на бездействия администрации



                                                                                                      Дело

                          РЕШЕНИЕ
                         Именем Российской Федерации

3 марта 2011 г.                                                                      г. Новороссийск

           Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе

председательствующего Чанова Г.М.

с участием ст.помощника прокурора Пономарева С.Ю.

при секретаре Лавровой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ)

УСТАНОВИЛ:

      

      Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ).

       В обоснование требований указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ) на территории муниципального образования г.-<адрес>, с привлечением специалистов территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес>. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования размещено 20 кладбищ, на которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации муниципального образования г.-<адрес> при содержании кладбищ на территории муниципального образования, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и право на благоприятную среду обитания. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-<адрес> по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ). Обязать администрацию муниципального образования г.-<адрес> устранить допущенные нарушения.

            В судебном заседании старший помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Пономарев С.Ю. требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

         Представитель администрации МО <адрес> по доверенности Добрицкая А. просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку в настоящее время администрацией муниципального образования проведена и продолжает проводиться работа по организации благоустройства и содержания кладбищ на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ «Администрация <данные изъяты> внутригородского района муниципального образования <адрес>», ИП ФИО3 и МАУ «Центр по озеленению и благоустройству <адрес>». На основании заключенного муниципального контракта подрядчиком осуществляется уборка территории кладбищ, уборка общественных туалетов, уход за безхозными захоронениями. Также в настоящее время подготовлен график выполнения работ по строительству и оборудованию контейнерных площадок с твердым покрытием на территории кладбищ. Выполнение данных работ планируется осуществить до ДД.ММ.ГГГГ Однако, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки не были соблюдены требования Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно- прокуратурой района не представлено сведений о том, что поводом к проведению проверки послужила какая-либо информация о фактах нарушения закона заявителем, поступившая в прокуратуру района, как того требует Закон о прокуратуре. Кроме того, по результатам проверки, проведенной специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> представлена справка о выявленных нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанная справка не содержит сведений о времени проведения проверки, лицах, участвующих при проведении проверки. При этом акт обследования либо протокол осмотра не составлялся, представитель администрации муниципального образования <адрес> к участию в проверке не привлекался.

           Представитель МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» по доверенности Шалагина Е.Ю. поддержала доводы представителя администрации <адрес>, подтвердила факт того, что в настоящее время работы по устранению выявленных нарушений выполняются и то, что предстоит сделать, будет исполнено, согласно графика.

     Представитель Территориального отдела управления «Росприроднадзора» по <адрес> по доверенности Маховая И.В., допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста, подтвердила доводы, изложенные в заявлении, суду показала, что она была привлечена в качестве специалиста при проведении проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ) на территории муниципального образования г.-<адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, к проверке были привлечены - представитель МУ «администрации <адрес>» и представителя МУ «ЖКХ». По результатам проверки акт не составлялся, а была составлена справка, поскольку, в случае, если инициатором проверки является не «Росприроднадзор», то акт не составляется. В данном случае     инициатор проверки - Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура.

       Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры края в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ) на территории муниципального образования г.-<адрес> с привлечением специалистов территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, представителя МУ «администрация <адрес>» и представителя МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно ч.1 ст. 10. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 25.2 <адрес> «О погребении и похоронном деле в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ обязанности по содержанию, благоустройству и ремонту расположенных на территории кладбища мест захоронений возлагаются на органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03).

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования размещено 20 кладбищ, на которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации муниципального образования г.-<адрес> при содержании кладбищ на территории муниципального образования, а именно:

На кладбище в ст. Раевской в нарушение пунктов 7.4, 7.10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 контейнерная площадка на 2 контейнера не огорожена, отсутствует твердое покрытие под установленными контейнерами, туалеты на территории кладбища не соответствуют Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ .

В нарушение пунктов 7.4, 7.10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 на территории кладбища в ст. Натухаевской отсутствует водоснабжение, туалеты на территории кладбища не соответствуют Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ .

На кладбище в х. Победа в нарушение п.7.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 отсутствует водоснабжение.

На территории кладбища х. Ленинский путь в нарушение пунктов 7.10, 7.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 контейнерная площадка не оборудована, контейнеры для мусора отсутствуют, отсутствует водоснабжение.

В нарушение п.7.10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 на кладбище <адрес> не оборудована контейнерная площадка, контейнеры отсутствуют.

В нарушение пунктов 7.4, 7.10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 на кладбище в <адрес> отсутствует водоснабжение, надворный туалет не оборудован, контейнерная площадка не оборудована.

На территории кладбища в <адрес> («Турецкое») в нарушение пунктов 7.10, 7.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 не оборудована контейнерная площадка (площадка не имеет твердого покрытия, защитного экрана), вода в емкости для воды отсутствует.

В нарушение пунктов 7.10, 7.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 на кладбище <адрес> не оборудована контейнерная площадка (площадка не имеет твердого покрытия, защитного экрана), вода в емкости для воды отсутствует.

На территории кладбища в х. Дюрсо нарушение пунктов 7.10, 7.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-03 контейнерная площадка и контейнеры для сбора мусора отсутствуют, емкость для воды не заполнена.

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг, под которыми понимаются услуги, связанные с погребением, а также строительством, реконструкцией, благоустройством или ремонтом объектов похоронного назначения, оказываемые на безвозмездной основе или за плату.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации и содержанию мест захоронения умерших граждан.

      Однако, судом установлено, что неисполнение администрацией <адрес> обязанностей, предусмотренных законодательством об организации местного самоуправления, привело к нарушениям требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и эксплуатации кладбищ, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закрепленное в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствие с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

            

      Заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-<адрес> по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ);

       Обязать администрацию муниципального образования г.-<адрес> устранить допущенные нарушения путем:

- устройства на территории кладбища в ст. Раевской твердого покрытия под установленными контейнерами, их ограждения, размещения надворного туалета, соответствующего Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ ;

- устройства на территории кладбища ст. Натухаевской водоснабжения, размещения туалета, соответствующего Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ ;

- устройства на территории кладбища х. Победа водоснабжения;

- размещения на территории кладбища х. Ленинский путь контейнера для сбора мусора, оборудования контейнерной площадки твердым покрытием, устройства водоснабжения;

- устройства на территории кладбища <адрес> водоснабжения, размещения надворного туалета, соответствующего Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ , размещения контейнера для сбора мусора, оборудования контейнерной площадки твердым покрытием;

- устройства на территории кладбища в <адрес> водоснабжения, размещения надворного туалета, соответствующего Санитарным правилам устройства и содержания общественных уборных, утвержденным Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР ДД.ММ.ГГГГ , размещения контейнера для сбора мусора, оборудования контейнерной площадки твердым покрытием;

- оборудования на территории кладбища в <адрес> («Турецкое») контейнерной площадки твердым покрытием и защитным экраном, обеспечения постоянного нахождения воды в установленной емкости;

- оборудования на территории кладбища в <адрес> контейнерной площадки твердым покрытием и защитным экраном, обеспечения постоянного нахождения воды в установленной емкости;

- размещения на территории кладбища в х. Дюрсо контейнеров для сбора мусора, оборудования контейнерной площадки твердым покрытием и защитным экраном, обеспечения постоянного нахождения воды в установленной емкости.

           Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий: