Дело № 2-1233/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Новороссийск 18 марта 2011 года Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А. с участием помощника прокурора Картамышевой Ю.С. при секретаре Щербаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Новороссийска о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников и по принятию мер к их надлежащему содержанию УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Новороссийска о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников и по принятию мер к их надлежащему содержанию, указав в обоснование, что прокуратурой города Новороссийска во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о ветеринарии. В результате проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования город-герой Новороссийск находится 3 скотомогильника, которые не имеют собственника и являются бесхозными. Так, скотомогильник № расположен в <адрес>; скотомогильник № - в <адрес>; скотомогильник № - <адрес>. В ходе проверки установлено, что скотомогильники не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ ДД.ММ.ГГГГ N №далее -Правила). Так, территория скотомогильников не огорожена высоким глухим забором высотой <данные изъяты> м. с въездными воротами, отсутствуют траншеи с устройством вала из вынутого грунта, нет указателей, к скотомогильникам не оборудованы подъездные пути, отсутствуют акты ввода в эксплуатацию, а также документы о выборе и отводе земельных участков, на которых расположены указанные скотомогильники, что является нарушением п. п. <данные изъяты> Правил. Выявленные нарушения подтверждаются актами проверки, предписаниями. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты (п<данные изъяты>). В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) определён порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Так, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предъявляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11ч. 1 ст. 16). Предусмотренные законом полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории городского округа предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к собственности муниципальных образований относит имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования (ст. 50 Закона). При таких обстоятельствах муниципальному образованию г. Новороссийск необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную регистрационную службу для постановки на учет бесхозных скотомогильников, по истечении одного года в установленном законом порядке обратить указанные объекты в муниципальную собственность, обеспечить за ними надлежащий уход и исполнение требований Правил. Обращение бесхозяйных экологических объектов в муниципальную собственность позволит: привести их в безопасное состояние за счет средств местных бюджетов и выделенных муниципальным образованиям целевых субсидий из бюджетов других уровней, а гражданам получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, что гарантировано ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Бездействие администрации муниципального образования влечет не только неудовлетворительное состояние скотомогильников, но и нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, а также не обеспечивает безопасность лиц, посещающих места захоронений, и надлежащую охрану труда государственного ветеринарного надзора, осуществляющих контроль за состоянием скотомогильников, что является нарушением ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Указанное дает право прокурору обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Просят суд признать незаконным бездействие муниципального образования город-герой Новороссийск в части непринятия мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарных правил на следующих скотомогильниках: скотомогильник №, расположенный в <адрес>; скотомогильник №, расположенный в <адрес>; скотомогильник №, расположенный в <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск устранить нарушения ветеринарно-санитарных правил на указанных скотомогильниках. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> принять в муниципальную собственность скотомогильник №, расположенный в <адрес> скотомогильник №, расположенный в <адрес>; скотомогильник №, расположенный в <адрес>. В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г. Новороссийска Картамышева Ю.С. на удовлетворении заявления настаивала, по основаниям в нем изложенным. Представитель администрации г. Новороссийска по доверенности Чутов И.Н. против удовлетворения заявления возражал, указав в возражение, что все скотомогильники находятся в нерабочем состоянии и не используются много лет. Документы о выборе и отводе земельных участков под скотомогильники в администрации г. Новороссийска отсутствуют. Скотомогильники являются бесхозными, сведений о том, в каком году они были образованы и кем, нет. В силу закона администрация муниципального образования не несет ответственности за их содержание, полномочий и денежных средств для этих целей администрации г. Новороссийска не выделялось и соответственно требования прокурора об их принятии в муниципальную собственность и содержанию являются незаконными. Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы». В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Таким образом, прокурор необоснованного просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования города Новороссийска по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйных скотомогильников, а также по надлежащему их содержанию. В соответствии с п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования города Новороссийска места захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального района не состоят. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования города Новороссийска бесхозяйных мест захоронения биологических отходов. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальному образованию города Новороссийска не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципального образования города Новороссийска обязанности оборудовать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи необходимых полномочий и денежных средств. руководствуясь ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурору г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Новороссийска о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников и по принятию мер к их надлежащему содержанию - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней. Председательствующий Решение суда изготовлено в окончательной форме 22.03.2011 года