на бездействия органов местного самоуправления в сфере контроля размещения заказов



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 г.                                                                      г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края

в составе председательствующего Чанова Г.М.

с участием пом. прокурора Грибовой М.Г.

при секретаре Лавровой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-герой <данные изъяты> в части образования и обеспечения надлежащей деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-герой <данные изъяты> в части образования и обеспечения надлежащей деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

        В обосновании заявления указал, что Прокуратурой города по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон) и бюджетного законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с постановлением администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ в администрации города создан отдел целевых программ, исполнения муниципальных контрактов и инвестиционных соглашений, который фактически приступил к работе в декабре 2010 года. Положение об отделе до настоящего времени не принято. Согласно проекту данного положения к функциям отдела, в том числе отнесено: осуществление мониторинга и анализа исполнения муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; оказание методической помощи муниципальным заказчикам по вопросам осуществления закупок; проведение проверок по жалобам поставщиков (подрядчиков) и принятие решений, обязательных для исполнения всеми муниципальными заказчиками в соответствии с действующим законодательством. Указанные функции вновь созданного отдела не отвечают требованиям ст. 17 Закона в части полномочий органов, на которые возложен контроль в сфере размещения заказов. Таким образом, фактически в установленном Законом порядке контроль в сфере размещения заказов в муниципальном образовании не осуществляется и на правовом уровне данный вопрос не отрегулирован. Требование об устранении нарушений ст. 17 Закона прокуратурой города неоднократно предъявлялись по результатам предыдущих проверок. Однако надлежащих мер к устранению нарушений Закона должностными лицами администрации не принято. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-герой <данные изъяты> в части образования и обеспечения надлежащей деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Обязать администрацию муниципального образования город-герой <данные изъяты> создать орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов и обеспечить контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с требованиями Закона.

          В ходе рассмотрения дела в судебном заседании помощник прокурора <адрес> Грибова М.Г. уточнила требования, указав в обоснование, что проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что пунктом 6 постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании и утверждении конкурсной (аукционной) комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования <адрес>» на управление экономики социального развития инвестиций администрации муниципального образования <адрес> возложено осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере размещения заказов заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной (аукционной) или котировочной комиссией при размещении и исполнении муниципального заказа. При этом управлению поручено рассматривать жалобы участников размещения заказа, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. В соответствии с пунктом 7 указанного постановления управление экономики обязано привести внутренние документы, регламентирующие деятельность управления в соответствие с пунктом 6 настоящего постановления. Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что соответствующее постановление в указанной части не исполняется. Регламент управления экономического развития (действующее в настоящее время название управления) по осуществлению функции контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов не принят.

           Фактический контроль в указанной сфере не осуществляется, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-герой Новороссийск в части обеспечения деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Обязать администрацию муниципального образования город-герой <данные изъяты> принять муниципальный правовой акт, определяющий функции органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями ст. 17 Закона; принять правовой акт об утверждении регламента управления экономического развития по организации плановых и внеплановых проверок размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; обеспечить надлежащую работу управления экономического развития в части обеспечения соответствующего контроля.

         Представитель ответчика - администрации <адрес> по доверенности Чутов И.Н. возражал против удовлетворения заявления по тем основаниям, что органы местного самоуправления в полной мере при проведении проверок могут руководствоваться Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О совершенствовании системы размещения краевого государственного заказа". Принятие подобного рода правового акта явилось бы превышением полномочий, возложенных на ОМС, так как в соответствии с ч. 3 ст. 17 закона порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Также законодательством не предусмотрено принятие административного регламента по утверждению порядка проведения плановых и внеплановых проверок сфере размещения заказов, так как действия по проведению проверок являются внутренними, и не затрагивают проверку каких-либо лиц, не имеющих отношения к органу местного самоуправления. Муниципалитет не согласен с мнением прокуратуры, что имеет место бездействие в части обеспечения деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, так как в полномочия муниципалитета входит обязанность по его созданию, он создан, необходимые должности существуют и рабочие места организованы. При этом, пассивная работа управления экономического развития не причинила какого-либо вреда сторонним лицам и не ущемила каких-либо прав и законных интересов, в том числе Российской Федерации и муниципальному образованию <адрес>.

          Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

          Прокуратурой города по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон) и бюджетного законодательства при размещении государственных и муниципальных заказов в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры.

          Установлено, что пунктом 6 постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании и утверждении конкурсной (аукционной) комиссии по размещению муниципального заказа муниципального образования <адрес>» на управление экономики социального развития инвестиций администрации муниципального образования город <данные изъяты> осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере размещения заказов заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной (аукционной) или котировочной комиссией при размещении и исполнении муниципального заказа.

        При этом управлению поручено рассматривать жалобы участников размещения заказа, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

        В соответствии с пунктом 7 указанного постановления управление экономики обязано привести внутренние документы, регламентирующие деятельность управления в соответствие с пунктом 6 настоящего постановления.

       Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что соответствующее постановление в указанной части не исполняется. Регламент управления экономического развития (действующее в настоящее время название управления) (далее управление) по осуществлению функции контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов не принят. Фактический контроль в указанной сфере не осуществляется.

        В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем плановых и внеплановых проверок (ч. 1 ст. 17).

        Внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний (ч. 5 ст. 17).

       Однако из приведенного постановления, не усматривается, возложена ли на управление обязанность по проведению плановых проверок и внеплановых проверок в целях контроля за исполнением предписаний.

        Кроме того, исходя из информации администрации города, представленной по запросу прокуратуры по вопросу создания и результатах деятельности органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа, в администрации создан отдел целевых программ, исполнения муниципальных контрактов и инвестиционных соглашений. К функциям отдела, в том числе отнесено проведение проверок по жалобам поставщиков (подрядчиков) и принятие решений, обязательных для исполнения всеми муниципальными заказчиками в соответствии с действующим законодательством (письмо администрации от ДД.ММ.ГГГГ ).

       Таким образом, согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ и и информации администрации города от ДД.ММ.ГГГГ внеплановые проверки по жалобам участников размещения муниципального заказа могут проводиться управлением и вновь созданным отделом, что противоречит ст. 17 Закона, поскольку соответствующие проверки могут проводиться только органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

         Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 220 "О совершенствовании системы размещения краевого государственного заказа" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ,) установлено, что Управление экономики и целевых программ <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на осуществление контроля в сфере формирования, размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

         Также данным постановлением утверждено Положение об организации деятельности уполномоченных органов исполнительной власти <адрес> и заказчиков в сфере формирования, размещения и исполнения краевого государственного заказа, в котором определены функции органа исполнительной власти <адрес>, уполномоченного на осуществление контроля в сфере формирования, размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

          Согласно Положению соответствующий орган проводит плановые и внеплановые проверки уполномоченного органа, заказчиков, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий и специализированных организаций по формированию, размещению и исполнению краевого государственного заказа.

          Пунктом 9 настоящего постановления губернатора края рекомендовано органам местного самоуправления <адрес> при принятии муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, руководствоваться настоящим постановлением.

        Однако надлежащий правовой акт, регулирующий деятельность органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа администрацией города до настоящего времени не принят.

        Изложенное свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования <адрес> не обеспечено надлежащее правовое регулирования деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, а также не обеспечена фактическая деятельность данного органа, в связи с чем суд считает заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

               Заявление прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.

       1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-герой <данные изъяты> в части обеспечения деятельности органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

      2.Обязать администрацию муниципального образования город-герой <данные изъяты> устранить в полном объеме допущенные нарушения, а именно:

      -принять муниципальный правовой акт, определяющий функции органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

       -принять правовой акт об утверждении регламента управления экономического развития по организации плановых и внеплановых проверок размещения муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;

        -обеспечить надлежащую работу управления экономического развития в части обеспечения соответствующего контроля.

         Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его вынесения.

Председательствующий: