его ввоз.

Под личным имуществом лиц следует понимать предметы личного, домашнего или семейного использования, в том числе и автотранспортные средства, принадлежащие военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и членам их семей. При этом не установлено каких либо ограничений по количеству, стоимости, стране происхождения предметов личного домашнего или семейного использования, вывозимых из одного государства и ввозимых в другое. Предоставление указанным лицам льготного режима провоза имущества составляет содержание обязательства государств -участников, для которых Протокол вступил в силу, и данная норма подлежит применению независимо от положений национального законодательства этих государств.

В соответствии со ст. 105 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств государство либо орган или институт Содружества, в отношении которого принято решение коллегии Экономического Суда, обязано его исполнить.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Судом установлено, что ефрейтор ФИО5, гражданка России, проходившая воинскую службу в Армении с года, уволена из рядов Вооруженных сил РФ приказом командира войсковой части - полевая почта от ДД.ММ.ГГГГ в отставку по состоянию здоровья, направлена на воинский учет в районный военный комиссариат города Армавира Краснодарского края.

Как показала суду истец, находясь на территории России, он принял на себя обязательство по получению домашних вещей ефрейтора ФИО5, уволенной в отставку.

Согласно описи домашних вещей ефрейтора ФИО5, загружаемых в контейнер, отправителем являлась ФИО5, получателем ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийскую таможню от Оганесяна Г.Д., действовавшего по доверенности ФИО2, было подано заявление об оформлении в таможенном отношении ввозимых для личного пользования вещей домашнего обихода ФИО5, из Республики Армении, из которого следует, что все возимые вещи являются бывшими в употреблении, то есть из списка видно, что это товары личного и бытового назначения, в описи указано воинское звание отправителя.

Новороссийская таможня выставила счет на сумму таможенных платежей в размере 43136 рублей, указанная сумма была оплачена Оганесян Г.Д. в соответствии с с.2 ст. 144 Таможенного кодекса РФ, что следует из таможенного приходного ордера и квитанции к нему, содержащих подписи Оганесяна Г.Д., как плательщика.

Представители Новороссийской таможни не оспаривали, что таможенные платежи в размере 43136 рублей были внесены Оганесяном Г.Д..

Поскольку ефрейтор ФИО5 являлась военнослужащим и на момент подписания Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" проходила военную службу в Вооруженных Силах СССР, то на неё распространяются все права и льготы, предусмотренные ранее законодательством Союза ССР в отношении военнослужащих, в том числе и в части льготного провоза личного имущества в пределах территории бывшего Союза ССР.

Поскольку ФИО5, как военнослужащая, имела право на льготный режим провоза личного имущества к месту жительства из <адрес> в <адрес>, суд считает, что Новороссийская таможня необоснованно начислила к уплате таможенные платежи в сумме 43136 рублей, и следовательно необоснованно не возвратила указанную сумму плательщику Оганесяну Г.Д. по его требованию.

Ссылка представителя Новороссийской таможни на то обстоятельство, что Протокол от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающий, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, проходившие военную службу в воинских формированиях бывшего СССР и перешедшие (зачисленные) на военную службу в вооруженные силы государств - участников СНГ, и члены их семей, при следовании к новому месту военной службы или постоянному месту жительства на территорию одного из государств СНГ, при пересечении границ могут провозить личное имущество без взимания таможенных платежей, налогов и сборов, т.е. не содержащий отсылки к национальному законодательству и не устанавливающий никаких ограничений по ввозу, в настоящее время в силу не вступил, не может быть принята во внимание, поскольку к настоящим правоотношениям он не применим, так как ФИО5 не переходила на военную службу Армении, а оставалась военнослужащей России.

Так же неосновательны ссылки на отмену решения о предоставлении таможенных преференций, и соответственно обязанности Оганесян Г.Д. доплаты таможенных пошлин, поскольку указному решению дана соответствующая оценка Постановлением президиума Верховного суда Республики Адыгеи от ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты>).

Поскольку таможенные платежи были оплачены ФИО1, и соответственно начислены и приняты ответчиком без законных оснований, обязанность по их возврату лежит именно на Новороссийской таможне, следовательно возражения ответчика, что указанную сумму истцу следует взыскивать с ФИО5, противоречит положениям ст. 355 Таможенного кодекса РФ, предусматривающей возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Требования Оганесян Г.Д. о взыскании материального вреда оплаты гостиничного номера в размере 6000 рублей, удовлетворению не подлежат, поскольку указанные расходы не входят в перечень судебных расходов, определенный положениями ст. 94 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В данном случае нарушены только имущественные права истца, таким образом, в части взыскания морального ущерба, иск удовлетворению не подлежит.

Согласно представленных квитанций истцом понесены расходы на проезд 179,50 рублей, юридическую консультацию 3000 рублей, почтовые 31,10 рублей, которые с учетом положений ст. 98 ГПК РФ, ответчик обязан возместить истцу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Новороссийской таможни в пользу Оганесян <данные изъяты> в счет возврата таможенных платежей 43136 рублей, судебные расходы 3210,60 рублей, а всего взыскать 46346,60 рублей.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.12.2010 года.