Решение по иску Министерства юстиции РФ по КК к Краснодарской краевой общественной организации `Новороссийское морское собрание` о признании юридического лица прекратившим деятельность и исключения из ЕГРЮЛ



Дело № 2-355/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» января 2011 г.        г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Ахмедовой Е.Р.,

с участием представителей ответчика: председателя ККОО «Новороссийское Морское собрание» Орлова Е.В., адвоката по ордеру Покатило В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к <адрес>вой общественной организации «Новороссийское Морское собрание» о признании юридического лица прекратившим деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> (далее истец) обратилось в суд с иском к <адрес> общественной организации «Новороссийское Морское собрание» о признании юридическое лицо прекратившим деятельность и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указано, что ответчиком нарушаются требования Федерального закона «Об общественных объединениях»: не представляется информация о продолжении деятельности. В адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ выносилось письменное предупреждение с требованием устранить допущенные нарушения в части информирования об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, по установленной форме <данные изъяты>. Предупреждение в установленный законом срок ответчиком не исполнено, в судебном порядке не обжаловано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с иском о признании организацию прекратившей деятельность в порядке <данные изъяты> <данные изъяты> Федерального закона «Об общественных объединениях».

Ответчиком поданы письменные возражения на исковое заявление (л.д.<данные изъяты>), в которых указано, что исковое заявление незаконно и необоснованно. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <адрес> общественная организация «Новороссийское Морское собрание» ведет активную уставную деятельность. Ответчиком по адресу <адрес> проводятся регулярные мероприятия в арендованном помещении ООО «<данные изъяты>» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ /. В состав организации входят <данные изъяты> членов. Ответчик активно взаимодействует с Администрацией <адрес>, осуществляет пропаганду сохранения морских традиция и сплоченности моряков. За время работы Морское Собрание произвело более <данные изъяты> мероприятий, направленных на оказание материальной, социальной, правовой помощи и моральной поддержки нуждающимся морякам и членам семей лиц, погибших при исполнении служебного долга: оказание помощи при приобретении путевок в санатории и дома отдыха (письмо начальнику военного санатория от ДД.ММ.ГГГГ ), проведение конференций с публикацией в СМИ, участие в подготовке фотоальбома-монографии о военном флоте (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), проводятся награждения членов организации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ), проводятся мероприятия согласно планам работы. Ответчиком ранее соблюдались требования законодательства касательно предоставления отчетности. Сбой в выполнении данной обязанности произошел вследствие увольнения бухгалтера организации ФИО4 по состоянию здоровья. В настоящее время ответчиком заключен договор с ООО «<данные изъяты> на оказание бухгалтерских услуг, которое готовит и направляет отчетность по деятельности ответчика. Ответчик должным образом не был осведомлен истцом о необходимости предоставления отчетности о своей деятельности, что подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Дома Офицеров, расположенного по юридическому адресу организации. В настоящее время недостатки в работе устранены, отчетность за <данные изъяты> г.г. направлена в Управление Минюста РФ по КК, что подтверждено квитанциями. Просит в удовлетворении иска отказать.

Истец в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, а в случае неявки ответчика - просил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

3-е лицо Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.

Ответчик не возражал против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представители Ответчика - председатель организации ФИО5 и адвокат ФИО3 возражали против удовлетворения иска. Повторили доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, просили в удовлетворении иска отказать.

Заслушав пояснения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 72 п. 5 Приказа Минюста РФ от 21.05.2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ…» Управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю уполномочено обращаться в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Таким образом, исковое заявление подано в суд уполномоченным лицом.

Согласно ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, «общественное объединение обязано:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц».

Судом установлено, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> общественная организация «Новороссийское Морское собрание» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована как юридическое лицо и выдано свидетельство о регистрации серии МК от ДД.ММ.ГГГГ Организация имеет Устав (л.д.<данные изъяты>), утвержденный на учредительной конференции ДД.ММ.ГГГГ Организация имеет юридический адрес: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Как следует из предупреждения в адрес Организации, от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам исследования учетного дела Организации Управлением Минюста РФ по КК установлено, что Организация не выполнила требования абз. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях в части» ежегодного информирования о продолжении деятельности, о проделанных мероприятиях с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; не подаются сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за период с <данные изъяты> г.г. по форме и в сроки, установленные Правительством РФ. В предупреждении предоставлен месячный срок для устранения недостатков и недопущения нарушений Закона.

Указанные нарушения требований законодательства, по мнению истца, являются грубыми нарушениями и являются основанием для ликвидации организации. При этом истцом не представлено доказательств вручения ответчику указанного предупреждения. Согласно сообщению Дома офицеров Новороссийского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) в адрес ККОО «Новороссийское морское собрание» документов из Управления Минюста РФ по КК не поступало.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьей 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статьей 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

В соответствии с абзацем 3 части первой статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом установлено, что организация создана в целях возрождения морских традиций Морских собраний Российского флота; содействия в реализации морской доктрины Российской Федерации на Юге России; сплочения моряков на идеях патриотизма и беззаветного служения Отечеству и народу; обеспечения высокого статуса Моряка, реализации и защиты его гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав и свобод, поддержки ветеранов и инвалидов флота, членов их семей, а также членов семей моряков, погибших при исполнении служебного долга.

В материалы дела ответчиком представлены документально подтвержденные сведения о продолжении деятельности Организации: действующий договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» о предоставлении помещения для проведения собраний; список членов организации (л.д.<данные изъяты>); план работы Организации на <данные изъяты> год; график дежурства на <данные изъяты> год по обеспечению контроля защиты прав граждан; список членов общественной палаты в МО город-герой Новороссийск с включением членов Новороссийского Морского Собрания; расчет взносов и отчисления в ПФР за <данные изъяты> г. (л.д.<данные изъяты>); расчет по страховым взносам с отметкой о принятии (л.д.<данные изъяты>); акт <данные изъяты> по <адрес> камеральной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>); налоговые декларации в ИФНС по <адрес> за <данные изъяты> г. (л.д.<данные изъяты>); программа работы научно-практической конференции на февраль <данные изъяты> года; переписка с ОАО «<данные изъяты>», Новороссийским историческим музеем-заповедником, Городской Думой, Администрацией <адрес>; программа круглого стола; публикации в местных СМИ; выписка из протокола собрания от ДД.ММ.ГГГГ - заседания Совета старшин; переписка с Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ; научными трудами - докладами на конференциях; протоколом заседания Совета старшин от ДД.ММ.ГГГГ; планом работы организации на 2011 год.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод об осуществлении организацией уставных задач, полезности и важности общественной деятельности.

Ответчик указывает, что причиной допущения нарушений Закона в части предоставления сведений и отчетности является отсутствие (болезнь) бухгалтера в организации. Указанное подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ о работе бухгалтера ФИО4

Кроме того ответчиком представлены доказательства заключения с бухгалтерской фирмой ООО «<данные изъяты>» договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) по ведению бухгалтерского учета организации - ответчика, направления в декабре 2010 г. (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) в адрес Управления Минюста РФ по КК отчетной документации за <данные изъяты> г.г. по установленной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ форме <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>).

Допущенные организацией вышеуказанные нарушения требований ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и положений Устава организации не являются грубыми, неустранимыми и существенными настолько, чтобы в нарушение баланса интересов общества, вынести судебный акт о ликвидации (признании прекратившим деятельность) данной организации.

В силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывает Европейский суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.

Поскольку запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации), а создание Краснодарской краевой общественной организации «Новороссийское Морское собрание» обусловлено исключительно общественно полезными целями и задачами, постольку удовлетворение иска о прекращении деятельности данного объединения вследствие допущенных им нарушений законодательства, не являющихся грубыми, является в таком случае неправомерным.

Проанализировав и оценив в совокупности исследованные доказательства, учитывая, что ответчиком устранены нарушения Закона, суд считает, что в удовлетворении иска о признании Краснодарскую краевую общественную организацию «Новороссийское Морское собрание» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> о признании <адрес>вую общественную организацию «Новороссийское Морское собрание» прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ