К делу №2-215/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2011 г. Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А. с участием ст. пом. прокурора транспортной прокуратуры г. Новороссийска Зотовой О.С. при секретаре Щербаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Утянского <данные изъяты> к Новороссийской таможне об отмене приказа об увольнении, признании незаконным отказа в форме бездействия в заключении нового контракта, обязании заключить контракт о службе в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ, обязании засчитать в выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежных средств УСТАНОВИЛ: Утянский В.В. обратился в суд с иском к Новороссийской таможне об обязании начальника Новороссийской таможни заключить с Утянским В.В. контракта в должности равнозначной или В обоснование иска указал, что он подполковник таможенной службы и проходил службу в Новороссийской таможне с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на основании приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Российской Федерации» и приказом начальника Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне», приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно-штатных мероприятий» был выведен в распоряжение начальника Новороссийской таможни. Согласно приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № находился в распоряжении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с действующим законодательством работодатель при проведении организационно-штатных мероприятий обязан предпринять нее меры по его трудоустройству. За указанный период им написано четыре заявления на имя начальника таможни на заключение контракта на имеющиеся, на тот момент, вакантные должности: заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста (заявления от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ), на имеющуюся вакантную должность начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни (заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), а так же на заключение с ним срочного служебного контракта государственного гражданского служащего в должности начальника отдела Новороссийской таможни, таможенного поста (до момента его увольнения ДД.ММ.ГГГГ ответ не поступал, контракт с ним не продлен и не перезаключен. В связи с ознакомлением его с Приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ №, им ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление с просьбой мотивировано разъяснить причины не заключения со ним контракта. Ответ на его заявление с указанием мотивированных причин для отказа в заключении контракта не поступал. Данное заявления в числе прочих направленных им попадают под действие ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», однако в нарушение положений указанного ФЗ ответы администрацией Новороссийской таможни ему не направлены. Считает такое решение начальника Новороссийской таможни, выразившееся в отказе заключать с ним контракт на новый срок незаконным, нарушающим права. В соответствии со ст. 64 ТК РФ «Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд. Ст.З ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда указывая, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Запрет дискриминации также содержится в ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ, согласно которой «Пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам». Отсутствие мотивации отказа в заключении контракта говорит о дискриминации в сфере труда, что является недопустимым. Согласно ст. 7 ФЗ «ст.7 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» установлены ограничения в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении, а именно: «Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его не дееспособным или ограничено дееспособным или ограничено дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока». Таковых ограничений для прохождений службы в таможенных органах у Утянского В.В. нет. Более того, служил в Новороссийской таможне с ДД.ММ.ГГГГ (более <данные изъяты> лет). За период прохождения службы неоднократно поощрялся. Объявлялись благодарности руководства Новороссийской таможни, ЮТУ, ГТК РФ, является подполковником таможенной службы, образование высшее экономическое (экономист-менеджер, экономика в управление на предприятии (в таможне), окончил в ДД.ММ.ГГГГ Российскую Таможенную Академию), выслуга лет в таможенных органах <данные изъяты> лет и <данные изъяты> месяца, взысканий не имеет, на руководящих должностях в Новороссийской таможне более <данные изъяты> лет. За последние <данные изъяты> года не имел ни одного взыскания. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Новороссийской таможне в должности начальника отдела, руководил отделом таможенной инспекции <данные изъяты> лет и <данные изъяты> года организационно-аналитическим отделом. За указанные <данные изъяты> лет его руководящей работы отделы при проверках ФТС России и ЮГУ (плановые, внеплановые и т.п.) получали только положительные оценки своей деятельности. В соответствии с Приложением к приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно-штатных мероприятий» установлен порядок принятия решения о трудоустройстве сотрудника при проведении организационно-штатных мероприятий, последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении. Так согласно вышеуказанному приказу «В период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе. Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ соответствующего таможенного органа о назначении сотрудника на другую должность, его переводе по службе в иной таможенный орган или увольнении со службы в таможенных органах. Так при проведении собеседования ему были предложены вакантные должности сотрудников обязанности, по которым может выполнять с учетом квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, в том числе должности заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста (им поданы заявления о назначении на указанную должность от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ), на имеющуюся вакантную должность начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни (им подано заявление о назначении на указанную должность от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). Результаты рассмотрения указанных заявлений не доведены. Согласно положениям приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно- штатных мероприятий» за предложением должностей со стороны руководства, в случае согласия сотрудника следует назначение на вакантную должность, однако руководством таможни назначение его на данные должности не произведено. Исходя из текста приказа предложение вакантных должностей со стороны таможенного органа, его согласие в ходе собеседования о назначении на должность, а также его заявление о ДД.ММ.ГГГГ им истребованы копии документов, в том числе Приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении В.В. Утянского». До настоящего момента указанный документ ему не поступал. Предложение вакантных должностей, лист согласования, заявления о назначении на вакантные должности и иные, необходимые для заключения контракта документы, имелись в таможенном органе. Таким образом, каких либо нарушений с его стороны, влекущих отказ в заключении контракта нет. Просит учесть, что по сроку службы с ДД.ММ.ГГГГ года имеет право на присвоение очередного звания -полковника таможенной службы при наличии должности предусматривающей присвоение такого звания. Должность занимаемая им до проведения организационно-штатных мероприятий, предусматривала получение звания полковника таможенной службы. Законодательство РФ о государственной службе предусматривает право карьерного роста, при проведении кадровой политики представитель работодателя (государства) должен руководствоваться только объективными критериями при назначении на должность, а именно выслугой лет, квалификацией образованием, опытом работы, ранее занимаемыми должностями. В порядке ст. 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Из содержания пункта <данные изъяты> контракта видно, что контракт составлен и подписан ДД.ММ.ГГГГ и вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно вышеуказанным нормам права течение срока действия контракта началось ДД.ММ.ГГГГ и закончилось ДД.ММ.ГГГГ Более того, дата увольнения -ДД.ММ.ГГГГ совпадает с нерабочим днем. Таким образом, спорный приказ об увольнении его с ДД.ММ.ГГГГ издан с нарушением закона и является неправомерным. В период действия контракта № ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о замещении вакантной должности заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста по результатам собеседования от ДД.ММ.ГГГГ (лист собеседования прилагается). Собеседование проводилось по инициативе работодателя в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в распоряжение начальника таможни с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (исключением занимаемой ранее должности начальника организационно-аналитического отдела). В последующем неоднократно обращался с заявлениями, претендуя на вакантные должности, в том числе начальника отдела таможенной охраны, что подтверждается прилагаемыми копиями заявлений, а также письмом начальника таможни от ДД.ММ.ГГГГ № Кроме того, обращался с заявлениями о заключении со ним срочного служебного контракта государственного гражданского служащего по вакантным должностям начальника отдела Новороссийской таможни, таможенного поста. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен с предложением вакантных должностей на указанную дату, где значилась должность начальника отдела таможенной охраны. В графе «примечания» Сведений выразил свое согласие на занятие данной должности. Однако договор по данной должности с ним не был заключен. Обращение с вышеуказанными заявлениями о замещении вакантных должностей основано на п.5 ст. 10 и п. п. 5, 6 ст. 16 ФЗ-114 «О прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации», устанавливающих возможность заключения контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока действия действующего контракта, а также право на замещение вакантной должности и продвижение по службе в соответствии с имеющейся квалификацией и результатов работы, а также в связи с тем, что на собеседовании ему были предложены вакантные должности, в числе которых была и должность заместителя начальника таможенного поста -начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста. В таможне проработал 17 лет, имеет высшее специальное образование (Российская Таможенная академия), дисциплинарных взысканий нет. Имеет троих малолетних детей. В нарушение ст. 4 ФЗ-114, предусматривающей письменное изложение причин отказа в течение месяца после принятия решения об отказе в замещении вакантных должностей, письменных сообщений об отказе в удовлетворении его заявлений не было направлено, несмотря на его письменную просьбу, что противоречит ст. 64 Трудового кодекса и указанным в ней законам. В соответствии с п.и.20-21 Положения «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации», утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможни) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником. Решение о не заключении (заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником таможни или начальником структурного подразделения таможенного органа не позднее, чем за месяц до истечение срока контракта. Отсутствие письменных сообщений о причинах отказа в заключении с ним трудового договора (контракта) нарушает трудовые права и является нарушением ст.64 Трудового кодекса РФ, предусматривающей запрещение необоснованного отказа в заключении трудового договора за исключением случаев, предусмотренных Законом. Перечень таких Законов прилагается к данной норме, под их действие он не подпадает. Письмо заместителя начальника ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ № о «нецелесообразности предложения Утянскому В.В. должностей в подразделениях правоохранительного блока и силового обеспечения с учетом длительного его отсутствия на службе по причине нетрудоспособности» считает неправомерным и необоснованным, нарушающим трудовые права, поскольку зачисление на должности в указанных подразделениях находится в компетенции начальника Новороссийской таможни, о чём свидетельствует и.4 утверждённой им ДД.ММ.ГГГГ Должностной инструкции начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни, которая подписана заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности и согласованна с заместителем начальника правовой службы - начальником правового отдела Южного таможенного управления. А так же п. 52 Положения об отделе таможенной охраны Новороссийской таможни утверждённого приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об отделе таможенной охраны Новороссийской таможни»; Письмо противоречит ст. 64 Трудового кодекса и указанным в ней законам. Просит суд отменить приказ Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № с восстановлением его на работе в Новороссийской таможне. Обязать Новороссийскую таможню заключить с ним служебный контракт (договор) в должности начальника отдела таможенной охраны. Обязать Новороссийскую таможню засчитать в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет и выплатить полагающееся денежное пособие с ДД.ММ.ГГГГ до дня заключения служебного контракта. В порядке ст. 39 ГПК РФ заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) Утянский В.В. уточнил исковые требования, указав, к спорным правоотношениям применяются нормы ФЗ-114 «О прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации», а в части не урегулированной - положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), поскольку согласно ст.5,11 ТК РФ регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними осуществляется на основании Конституции РФ, а также иного законодательства, содержащего нормы трудового права; трудовое законодательство применяется к отношениям, связанным с использованием личного труда, за исключением военной службы и некоторых других отношений, перечисленных в ст. 11 ТК РФ. На государственных служащих нормы ТК РФ распространяются с учетом особенностей, установленных законами о государственной службе. Кроме того, в соответствии со ст. 1 ФЗ-114, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы и в соответствии со ст.2 ФЗ-114 регулируется настоящим законом, Таможенным кодексом РФ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в п.8 Постановления Пленума ВС РФ №63 от 28.12.2006г. указал, что согласно ст. 11 ТК РФ нормы ТК РФ не распространяются на военнослужащих, исполняющих воинские обязанности, членов советов директоров при определенных обстоятельствах и некоторых иных категорий граждан, к которым Утянский В.В. не относится. В пункте 9 Постановления Пленум разъяснил, что дела данной категории (трудовые) разрешаются судом, в том числе на основании федеральных законов, содержащих нормы трудового права. В пункте 23 Постановления Пленум указал на обязанность доказывания работодателем как законность оснований увольнения, так и соблюдение порядка увольнения. Данные положения закона подтверждаются судебной практикой, в том числе Краснодарского краевого суда по делам данной категории. Приказ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно - штатных мероприятий» (регистрация МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ №) (далее Инструкция). ДД.ММ.ГГГГ с Утянским В.В. кадровой службой Новороссийской таможни проведено собеседование в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, осуществляемых на основании п.5 ст. 18 ФЗ-114, Приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № и приказа начальника Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №. Из материалов дела видно, что в таможне проводилось сокращение штата ее сотрудников, что соответствует п.1 Инструкции. В соответствии с абзацами 2 и 4 п.2 Инструкции, Утянский В.В. был зачислен в распоряжение начальника таможни. Пунктом <данные изъяты> раздела <данные изъяты> Инструкции (порядок освобождения от должности и зачисление в распоряжение) установлено, что в ходе собеседования сотруднику должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в таможне, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. По результатам собеседования ФИО1 был зачислен в распоряжение начальника таможни и в этот же день написал заявление о замещении вакантной должности, которая была предложена, которое не было рассмотрено установленным порядком. Инструкция (п. <данные изъяты>) предусматривает, что при рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий учитываются основания, предусмотренные ст. 179 Трудового кодекса. Пункт <данные изъяты> Инструкции обязывает администрацию таможни в период нахождения сотрудника в распоряжении предлагать все вакантные должности как в данной таможне, так и по согласованию с вышестоящим таможенным органом должности сотрудников в другом таможенном органе. Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме. Требования Инструкции нарушены ответчиком. Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах, права и обязанности граждан и сотрудников при заключении контракта регулируются Положением «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее Положение), утвержденном Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированном в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №. В частности, п. <данные изъяты> Положения установлено, что началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта. Согласно п. <данные изъяты> Контракта № начало его действия указана дата - ДД.ММ.ГГГГ и с учетом ст. 14 ТК РФ, ст. 190, 191,193 ГК РФ срок его окончания -ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как это следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.<данные изъяты> Положения сотрудник таможенного органа может быть назначен на другую должность в том же таможенном органе или в другом, либо условия контракта могут быть изменены по взаимному согласию сторон до истечения срока действия ранее заключенного контракта. Утянский В.В. в период действия ранее заключенного с ним контракта, неоднократно обращался с письменными заявлениями на замещение вакантных должностей, в том числе с заявлением о замещении должности заместителя начальника таможенного поста начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста (заявление от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), начальника отдела таможенной охраны (Примечания к Сведениям о наличии вакантных должностей по Новороссийской таможне), заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. <данные изъяты> Положения не позднее, чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 ст.48 ФЗ-114. Данное положение закона исполнено ответчиком с нарушением закона, что подтверждается уведомлением б\н и даты, с которым Утянский В.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и которым он предупрежден об увольнении ДД.ММ.ГГГГ по окончании срока служебного контракта не за три месяца до предстоящего увольнения, а за 4. Нарушение заключается в том, что на момент ознакомления Утянского В.В. с уведомлением администрация таможни располагала двумя вышеуказанными заявлениями (от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) о заключении нового контракта в период действующего и не рассмотрела их по существу в соответствии с п. 20, 21 Положения. Согласно п<данные изъяты> Положения не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения либо начальник таможни направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником. Служебная характеристика должна содержать сведения о деловых и личных качествах сотрудника, его профессиональной подготовке, о знании законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результатах служебной деятельности, способности качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок. Предусмотренные законом действия начальника таможни при наличии заявлений Утянского В.В. о заключении с ним контракта на новый срок не были совершены, что повлекло нарушение его трудовых прав как в части не заключения нового контракта в период действующего, так и нарушение порядка увольнения. В соответствии с п.<данные изъяты> Положения решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта. В данном случае решения о заключении (незаключении) служебного контракта с Утянским В.В. при наличии его заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также письменного согласия о замещении предложенной вакансии должности начальника отдела таможенной охраны и соответствующих двух заявлений не принималось в установленный Положением срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ Пленум ВС РФ в п. 10 Постановления №63 указал на необходимость при разрешении дел данной категории выяснять «..велись ли переговоры о приеме на работу и по каким основаниям ему (гражданину) отказано в заключении договора». В данном случае такие переговоры велись в виде собеседования, предложения таможней списка вакантных должностей со стороны таможни и многочисленных заявлений со стороны Утянского В.В. Однако таможня не довела до сведения Утянского В.В. оснований отказа в заключении нового контракта ни по одной из испрашиваемых должностей. ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. обратился с письменным заявлением к начальнику таможни, где просил разъяснить причины не заключения с ним контракта, поскольку сроки рассмотрения поданных заявлений, в том числе заявления от ДД.ММ.ГГГГ, истекли. Ответа не получено. При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта. Поскольку заявление Утянского В.В. о замещение вакантной должности начальника отдела таможенной охраны датировано ДД.ММ.ГГГГ, срок его рассмотрения составляет один месяц в соответствии с п.<данные изъяты> Положения, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим издание приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Утянского В.В. ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, поскольку нарушает право сотрудника таможни заключить контракт на новый срок в период действующего. В соответствии с пунктом <данные изъяты> Положения, при принятии решения о незаключении с ним контракта на новый срок, он должен был не позднее ДД.ММ.ГГГГ письменно предупрежден о предстоящем увольнении. Поскольку в нарушение закона решения о не заключении с Утянским В.В. нового контракта в период действующего начальником таможни не принималось, то предупреждение о его предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ является также неправомерным. Утянский В.В. без предусмотренного п.21 Положения предупреждения и в отсутствие решения начальника таможни по его заявлениям о заключении нового контракта уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с <данные изъяты> Общего Положения о таможне, утвержденного Приказом ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ, начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от неё при согласовании с соответствующим функциональным подразделением вышестоящего таможенного органа. Должности заместителей начальников таможенных постов, а также должность начальника отдела таможенной охраны не согласовывается с вышестоящим таможенным органом, что подтверждается пунктами <данные изъяты> «организация деятельности», а также <данные изъяты> т.е. обязанности таможенного органа по согласованию определенных должностей не корреспондируется право вышестоящего органа по указанному согласованию. В соответствии с <данные изъяты> Общего положения о РТУ указанный вышестоящий таможенный орган по отношению к Новороссийской таможне решает в соответствии с законом вопросы прохождения службы в подчиненных таможнях в соответствии с законодательством. При этом под «законодательством» в данном случае указан ФЗ-79 «Государственной гражданской службы Российской Федерации», ссылка на ФЗ-114 отсутствует. Данный пункт не предусматривает согласование должности начальника отдела таможенной охраны в подчиненной таможне. В данном случае заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Утянского В.В. о заключении с ним служебного контракта на новый срок в период действия контракта № о замещении на тот момент вакантной должности заместителя начальника таможенного поста -начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста не рассматривались установленным законом порядком. В соответствии с п. <данные изъяты> Общего положения о таможне назначение и освобождение должностных лиц, работников таможни, за исключением лиц, назначаемых на должности и освобождаемых от нее осуществляется ФТС России, находится в компетенции начальника таможни. Должностные лица номенклатуры ФТС России предусмотрены п. <данные изъяты> Общего положения о таможне, к ним относятся должности заместителей начальника таможни, начальник ОСБ, начальники таможенных постов и главный бухгалтер таможни. Положением об отделе таможенной охраны Новороссийской таможни, Должностной инструкцией начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни, не предусмотрено согласование замещения должности начальника отдела таможенной охраны с вышестоящим структурным подразделением. Поэтому ссылка ответчика на наличие письма заместителя начальника ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ № не обоснована нормой права. Кроме того, указанное письмо не соответствует требованиям п.<данные изъяты> Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, не мотивировано с точки зрения закона; начальник таможни не принимал соответствующего решения с учетом данного письма. Утянский В.В. ознакомлен с письмом, которое ему не адресовано и которое не содержало законных оснований отказа в заключении контракта, т.е. было немотивированным с точки зрения закона. Следует учесть, что Пленум ВС РФ в п. <данные изъяты> Постановления № указал на недопустимость ограничения трудовых прав по основаниям, не связанным с деловыми качествами работника. Просит принять во внимание, что в п.<данные изъяты> Постановления Пленума разъяснено, что в случае установления судом увольнения без законных оснований либо с нарушением установленного порядка, лицо подлежит восстановлению на работе. Таким образом, Пленум указал два типа незаконных увольнений : 1) без законных оснований; 2) увольнение с нарушением установленного порядка. Изменение формулировки увольнения возможно только при ликвидации организации, а также, если истек срок договора и при этом не установлено, в том числе, нарушения порядка увольнения. По настоящему делу истцом представлены убедительные доказательства нарушения порядка увольнения, а ответчик не привел никаких опровергающих доказательств, в том числе по нарушениям:ст.64 ТК РФ, запрещающей необоснованный отказ в заключении трудового договора; ст. 179 ТК РФ; п.11, 15, 21 Инструкции, обязывающих администрацию таможни предлагать письменно все вакантные должности как в таможне, так и иных таможенных органах, а также соблюдать требования ст. 179 Трудового кодекса; п.5 ст. 10 ФЗ-114, предусматривающий возможность заключения контракта на новый срок в период действия существующего контракта; п.6 ст. 16 ФЗ-114, предусматривающий право на продвижение по службе с учетом квалификации и деловых качеств; п. <данные изъяты> Положения касательно даты окончания срока действия контракта и даты издания приказа об увольнении; п.<данные изъяты> Положения - создание препятствий в виде бездействия по реализации Утянским В.В. права на изменение действующего контракта (не рассмотрение соответствующих заявлений); н.<данные изъяты> - нарушение срока предупреждения о предстоящем увольнении; п<данные изъяты> Положения - не направление предусмотренным Положением порядком характеристики, установленного Положением содержания, в кадровое подразделение таможни не позднее, чем за два месяца до истечения срока контракта и при наличии соответствующего заявления Утянского В.В.; п<данные изъяты> Положения - непринятие решения о заключении контракта по должности начальника отдела таможенной охраны, не позднее, чем за месяц до истечения срока контракта. Правовой статус должностного лица таможенного органа включает в себя совокупность прав и обязанностей, предусмотренных ст. 10,16,17 ФЗ-114 в соответствии со ст.352 ТК РФ, ст.53 ФЗ-114 нарушенное право подлежит судебной защите. Восстановление нарушенных прав истца в части несоблюдения порядка увольнения в ходе судебного разбирательства возможно только путем отмены приказа № от ДД.ММ.ГГГГ и обязания таможни заключить с Утянским В.В. контракт на новый срок в период действовавшего контракта № в должности начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни. Просит суд отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Новороссийскую таможню заключить с Утянским В.В. новый контракт по должности начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни с ДД.ММ.ГГГГ. В порядке ст. 39 ГПК РФ, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) Утянский В.В. уточнил исковые требования, указав, что спор возник из трудовых правоотношений между истцом и ответчиком по поводу заключения (незаключения) нового служебного контракта по предложенной ответчиком вакантной должности начальника отдела таможенной охраны в период действия срочного контракта № к\7, а также в связи с увольнением истца по окончанию указанного контракта ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст.5 Трудового кодекса (далее ТК РФ) трудовые правоотношения регулируются Трудовым кодексом и иными законами, содержащими нормы трудового права. При наличии противоречий между ТК РФ и иными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ. Увольнение по окончанию служебного контракта является самостоятельным основанием прекращения трудовых правоотношений. Поэтому при увольнении по данному основанию не принимаются во внимание гарантии, установленные законом для отдельных случаев (увольнение в период временной нетрудоспособности, нахождение в отпуске). Однако, как указано в Уточнении к исковому заявлению, согласно пункта <данные изъяты> Положения «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах» сотрудник таможенного органа может быть назначен на другую должность по взаимному согласию сторон до истечения срока действия ранее заключенного контракта. В материалах дела имеются доказательства, что таможня выразила свое согласие на заключение нового контракта в период действовавшего, что подтверждается листами собеседований и предложением сведений о наличии вакантных должностей в таможне. Пунктом <данные изъяты> Положения установлено, что при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок, начальник таможни, иное уполномоченное лицо, не позднее, чем за два месяца до истечения срока контракта, обязан совершить ряд действий, в том числе направить характеристику установленного содержания на сотрудника в кадровую службу. Однако, ответчик, в нарушение п.<данные изъяты> Положения, не совершил ряда действий, предусмотренных законом, по рассмотрению многочисленных заявлений (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) Утянского о заключении с ним нового срочного контракта в период действовавшего, т.е. допустил бездействие по рассмотрению заявлений Утянского, чем нарушил его трудовые права, которые подлежат судебной защите согласно ст. 352 ТК РФ, ст. 53 ФЗ-114. При этом следует учесть, что предоставление права сотруднику таможенного органа изменять действующий срочный контракт, требовать заключения с ним нового контракта в период действующего обеспечивается правом судебной защиты, которое не ставится в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе предварительного признания (не признания) судом незаконным отказа в удовлетворении соответствующих заявлений сотрудника. В данном случае, письменный отказ в реализации Утянским В.В. положений закона (<данные изъяты>) со стороны таможни отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении таможней вышеперечисленного законодательства в форме бездействия, которое нуждается в правовой оценке судом, поскольку является правообразуюшим юридическим фактором в целях восстановления нарушенных трудовых прав истца. Ссылка ответчика на факт нахождения Утянского В.В. в очередном отпуске и больничном листе, как на причину не рассмотрения его заявлений, не может быть принята во внимание, поскольку закон не содержит таких оснований не выполнения его требований - <данные изъяты>. Просит суд отменить приказ № от ДД.ММ.ГГГГ Признать незаконным отказ в форме бездействия Новороссийской таможни в заключении с Утянским В.В. новый контракт в период действия контракта № Обязать Новороссийскую таможню заключить с Утянским В.В. новый контракт по должности начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни. Обязать Новороссийскую таможню засчитать в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет и выплатить полагающееся денежное пособие с ДД.ММ.ГГГГ до дня заключения служебного контракта. В судебном заседании Утянский В.В., его представитель по доверенности Птухина Л.А. на удовлетворении исковых требований, изложенных в последней редакции заявления от ДД.ММ.ГГГГ настаивали, уточнив, что просят обязать Новороссийскую таможню заключить с Утянским В.В. новый контракт по должности начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни с ДД.ММ.ГГГГ на любой предусмотренный законом срок по усмотрению Новороссийской таможни, согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Новороссийскую таможню засчитать в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет и выплатить полагающееся денежное пособие за один рабочий день ДД.ММ.ГГГГ, в размере 650 рублей исходя из размера оклада по ранее занимаемой должности 3413 рублей оклада по специальному званию 1391 рублей и ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет 70% от должностного оклада и оклада по специальному званию, согласно п.<данные изъяты> контракта № Птухина Л.А. в обоснование иска пояснила, что исчисление срока течения срочного трудового договора связан с возникновением трудовых отношений, с моментом выхода работника на работу. Согласно ч.1 ст. 14 TP РФ течение срока, с которыми ТК связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Возникновение прав и обязанностей осуществляется на основании закона либо договора. Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено законом или договором. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Таким образом, согласно приведенных норм права, течение срока трудового договора обусловлено наличием: 1) календарной датой, которой определено начало возникновения прав и обязанностей; 2) фактом начала исполнения трудовых обязанностей работником. Если день начала работы не определен, работник должен приступить к работе в тот день, когда подписан договор. То есть, если договор (контракт) составлен и подписан ДД.ММ.ГГГГ, а дата, когда работник должен приступить к работе не указана, первым рабочим днем будет ДД.ММ.ГГГГ. По настоящему делу в контракте не оговорена календарная дата начала исполнения своих трудовых обязанностей Утянским В.В. Однако в пункте 12 контракта указана дата составления, подписания и вступления в законную силу контракта - ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Контракт составленный и подписанный сторонами ДД.ММ.ГГГГ считается заключенным на три года с ДД.ММ.ГГГГ и оканчивается ДД.ММ.ГГГГ Поэтому дата окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ0г., указанная в преамбуле является ошибочной. В соответствии с ч.З ст. 14 сроки исчисляемые годами, месяцами истекают в соответствующее число последнего года, месяца срока. Соответствующее число, указанное в ТК РФ, ГК РФ - это как раз то, с которым связано начало отсчета срока, т.е. ДД.ММ.ГГГГ. Трудовой кодекс не содержит легального определения сроков, в том числе пресекательных, поэтому в трудовом праве могут применяться нормы гражданского права по аналогии либо применяется аналогия права. В ГК РФ отсутствует законодательное определение пресекательных и иных сроков. Теория гражданского права содержит определение понятия сроков осуществления гражданских прав: сроки осуществления гражданских прав, в течение которых обладатель субъективного права может реализовать возможности, заложенные в субъективном праве; сроки существования гражданских прав - это сроки действия субъективных прав во времени; пресекательные (преклюзивные) сроки, которые предоставляют управомоченному лицу строго определенное время для реализации своего права. Юридическое назначение этих (пресекательных) сроков заключается в досрочном прекращении субъективных прав в случае их неосуществления или ненадлежащего осуществления. Из последнего определения видно, что считать срок окончания срочного контракта в трудовом праве в качестве пресекательного оснований не имеется. В исковом заявлении изложено требование о судебной защите нарушенных прав сотрудника таможенного органа в период действия заключенного с ним контракта ДД.ММ.ГГГГ Нарушенное право в данном случае заключается в не рассмотрении многочисленных заявлений о заключении нового контракта в период действовавшего, а также в необоснованном бездействии по заключению с Утянским В.В. контракта по должности начальника отдела таможенной охраны. На основании изложенного и с учетом Уточнения к исковому заявлению просит удовлетворить исковые требования в полном объеме. В судебных прениях Птухина Л.А. просила изменить дату увольнения Утянского В.В. на ДД.ММ.ГГГГ. Утянский В.В. суду пояснил, что при заключении контракта в ДД.ММ.ГГГГ года, условия его устроили, подписал добровольно, на сроки не обратил внимание. После получения уведомления о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ так же возражений по срокам действия контракта не предъявлял. После уведомления о проведении оргштатных мероприятий ему были предложены имеющиеся в Новороссийской таможне вакантные должности, выразил свое согласие на зачисление в распоряжение начальника таможни и дополнительно своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ выразил согласие о назначении его на вакантную должность заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста. После написания заявление с вопросом подготовки характеристики и представления на указанную должность не обращался, поскольку считал, что это не требуется, так как является действующим сотрудником. С его согласия он был зачислен в распоряжение начальника таможни и с конца ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года находился в отпусках и на больничном. В этот период, летом, ему стало известно о том, что на должность заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТО и ТК Новороссийского автотранспортного таможенного поста назначен другой человек. В период отпусков и больничного в таможню не приходил, с вопросами результата рассмотрения заявлений от 4 и ДД.ММ.ГГГГ не обращался, тем более что знал о назначении на должность другого человека. В феврале 2010 года ему предлагали должность начальника отдела таможенной охраны, но тогда он не был готов к принятию решения. В ДД.ММ.ГГГГ года, по выходу на работу, и после предоставления сведений о наличии вакантных должностей на ДД.ММ.ГГГГ, обратился с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении на вакантную должность начальника отдела таможенной охраны, не получив ответа повторно обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ответа не последовало обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о заключении контракта государственного гражданского служащего в должности начальника отдела Новороссийской таможни таможенного поста. При обращении с указанными заявлениями с вопросом подготовки характеристик и представления на должности не обращался. В его адрес пришел ответ по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о явке на беседу к руководителю таможни, приходил несколько раз и узнав у охраны, что начальник отсутствует -уехал либо на больничном, уходил. С вопросом, кто мог провести беседу в отсутствии начальника не обращался, поскольку все кадровые вопросы руководитель решает сам. Каких либо документов для решения вопроса о замещении должности гражданского служащего не предоставлял. ДД.ММ.ГГГГ им было получено направление для прохождения военно-врачебной комиссии, однако ввиду того, что для этой процедуры требуется значительное время, не посчитал необходимым ее пройти. На сегодняшний момент им так же комиссия не пройдена. Ему известно о том, что для заключения контракта существуют необходимые условия, считает, что и после заключения контракта он может пройти военно-врачебную комиссию. Допуск к гос. тайне у него был, поэтому не считал нужным, что для его оформления по новой должности нужны какие либо документы. Представитель ответчика по доверенности Пахомова М.В. считает иск не подлежащим удовлетворению, указывая в обоснование возражений, что во исполнение приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне» и в соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и учреждениях, находящихся в введении ФТС России» приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне» внесены изменения в штатное расписание таможни согласно приложению к приказу и настоящий приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.2 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N1053 "Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий" при сокращении отдельных структурных подразделений таможенного органа либо отдельных должностей и введении новых должностей в этом же таможенном органе без изменения общей штатной численности сотрудников, занимающих сокращенные должности, зачисляют в распоряжение в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым настоящего пункта. Т.е. при сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимавшие сокращенные должности, зачисляются в распоряжение начальника этого таможенного органа. Зачисление в распоряжение начальника таможни осуществляется с согласия сотрудника. В соответствии с п.7 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N1053 не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись об их проведении и о возможном увольнении его со службы в таможенных органах. Утянский В.В. был ознакомлен с предупреждением об организационно-штатных мероприятиях о замене его должности на должность федерального государственного гражданского служащего, о прекращении служебного контракта и увольнении в соответствии с пп.5 п.2 ст.48 ФЗ-114 от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в таможенных органах РФ» в случае несогласия с назначением на предлагаемую должность для прохождения дальнейшей службы. В соответствии с п.8 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N1053 начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование. В соответствии с п.10 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N1053 в ходе собеседования разъясняются: - порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; - основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; - права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах. В соответствии с п.<данные изъяты> приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе. В соответствии с п.<данные изъяты> приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность. В соответствии с п.<данные изъяты> приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования, который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица. Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника. Согласно листу собеседования от ДД.ММ.ГГГГ по приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № должность сотрудника заменена на должность федерального государственного гражданского служащего. Утянскому В.В. были предложены все вакантные должности сотрудников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Разъяснен порядок проведения оргштатных мероприятий, права и обязанности. Утянский В.В. заявил о согласии зачисления в распоряжение начальника таможни, о чем свидетельствует его подпись. Приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. был зачислен в распоряжение начальника таможни сроком на три месяца с сохранением денежного довольствия. На период нахождения в распоряжении начальника таможни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Утянского В.В. было возложено исполнение обязанностей начальника организационно-аналитического отдела согласно должностного регламента начальника данного отдела. Таким образом, с учетом решения Утянского В.В. о зачислении в распоряжение начальника таможни, принятого по результатам рассмотрения вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и возложения на него исполнения обязанностей начальника ОАО, его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении его должность заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТоиТК Новороссийского автотранспортного т/п в силу п.14 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № рассмотрению не подлежали. В соответствии со ст.21 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе. Согласно справке представленной отделом кадров таможни на период проведения оргштатных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. отсутствовал на службе в таможенных органах РФ 197 календарных дня (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по причине его нетрудоспособности, <данные изъяты> календарных дня находился в очередном ежегодном отпуске (приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении в очередном ежегодном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-О о продлении очередного ежегодного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине временной нетрудоспособности во время очередного ежегодного отпуска, приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ № о нахождении в очередном ежегодном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по выходу на службу в таможенные органы Утянскому В.В. согласно листу собеседования были предложены все имеющиеся вакантные должности сотрудников таможни по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Согласно списку вакантных должностей от ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. выразил согласие с должностью начальника отдела таможенной охраны. В соответствии с п.8 приказа Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ N7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа. В соответствии с п.35 приказа ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах РФ» сотрудники проходят освидетельствование по направлению начальника таможенного органа, пользующегося правом назначения на должность и увольнения, начальника отдела кадров со ссылкой на решение начальника соответствующего таможенного органа, по направлению суда или прокуратуры. Последнее освидетельствование В.В. Утянский проходил ДД.ММ.ГГГГ заключение № (А- годен к военной службе в таможенных органах) по контракту, годен к ношению и применению огнестрельного оружия). В связи с необходимостью подготовки и направления в ЮОТ представления на Утянского В.В. для согласования к назначению на должность начальника отдела таможенной охраны и прохождения им медицинского освидетельствования ВВК, что требует наличие определенного времени, согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ начальником таможни было принято решение о возложении на Утянского В.В. временного исполнения обязанностей инспектора отдела таможенной охраны. Приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в п.1 приказа таможни от ДД.ММ.ГГГГ № о зачислении Утянского В.В. в распоряжение начальника таможни с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. с возложением исполнения обязанностей инспектора отдела таможенной охраны согласно должностной инструкции инспектора названного отдела. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ таможня обратилась в ЮОТ для рассмотрения вопроса о согласовании списка должностей подлежащих предложению В.В. Утянскому. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) ЮОТ сообщила о нецелесообразности предложения Утянскому В.В. должностей в подразделениях правоохранительного блока нахождения и силового обеспечения по причине его длительной нетрудоспособности с предложением его направления на ВВК для получения заключения о годности к службе в таможенных органах РФ. С целью определения годности к службе в таможенных органах в должности начальника отдела таможенной охраны Утянскому В.В. было выдано отделом кадров нарочным - ДД.ММ.ГГГГ направление на прохождение военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № (справка отдела кадров от ДД.ММ.ГГГГ). С учетом полученного ДД.ММ.ГГГГ таможней письма ЮОТ от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) и согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ было установлено следующее. С ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. ушел на больничный. После ДД.ММ.ГГГГ увольняется начальник таможенной охраны ФИО6 В связи с чем, начальником таможни в марте месяце 2010г. был пригашен Утянский В.В. с целью предложения должности начальника отдела таможенной охраны и в случае его согласия, оформления соответствующих документов, продолжения службы в таможенных органах РФ и наличия <данные изъяты> выслуги лет. С учетом полученного ответа начальником таможни от Утянского В.В. о необходимости обдумать предложение, начальником таможни было предложено Утянскому В.В. сообщить о принятом решении лично или по телефону. Однако, ответ начальником таможни получен не был. Утянский В.В. отсутствовал на рабочем месте по причине нахождения на больничном и в отпуске около <данные изъяты> месяцев. Кроме того, Утянский В.В. выразил несогласие с приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № в части возложения исполнения обязанностей инспектора отдела таможенной охраны. В связи с чем, приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в приказ таможни от ДД.ММ.ГГГГ № в части п.2 приказа о том, что на период нахождения в распоряжении начальника таможни с ДД.ММ.ГГГГ В.В. Утянскому выполнять временные служебные обязанности либо отдельные поручения определенные начальником таможни. Приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. с ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (по окончанию срока службы предусмотренного контрактом). Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований Утянского В.В. отсутствуют. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, заключение транспортного прокурора о частичной обоснованности исковых требований, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", определяя порядок прохождения службы в таможенных органах, в статье 2 устанавливает, что законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах. Трудовой кодекс Российской Федерации не назван среди нормативных правовых актов, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах. При поступлении на службу в таможенные органы гражданин заключает контракт о службе в таможенных органах. Согласно статье 10 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Из содержания данной нормы следует, что контракт о службе в таможенных органах носит срочный характер. Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 октября 2005 г. N 378-О отметил, что из содержания статей 6, 10 и 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" следует, что поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Судом установлено, что с Утянским В.В. был заключен контракт № о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности начальника организационно-аналитического отдела Новороссийской таможни на срок 3 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно. (л.д.<данные изъяты>) Ссылка представителя Утянского В.В. о применении норм трудового и гражданского законодательства, при исчислении срока действия контракта, является несостоятельной. Заключая контракт о службе в таможенных органах, Утянский В.В. тем самым согласился с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах, в соответствии с п.п. 4 п.2 ст. 48 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах в РФ», по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.(л.д.<данные изъяты>) Следовательно требования Утянского В.В. о незаконности его увольнения с ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно отмене приказа либо изменении даты увольнения, не обоснованны и удовлетворению не подлежат. При отсутствии оснований к удовлетворению иска в указанной части, отсутствуют основания к взысканию с Новороссийской таможни в пользу Утянского В.В. денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ и включении указанного дня в выслугу лет. В статье 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" названы основания прекращения службы в таможенных органах. Как увольнение со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, так и увольнение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий являются самостоятельными основаниями прекращения службы в таможенных органах. Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусмотрено, что при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. Эта норма закона направлена на защиту сотрудника таможенного органа и предоставляет увольняемому сотруднику возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах. В соответствии с утвержденной приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ № Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа РФ при проведении организационно-штатных мероприятий (<данные изъяты>), не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись об их проведении и о возможном увольнении его со службы в таможенных органах. В случае отказа сотрудника от подписи составляется акт. (п.<данные изъяты> Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность, подлежащую сокращению, проводится собеседование. (п.8) В ходе собеседования разъясняются: - порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; - основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; - права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах.(п<данные изъяты>) Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе. (п.<данные изъяты>) Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность. (п.<данные изъяты> Во исполнение приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне» и в соответствии с приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и учреждениях, находящихся в введении ФТС России» приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных мероприятиях в Новороссийской таможне» внесены изменения в штатное расписание таможни согласно приложению к приказу. (л.д.41-44). Ранее занимаемая Утянским В.В. должность сотрудника - начальника организационно-аналитического отдела Новороссийской таможни заменена на должность федерального государственного гражданского служащего.(л.д.<данные изъяты>) Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. был уведомлен о прекращении действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.<данные изъяты>), что соответствует в том числе требованиям п. <данные изъяты> Приказа ФТС от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ…», предусматривающим, что не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона. Согласно предоставленному суду листу собеседования от ДД.ММ.ГГГГ по приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № должность сотрудника заменена на должность федерального государственного гражданского служащего. Утянскому В.В. были предложены все вакантные должности сотрудников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Разъяснен порядок проведения оргштатных мероприятий, права и обязанности. Следовательно, исходя из положений п. <данные изъяты> Инструкции (заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность), Утянский В.В. заявил о согласии зачисления в распоряжение начальника таможни, о чем свидетельствует его подпись. (л.д.<данные изъяты>). Приказом таможни от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. был зачислен в распоряжение начальника таможни сроком на три месяца с сохранением денежного довольствия. (л.д.<данные изъяты>) Таким образом, с учетом решения Утянского В.В. о зачислении в распоряжение начальника таможни, принятого по результатам рассмотрения вакантных должностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и возложения на него исполнения обязанностей начальника ОАО, его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении его должность заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТоиТК Новороссийского автотранспортного т/п в силу п<данные изъяты> Инструкции, правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют. С учетом принципа диспозитивности и положений ст. 39 ГПК РФ, в соответствии с которой предмет, основания иска и размер требований определяет истец, суд не имеет оснований к принятию решения о признании незаконным бездействий Новороссийской таможни выраженных в не направлении Утянскому В.В. письменного ответа на указанные обращения в соответствии со ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», кроме того, учитываю то, что Утянский В.В. не лишается возможности предъявления данного иска в дальнейшем. Как следует из пояснений Утянского В.В., с ДД.ММ.ГГГГ он ушел на больничный, затем в отпуска до ДД.ММ.ГГГГ и более судьбой своих заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не интересовался, какой либо инициативы в назначении на имеющуюся на тот момент вакантную должность заместителя начальника таможенного поста - начальника ОТоиТК Новороссийского автотранспортного т/п не проявлял, с вопросом выдачи характеристики, в том числе предоставления сведений об отсутствии ограничений в приеме на службу в таможенные органы и при ее прохождении, а так же ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в таможенных органах, предусмотренных ст. <данные изъяты> ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», не предоставлял. Согласно п<данные изъяты> Инструкции, в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе. Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме. В соответствии с п.и.<данные изъяты> Положения «О порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации», утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможни) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником. Решение о заключении (незаключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность, с учетом представления не позднее чем за месяц до истечения срока контракта При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта. За два месяца до истечения срока действия контракта, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, Утянский В.В. не обращался в Новороссийскую таможню с заявлением о заключении контракта на новый срок, следовательно им самим не были исполнены требования указанного Положения, и соответственно руководитель таможенного органа не имел возможности приять соответствующее решение в установленный законом срок (не позднее чем за месяц до истечения срока контракта Утянского В.В.). Нахождение в отпуске и на больничном, не препятствовало Утянскому В.В. предоставить соответствующее заявление, в том числе и посредством почтового отправления и не является уважительной причиной пропуска срока подачи заявления о заключении контракта на новый срок. По выходу на работу Утянский В.В. ДД.ММ.ГГГГ был ознакомлен со списком вакантных должностей сотрудников, предлагаемых Утянскому В.В., находящемуся в распоряжении начальника Новороссийской таможни на ДД.ММ.ГГГГ при условии согласования в установленном порядке(л.д.<данные изъяты>), и указал о согласии на должность сотрудника начальника отдела таможенной охраны. Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. обратился к Начальнику Новороссийской таможни о назначении на указанную вакантную должность. (л.д.<данные изъяты>). Правами, предусмотренными положениями ст. 16 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» Утянский В.В. не воспользовался, с заявлением о выдаче ему характеристики, для согласования на должность, не обращался. С учетом положений п.<данные изъяты> Положения «О порядке заключения контракта….», указанные заявления поданы Утянским В.В. с нарушением двухмесячного срока, следовательно суд считает, что заявления подлежали рассмотрению руководителем таможенного органа в общем порядке. В соответствии с п.<данные изъяты> приказа Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ N7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне" начальники структурных подразделений таможни назначаются на должность и освобождаются от должности приказами таможни по согласованию с соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа. (л.д<данные изъяты>) Новороссийская таможня направила в адрес южной оперативной таможни информацию по Утянскому В.В. о согласовании списка должностей, подлежащих предложению Утянскому В.В. (л.д.<данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Новороссийской таможни поступила информация о нецелесообразности оставления Утянского В.В. на службе с учетом длительности его отсутствия на службе по причине нетрудоспособности, рекомендовали направить Утянского В.В. для прохождения ВКК для получения заключения о годности службе в таможенных органах. (л.д.<данные изъяты>). Утянский В.В. подтвердил суду, что с указанным ответом он был ознакомлен, кроме того им было получено направление на военно-врачебную комиссию, однако он не посчитал необходимым ее пройти, поскольку это требует значительного времени, кроме того он может ее пройти и после заключения контракта.(л.д.<данные изъяты>) Утянский В.В. так же подтвердил, что ему известно о наличии ограничений при заключении контракта, и так же то, что должность начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни требует оформление допуска к государственной тайне, на сегодняшний день военно-врачебная комиссия им не пройдена. В соответствии с п<данные изъяты> приказа ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах РФ» сотрудники проходят освидетельствование по направлению начальника таможенного органа, пользующегося правом назначения на должность и увольнения, начальника отдела кадров со ссылкой на решение начальника соответствующего таможенного органа, по направлению суда или прокуратуры. Стороны подтвердили, что последнее освидетельствование В.В. Утянский проходил ДД.ММ.ГГГГ заключение № (А- годен к военной службе в таможенных органах) по контракту, годен к ношению и применению огнестрельного оружия). В соответствии с п.6 Постановления правительства РФ от 6.02.2010 года №63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне», если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме. П. <данные изъяты> указанного Постановления предусмотрено, что основанием к отказу гражданину в допуске к государственной тайне могут являться наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну…. Стороны не оспаривают, что должность сотрудника начальник отдела таможенной охраны Новороссийской таможни требует оформление допуска к государственной тайне До настоящего времени, перечень документов, требуемых к предоставлению для заключения контракта на должность сотрудника - начальник отдела таможенной охраны Новороссийской таможни, в том числе и медицинских, Утянским В.В., ни в Новороссийскую таможню, ни суду не предъявлены. Что касается обращения Утянского В.В. заявлением ДД.ММ.ГГГГ о заключении с ним срочного контракта государственного гражданского служащего в должности начальника отдела Новороссийской таможни, таможенного поста, на указанное обращение ему был дан ответ с разъяснением, а так же было предложено явиться на беседу для обсуждения данного вопроса (л.д.<данные изъяты>). Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Утянский В.В. был предупрежден об увольнении со службы по основаниям пп.4 п.2 ст. 48 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) (л.д.<данные изъяты>) Проанализировав и оценив в совокупности исследованные доказательства, суд считает, что поскольку Утянский В.В. с его письменного согласия, был зачислен в распоряжение начальника Новороссийской таможни на срок <данные изъяты> месяца, Утянским В.В. не были исполнены обязательства по обращению с заявлением не позднее ДД.ММ.ГГГГ о заключении контракта на новый срок, а равно как и не были исполнены обязанности по предоставлению документов, подтверждающих отсутствие ограничений на должность начальника отдела таможенной охраны Новороссийской таможни, а так же с учетом того, что заключение контракта на новый срок является правом, а не обязанностью руководителя таможенного органа, оснований к удовлетворению иска нет. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Утянскому <данные изъяты> в удовлетворении иска к Новороссийской таможне об отмене приказа об увольнении, признании незаконным отказа в форме бездействия в заключении нового контракта, обязании заключить контракт о службе в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ, обязании засчитать в выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании денежных средств - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней. Председательствующий: Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.01.2011 года
вышестоящей ранее занимаемой должности (начальник отдела таможни), восстановлении на службе в Новороссийскую таможню в должности равнозначной или вышестоящей ранее занимаемой должности (начальник отдела таможни), обязании Новороссийскую таможню засчитать в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет и выплатить полагающееся денежное пособие со дня увольнения - с ДД.ММ.ГГГГ до дня восстановления на службе в таможенных органах.
назначении на вакантную должность являются решением продолжить трудовые отношения, однако ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в таможенных органах.