О понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды



        К делу № 2-3265/10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бойковой А.И.,

при секретаре Рыжковой А.М.,

с участием прокурора Коновалова А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Новороссийск о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

у с т а н о в и л:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Новороссийск (далее администрация) о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как указано в иске, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства установлено, что администрацией не соблюдаются обязательные требования закона в сфере охраны окружающей среды, а также обязанности по решению вопросов местного значения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с законом Краснодарского края от 1 апреля 2004 г. № 686-КЗ «Об установлении границ муниципального образования город Новороссийск, наделении его статусом городского округа", а также п. 4 ст. 1 Устава муниципального образования город-герой Новороссийск, муниципальное образование город Новороссийск наделено статусом городского округа.

В силу положений п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Администрацией не в полной мере исполняются обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, а именно не принимаются меры по предупреждению последствий схода селевых потоков.

В целях предупреждения последствий сходов селевых потоков используются барражи - инженерные сооружения, предназначенные обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах.

В ходе осмотра барражей в <адрес> установлено что, барраж первый (сверху вниз) по склону находится в разрушенном состоянии. Кладка каменная примерно 40-х годов, русло заросло травой и завалено камнями разрушенного тела барража. Барраж второй по склону характеризуется неудовлетворительным состоянием: правая стенка разрушена до основания, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и камнями. Барраж номер три характеризуется удовлетворительно однако нуждается в своевременной очистке от растительности и грунта. Барраж номер четыре характеризуется неудовлетворительно, кладка камней старая, и в случае селевого оползня может не выдержать нагрузки, сливные окна частично заилены и замусорены. Функционирует одно сливное окно через которое льется вода. Подпорная плита функционирует в нормальном режиме. Барраж номер четыре характеризуется неудовлетворительно: тело барража почти полностью разрушено, в основании проходит русло ливневых вод. Барраж номер пять характеризуется неудовлетворительно: тело барража почти полностью разрушено, в основании проходит русло ливневых вод, сильно зарос растительностью и деревьями. Барраж номер шесть характеризуется неудовлетворительно: тело барража в удовлетворительном состоянии, однако чаша для сбора селевых масс частично застроена и засыпана. Территория используется местными жителями для личных нужд. В результате чего барраж не функционирует в требуемом режиме и не обеспечивает необходимый уровень безопасности. Барраж номер семь характеризуется неудовлетворительно: тело барража не разрушено, однако сливные окна полностью забиты грунтом и камнями, чаша для сбора селевых масс также заполнена грунтом и мусором и нуждается в очистке. В Красно-зеленой балке из семи барражей только один находится в удовлетворительном состоянии, остальные нуждаются в чистке, реконструкции, капитальном ремонте, или в строительстве новых барражей.

В ходе осмотра барражей в балке <адрес> установлено что, барраж первый (сверху вниз) по склону характеризуется неудовлетворительно: тело барража в удовлетворительном состоянии, однако чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и заросла растительностью, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер два по склону характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и заросла растительностью, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер три характеризуется неудовлетворительно: тело барража не разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер четыре: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер пять характеризуется неудовлетворительно: тело барража не разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер шесть характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, кладка каменная, старая в результате чего барраж не функционирует в требуемом режиме и не обеспечивает необходимый уровень безопасности, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер семь характеризуется неудовлетворительно: тело барража не разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер восемь характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер девять характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и водой, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер десять характеризуется неудовлетворительно: тело барража разрушено до основания по левой стороне, по правой стороне сохранилась часть стены. Барраж номер одиннадцать характеризуется неудовлетворительно: тело барража не разрушено, однако чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом и заросла растительностью, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Кладка каменная, старая, предположительно 40-х годов, в случае селевых оползней существует вероятность что данный барраж не справится с возросшей нагрузкой.

В ходе осмотра балки в районе <адрес> установлено что, барраж номер один (сверху вниз) по склону характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, кладка каменная, старая, в результате чего барраж не функционирует в требуемом режиме и не обеспечивает необходимый уровень безопасности, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер два характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер три характеризуется неудовлетворительно: тело барража почти полностью разрушено, остались толь ко части стен в месте стыка с горным массивом. Барраж номер четыре разрушен до основания. Барраж номер пять характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом, сливные окна не функционируют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер шесть характеризуется неудовлетворительно: тело барража в центре сильно разрушено, чаша для сбора селевых масс заполнена грунтом, сливные окна отсутствуют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер семь характеризуется неудовлетворительно: тело барража в центре сильно разрушено, сливные окна отсутствуют, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс.

В ходе осмотра балки в районе <адрес> установлено что, барраж номер один (сверху вниз) по склону, характеризуется неудовлетворительно: тело барража состоит из бетонных блоков, в центре частично разрушено, чаша для сбора селевых масс частично заполнена грунтом и растительностью, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер два характеризуется неудовлетворительно: тело барража состоит из бетонных блоков, в центре частично разрушено, чаша для сбора селевых масс частично заполнена грунтом водой, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер три характеризуется неудовлетворительно: тело барража состоит из бетонных блоков, в центре частично разрушено, чаша для сбора селевых масс частично заполнена грунтом водой, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс. Барраж номер четыре характеризуется неудовлетворительно: тело барража частично разрушено, кладка каменная, старая в результате чего барраж не функционирует в требуемом режиме и не обеспечивает необходимый уровень безопасности, чаша для сбора селевых масс засыпана, с обустройством грунтовой дороги. Барраж номер пять, характеризуется неудовлетворительно: тело барража состоит из бетонных блоков, в центре частично разрушено, чаша для сбора селевых масс частично заполнена грунтом водой, а так же бытовым мусором, чаша барража нуждается в очистке от накопившихся селевых масс.

Данная информация о состоянии барражей подтверждается заключением специалистов департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края и департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края.

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию в установленном законом порядке принять в муниципальную собственность противоселевые инженерные сооружения (барражи), расположенные на территории муниципального образования г.Новороссийск, а также обязать администрацию привести противоселевые инженерные сооружения (барражи) на территории муниципального образования г.Новороссийск в надлежащее техническое состояние, способное обеспечить противооползневую (противоселевую) функцию.

В судебном заседании помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Коновалов А.К. поддержал иск в полном объеме и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации - Чутов И.Н. в судебном заседании иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора не признал и пояснил, что в материалах дела отсутствуют документы о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на конкретно определенные барражи, что не позволяет делать вывод об их принадлежности. Кроме того, практически все барражи, существующие на территории города, являются старыми, 1930-1950 годов постройки. Следовательно, невозможно определить, кем изначально были возведены данные сооружения, являются ли они действительно барражами, и существует ли в местах их существования реальная угроза схода селей. Документация, представленная в материалы дела, не дает ответы на данные вопросы. Таким образом, органу местного самоуправления нецелесообразно принимать в собственность полуразрушенные бесполезные конструкции невыясненного предназначения. Вместе с тем, муниципалитет в настоящее время осуществляет работы по созданию современной противоселевой системы. Так, ДД.ММ.ГГГГ МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города» (МУ «УЖКХ и БГ») заключило с ГУП ПИ ФИО12 муниципальный контракт на выполнение проектных работ по капитальному ремонту барражных сооружений балки <адрес> и <адрес>. МУ «УЖКХ и БГ» разработан график производства работ по очистке селеопасных балок и противоливневых сооружений. Таким образом, без доказательств необходимости существования старых барражных сооружений, без наличия запланированных на эти цели денежных средств, при наличии активных действий муниципалитета по разработке новой противоселевой системы исковые требования заявленными преждевременно. Более того, не определено, на чьих землях находятся данные сооружения, что в дальнейшем может стать препятствием для регистрации права муниципальной собственности в случае удовлетворения требования истца.

Представитель МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города» (МУ «УЖКХ и БГ») - Шевелев М.А. в судебном заседании полагал исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что на сегодняшний день прокурор не обладает информацией, кому принадлежат сооружения, соответственно требования прокурора о принятии администрацией барражей в муниципальную собственность, а также о понуждении администрации привести барражи в надлежащее состояние в одностороннем порядке незаконно.

Представитель Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента, и в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Из письменного отзыва представителя Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края следует, что ДД.ММ.ГГГГ специалисты Департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края с участием специалистов департамента строительства Краснодарского края, департамента ЖКХ Краснодарского края, специалистов МУ г.Новороссийска и представителя НИИ геохимии биосферы ЮФУ провели совместное обследование объектов - балок с инженерными сооружениями. По результатам обследования администрации МО г. Новороссийска было рекомендовано разработать комплекс мер по устранению выявленных недостатков, в том числе определить в установленном порядке балансодержателя инженерных сооружений, разработать комплексную систему их безопасности при прохождении сточных вод, селей, оползневых масс с учетом генеральной застройки г.Новороссийска и действующей системой коммуникаций, а также рассмотреть совместно с представителями научных организаций вопрос о целесообразности наличия на территории муниципального образования подобных инженерных сооружений.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как установлено судом и подтверждается имеющимися в деле фотоматериалами, справкой помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Коновалова А.К., составленной при участии ведущего консультанта отдела государственного экологического контроля ФИО10, начальника охраны и мониторинга водных объектов департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе осмотра барражей в <адрес>, в районе балки <адрес> балки в районе <адрес>, в районе <адрес> было установлено, что инженерные сооружения, предназначенные обеспечивать требуемую устойчивость склона (откоса) в оползневой или обвальной зонах - барражи находятся в разрушенном состоянии (л.д. ).

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в иске указывает, что администрацией не в полной мере исполняются обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования, не принимаются меры по предупреждению последствий схода селевых потоков, в связи с чем прокурор просит суд обязать администрацию в установленном законом порядке принять в муниципальную собственность противоселевые инженерные сооружения (барражи), расположенные на территории муниципального образования г.Новороссийск, а также обязать администрацию привести противоселевые инженерные сооружения (барражи) на территории муниципального образования г.Новороссийск в надлежащее техническое состояние, способное обеспечить противооползневую (противоселевую) функцию.

Вместе с тем, суд не находит оснований к понуждению администрации выполнить указанные действия в принудительном порядке, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что администрацией разработан и осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и последствий схода селевых потоков на территории г.Новороссийска.

Так, в деле имеются Протоколы совещания при главе МО г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми руководителям муниципальных учреждений поручено разработать план изучения состояния противоселевых барражных сооружений, произвести расчистку балок от деревьев, мусора, строительных материалов и других предметов, препятствующих отводу образующихся ливневых вод, рассмотреть совместно с НИИ геохимии биосферы ЭФУ вопрос о целесообразности строительства дополнительных противоселевых барражных сооружений, рассмотреть вопрос разработки проекта комплексной системы инженерных сооружений, служащих для обеспечения безопасности спуска ливневых вод, селей, а также ряд других мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий схода селевых потоков на территории г.Новороссийска.

ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города» (МУ «УЖКХ и БГ») и ГУП ПИ ФИО13 был заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ по капитальному ремонту барражных сооружений балки <адрес> <адрес>.

И.о. заместителя главы администрации г.Новороссийска утвержден график производства работ по очистке селеопасных балок и противоливневых сооружений, согласованный начальником МУ «УЖКХ и БГ». Данным графиком предусмотрены следующие виды работ: разработка рабочего проекта по строительству барражных сооружений <адрес> - в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выполнение строительных работ по реконструкции барража по <адрес> - в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; выполнение строительных работ по реконструкции барража <адрес> - в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.; выполнение аналогичных работ по реконструкции барража <адрес> - в срок с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрацией предпринимаются необходимые меры по приведению противоселевых инженерных сооружений на территории г.Новороссийска в надлежащее техническое состояние, в связи с чем оснований для понуждения администрации в принудительном порядке исполнить указанные обязанности и удовлетворения исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в этой части не имеется.

Что касается требования прокурора принять в муниципальную собственность противоселевые инженерные сооружения (барражи), расположенные на территории муниципального образования г.Новороссийск, то суд находит данные требования также необоснованными, поскольку судом установлено, что указанные сооружения находятся в разрушенном состоянии, нуждаются в очистке, и в настоящее время администрацией совместно с другими муниципальными органами разработан и осуществляется комплекс мер, включающих в том числе и проектирование новых противоселевых сооружений, служащих для обеспечения безопасности спуска ливневых вод.

На основании изложенного, в иске Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Азово-Черноморскому межрайонному природоохранному прокурору отказать в удовлетворении иска к администрации муниципального образования г.Новороссийск о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его вынесения.