Решение по заявлению Корчак Б.Г. к начальнику Новороссийской таможни по заявлению об оспаривании действий начальника таможни



                                                                                            Дело № 2-2056/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011г.                                 Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бойковой А.И.

при секретаре Рыжковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корчака ФИО11 об оспаривании действий начальника Новороссийской таможни,

установил:

Корчак Б.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Новороссийской таможни.

При этом в обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ у него было установлено наличие опухоли в верхней части левого легкого, ДД.ММ.ГГГГ проведена операция в Центре грудной хирургии в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по заключению Военно - врачебной комиссии (далее - ВВК) он был признан не годным к службе в таможенных органах и указано, что заболевание получено в период военной службы. ДД.ММ.ГГГГ бюро медико - социальной экспертизы ему установлена вторая группа инвалидности. Приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен со службы в таможенных органах с формулировкой «по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах». Ни решения ВВК, ни приказа об увольнении он не оспаривает.

ДД.ММ.ГГГГ он, Корчак, на имя начальника Новороссийской таможни написал заявление с просьбой оформить документы на выплату ему страховой суммы в связи с установлением второй группы инвалидности в соответствии с Регламентом проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации» ( далее - Регламент) от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Страхователем ФТС России и Страховщиком - ФИО17

Письмом таможни от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в оформлении документов по той причине, что в п. 1.7 Регламента формулировка «заболевание получено в период военной службы» не дает оснований считать его случай страховым и страховые выплаты ему не положены. Однако, при прохождении ВВК в соответствии с Положением о военно - врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , и при назначении ему второй группы инвалидности в бюро МСЭ в <адрес> ему было акцентировано внимание на то, что именно фраза «заболевание получено в период военной службы» является основанием для получения страховых выплат. В законодательных актах других ведомств, где предусмотрена военная служба, в частности, ст. 18 Закона РФ «О статусе военнослужащих», определено, что при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие, т.е. производятся страховые выплаты.

Он, Корчак, был уволен досрочно и в связи с негодностью к военной службе, а заболевание им получено непосредственно при исполнении служебных обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ и до окончательного установления болезни ДД.ММ.ГГГГ он находился на службе с температурой, что могут подтвердить должностные лица отдела, поэтому считает, что его заболевание получено именно при исполнении служебных обязанностей.

В п. 1.7. Регламента указано, что причины инвалидности, вынесенные в формулировках «заболевание получено во время военной службы», не дают права на получение страхового обеспечения. В то же время, в этом пункте Регламента указано, что основанием для выплаты страхового обеспечения являются формулировки, в том числе, «профессиональное заболевание». Однако в приказе ГТК России от 04.06.2003 № 620 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно - врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации» не дается определения профессионального заболевания должностных лиц таможенных органов.

После получения указанного отказа он обратился с письмом к руководителю ФТС России о признании его заболевания страховым случаем, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему также отказано в признании его заболевания страховым случаем и сообщено об указании Новороссийской таможне провести служебное расследование, один экземпляр акта вручить ему и направить пакет документов в страховую компанию для принятия решения. Служебное расследование в таможне было проведено и документы направлены в страховую компанию. Однако, с таким заключением комиссии в акте расследования, как формулировка «заболевание получено в период военной службы» не указывает на наличие связи между заболеванием, приведшим Б.Г. Корчака к инвалидности, и исполнением служебных обязанностей», страховая компания откажет в выплате страховой суммы.

Считает акт комиссии незаконным, поскольку он подписан председателем комиссии ФИО15 и утвержден и.о. начальника таможни ФИО15, то есть одним и тем же лицом; в п. 8 «Приложения» указывается «пояснения очевидцев страхового случая», именно страхового случая, а не просто заболевания; в п. 7 «Заключение комиссии» указано, что «Формулировка «заболевание получено в период военной службы» не указывает на наличие связи между заболеванием, приведшим Б.Г. Корчака к инвалидности, и исполнением служебных обязанностей». Однако, комиссия, проводившая служебное расследование, не может установить, что отсутствует связь между заболеванием с инвалидностью и исполнением служебных обязанностей. Считает, что его заболевание получено именно при исполнении служебных обязанностей. Просит обязать начальника Новороссийской таможни провести повторно служебное расследование и признать его заболевание страховым случаем с целью получения страховой выплаты.

Впоследствии, после получения отказа ФИО18 в выплате страхового обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, Корчак Б.Г. дополнил первоначальные требования и просил обязать начальника Новороссийской таможни в п. 7 акта служебного расследования признать его заболевание, приведшее к инвалидности второй группы, полученным в связи с исполнением должностных обязанностей в период военной службы, а также признать данное заболевание страховым случаем, акт служебного расследования повторно направить в страховую компанию.

В судебном заседании Корчак Б.Г. поддержал свое заявление с дополнениями, настаивал на его удовлетворении и подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель начальника Новороссийской таможни по доверенности Петецкая И.В.

возражала против удовлетворения заявления Корчака Б.Г. и пояснила, что Корчак Б.Г. обратился с заявлением в ФТС России о признании его заболевания страховым случаем для получения страховой выплаты. Из ФТС в Новороссийскую таможню поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о проведении служебного расследования по факту установления инвалидности Корчаку Б.Г. для выявления наличия или отсутствия причинно-следственной связи между установлением инвалидности и исполнением им должностных обязанностей. В соответствии с приказом была создана комиссия, которая и составила акт служебного расследования. Документы были направлены в страховую компанию. Согласно документам у заявителя отсутствует право на получение страхового возмещения. В справке об инвалидности Корчака Б.Г. указано, что заболевание получено им в период военной службы, но не установлено, что это связано с исполнением им должностных обязанностей.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, представителя начальника Новороссийской таможни по доверенности Петецкой И.В., показания свидетеля ФИО16, суд считает, что в удовлетворении заявления Корчаку Б.Г. следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ч. 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ приказом Новороссийской таможни в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» полковник таможенной службы Корчак Б.Г. уволен со службы в таможенных органах РФ с должности начальника отдела защиты государственной тайны и специальной документальной связи, в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 48 Федерального Закона от 21.07.2997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах) - л.д.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» жизнь и здоровье сотрудника таможенного органа подлежат обязательному государственному личному страхованию.

В соответствии с п. 3.1 Государственного контракта № 268 от 23.12.2009г., заключенному ФТС России и ОСАО «РЕСО-Гарантия» на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов, страховыми выплатами признаются события, которые влекут выплату страховых сумм: гибель (смерть) застрахованного лица в период службы в таможенных органах РФ; установление застрахованному лицу группы инвалидности первой, второй или третьей в связи с исполнением должностных обязанностей в период службы либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов РФ; получение застрахованным лицом в связи с исполнением должностных обязанностей тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения ( л.д. 17-32).

Согласно справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Корчак Б.Г. ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности и указано, что заболевание получено в период военной службы (л.д. ). Выпиской из истории болезни Центра грудной хирургии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Корчак Б.Г. был прооперирован по поводу онкологического заболевания левого легкого (л.д. ). Согласно заключению военно-врачебной комиссии гарнизонной Новороссийского филиала ФГМУ ФИО19 заболевание Корчак Б.Г. получено в период военной службы и он не годен к службе в таможенных органах, о чем выдано свидетельство о болезни от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

В письме ФИО20 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что причина инвалидности, вынесенная в заключении комиссии, созданной на основании приказа Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ в формулировке «заболевание получено в период военной службы», исключает связь между заболеванием и исполнением Корчаком Б.Г. должностных обязанностей. Данное заключение в соответствии п. 1.7 указанного Регламента не дает право на получение страхового обеспечения (л.д. ).

Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Корчаком Б.Г. требований.

В письме Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с п. 2.1 Регламента проведения обязательного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (приложение к Государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ ) служебное расследование в обязательном порядке проводится по каждому факту гибели (смерти) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, установления им инвалидности, получения ими тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения;

цель служебного расследования - выявление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между фактом гибели (смерти), установления инвалидности, получения тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения Застрахованным лицом и исполнением им должностных обязанностей;

результаты служебного расследования по факту установления инвалидности Корчаку Б.Г. должны быть оформлены актом служебного расследования страхового случая (л.д.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ВрИО начальника Новороссийской таможни был издан приказ «О создании комиссии по расследованию страхового случая» с целью выявления наличий или отсутствия причинно-следственной связи заболевания Корчака Б.Г. с прохождением службы в таможенных органах (л.д. ).

Свидетель ФИО16 подтвердил в судебном заседании, что был членом комиссии по служебному расследованию страхового случая на основании указанного приказа. От Корчака Б.Г. поступило заявление о выплате страховой суммы в связи с установлением инвалидности второй группы. Корчак Б.Г. представил медицинские документы, справку об инвалидности, свидетельство о болезни ВВК. Сотрудники таможни ФИО14 и ФИО12 представили объяснения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Корчак Б.Г. на работе находился в болезненном состоянии, и он, свидетель, связывался с председателем военно-врачебной комиссии ФИО13, который пояснил, что нет причинно-следственной связи между инвалидностью Корчака Б.Г. и его служебными обязанностями. За разъяснениями он также обращался в ФТС России. По результатам служебного расследования был составлен акт и с медицинскими документами направлен в страховую компанию, которая в выплате Корчаку Б.Г. отказала. В свидетельстве о болезни Корчака Б.Г. указано, что оно получено в период военной службы, комиссия установила отсутствие причинно-следственной связи между заболеванием и служебной деятельностью Корчака Б.Г. на основании свидетельства о болезни военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ВрИО начальника Новороссийской таможни ФИО15 утвержден акт служебного расследования страхового случая, из которого следует, что «формулировка «заболевание получено в период военной службы», не указывает на наличие связи между заболеванием, приведшим Корчака Б.г. к инвалидности, и исполнением служебных обязанностей (л.д. ).

Доводы заявителя о том, что указанный акт комиссии подписан председателем комиссии ФИО15 и утвержден и.о. начальника таможни ФИО15, то есть одним и тем же лицом, поэтому является незаконным, суд не может принять во внимание, поскольку форма к Регламенту проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ предусматривает утверждение акта служебного расследования страхового случая начальником таможенного органа, а согласно приказу ВрИО начальника таможни Ровчак А.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника Новороссийской таможни с ДД.ММ.ГГГГ без освобождения от исполнения обязанностей по основной занимаемой должности был назначен ФИО15 (л.д. ).

Что касается самого заключения, изложенного в акте служебного расследования страхового случая, суд также не усматривает оснований для признания его незаконным, нарушающим права Корчака Б.Г., и понуждении начальника Новороссийской таможни признать заболевание Корчака Б.Г., приведшее к его инвалидности, полученным в связи с исполнением должностных обязанностей в период военной службы.

В силу п. 1.7 Регламента, являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта, основанием для выплаты страхового обеспечения являются формулировки причины смерти или инвалидности в редакции «военная травма», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «трудовое увечье» и «профессиональное заболевание».

Причины смерти или инвалидности, вынесенные в формулировках «заболевание получено в период военной службы», «общее заболевание» и другие не дают права на получение страхового обеспечения (л.д. ).

С учетом изложенных норм Регламента, заключения ВВК согласно свидетельству о болезни от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Новороссийской таможни правомерно утвержден акт служебного расследования страхового случая от ДД.ММ.ГГГГ о том, что формулировка: «заболевание получено в период военной службы» не указывает на наличие связи между заболеванием, приведшим Корчака Б.Г. к инвалидности, и исполнением им служебных обязанностей в должности начальника отдела защиты государственной тайны и специальной документальной связи.

Учитывая, что инвалидность Корчака Б.Г. вызвана, как установлено военно-врачебной комиссией, только в период прохождения военной службы, суд считает необходимым в соответствии с ч. 4 с. 258 ГПК РФ в удовлетворении заявления Корчаку Б.Г. отказать и полагает, что инвалидность Корчака Б.Г., полученная в результате указанного заболевания, не является страховым случаем, влекущим соответствующие выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Корчаку ФИО21 отказать в удовлетворении заявления об оспаривании действий Начальника Новороссийской таможни, выразившихся в отказе в признании заболевания, приведшего к инвалидности второй группы, полученного в период военной службы, связанным с исполнением им должностных обязанностей, согласно акта служебного расследования страхового случая от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному ВрИО начальника Новороссийской таможни ФИО15, и признании заболевания страховым случаем.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.