К делу № 2-2087/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 мая 2011 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Гончаровой Л.С. с участием пом. прокурора г. Новороссийска Воробьёвой О.А. при секретаре Кудиновой В.В. рассмотрев дело по заявлению прокурора г. Новороссийска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта пятого Постановления администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год», УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании пункта пятого постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» (далее по тексту Постановление) недействующим со дня принятия по тем основаниям, что прокуратурой г. Новороссийска при осуществлении надзора за правовыми актами, издаваемыми органами и должностными лицами органов местного самоуправления на предмет соответствия законам, было выявлено, что п. 5 Постановления администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» принят в нарушение федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса». Оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № опубликовано18.01.2011г. в газете «Новороссийские вести» №. Указанным постановлением установлены тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые <данные изъяты> и <данные изъяты>. Постановлением установлено, что оно вступает в силу с 17 января 2011 года (пункт пятый постановления). В судебном заседании пом. прокурора г. Новороссийска - Воробьева О.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что пункт пятый постановления противоречащим части первой статьи 13 закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», которой установлено что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку, и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, в связи с чем просит признать указанный пункт постановления недействительным. Представитель администрации МО г. Новороссийск - Гречка А.Ю., заявление не признал, просил оставить его без удовлетворения, и пояснил, что ст. 13 ФЗ от 30.12.04г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту Закона) установлено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, предусмотренным статьей 14 указанного Федерального закона «основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации и установление предельных индексов». В соответствии со ст. 2 Закона объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров и услуг, предлагает альтернативно наступление одного из следующих действий или событий: рост инфляции, изменения законодательства, изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы, изменение иных условий. Администрацией МО г. Новороссийск установлены тарифы в соответствии со ст. 14 Закона на основании: - I.объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость производимых ею товаров и услуг, в связи с наступлением следующих событий: 1. вступление в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу об обязании арендодателя - <данные изъяты> принять имущество из аренды филиала <данные изъяты> 2. прекращение деятельности филиала <данные изъяты> в г. Новороссийске и ликвидация филиала: 3. передача имущества <данные изъяты> г. Новороссийска 17.01.2011 года <данные изъяты> в аренду организациям коммунального комплекса <данные изъяты> - II. изменение иных условий: 1. имущественный комплекс <данные изъяты> г. Новороссийска <данные изъяты> был разделен и передан в аренду двум разным обществам, в результате для новых арендаторов в соответствии с действующим законодательством необходимо было установить тарифы. Применять тарифы филиала установленные на 2010 год для <данные изъяты> у новых арендаторов не было оснований. 2. - установление предельных индексов Федеральной службой тарифов и Региональной энергетической комиссии Департаментом цен и тарифов Краснодарского края на 2011 год. На основании вышеизложенного представитель администрации настаивает, что Суд, выслушав стороны их представителей, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора г. Новороссийска не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом истец не представил доказательства, подтверждающие нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц пунктом 5 постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» и в чем нарушение выразилось. Законом Краснодарского края от 15.10.2010 г. № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса» МО г. Новороссийск переданы отдельные государственные полномочия Краснодарского края по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, расположенных на территории муниципального образования, при условии, что потребители муниципального образования потребляют 100 процентов (в натуральном выражении) указанных товаров и услуг данной организации коммунального комплекса (ч.1.ст.1). Указанным законом определено, что порядок и условия осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса устанавливаются Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Статьей 13 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, предусмотренным статьей 14 указанного Федерального закона. Материалами дела установлено, что законодательством предусмотрено вступление в силу постановлений об установлении тарифов ранее календарного месяца, в случае досрочного пересмотра тарифов по ст. 14 федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Статьей 14 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регламентируются основания для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе: 1) объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации; 2) нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы; 3) предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках; 4) предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации; 5) предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования; 6) вступившее в законную силу решение суда; 7) изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса; 8) досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; 9) изменение установленных или установление предельных индексов. В судебном заседании установлено, что в действительности в соответствии со ст.2 и пп.1 п.1 ст. 14 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» произошло объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг организации коммунального комплекса, а именно: имущественный комплекс <данные изъяты> согласно договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ был передан по актам приема передачи ДД.ММ.ГГГГ в аренду <данные изъяты> и <данные изъяты> что подтверждается приказом региональной энергетической комиссии. На ДД.ММ.ГГГГ имущественный комплекс <данные изъяты> эксплуатировал филиал <данные изъяты>. Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-<данные изъяты> для указанного филиала были утверждены тарифы на 2010 г.: водоснабжения - 24,73 руб. без НДС и водоотведение - 9,46 руб. без НДС. ДД.ММ.ГГГГ суд обязал <данные изъяты> в лице конкурсного управляющего принять имущество у <данные изъяты> из аренды (решение Арбитражного суда Краснодарского края дело №). ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий <данные изъяты> принял имущество, что подтверждается актом приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ конкурсный управляющий <данные изъяты> передал имущество <данные изъяты> <адрес>, ранее эксплуатирующее филиалом <данные изъяты> по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ частично <данные изъяты>, а другая часть - <данные изъяты>», что подтверждается актами приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» досрочно пересмотрены тарифы для <данные изъяты> водоснабжения - 28,42 руб. без НДС и водоотведение - 10,88 руб. без НДС, а для <данные изъяты> водоснабжения - 22,00 руб. без НДС и водоотведение - 9,13 руб. без НДС. Материалами дела подтверждается что, имущественный комплекс <данные изъяты> <адрес>, был разделен и передан двум эксплуатирующим организациям <данные изъяты> и <данные изъяты> и тарифы на оказание услуг водоснабжения и водоотведения, утвержденные для филиал <данные изъяты>, не могли применяться этими, вновь созданными обществами, так как затраты для эксплуатации соответствующей части имущественного комплекса <данные изъяты> <адрес>, у каждой организации различны, соответственно и тарифы для потребителей будут иные, что фактически подтверждается материалами дела. Тариф для потребителей <адрес> установлен ниже чем тарифа для жителей <адрес>, т.е. жители <адрес> наоборот стали меньше платить за водоснабжение и водоотведение чем прежде, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Материалами дела подтверждается установление с ДД.ММ.ГГГГ предельных индексов в размере 115 % для <адрес> и Приказ Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № вступивший в силу ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, установлено, что потребитель услуг водоснабжения и водоотведения <адрес> в декабре 2010г. был осведомлен о том, что тарифы с ДД.ММ.ГГГГ будут увеличены в пределах 115 %. При этом, Администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск Постановлением введены в действие новые тарифы только с ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании установлено, что рост тарифа на 2011 год установлен в пределах допустимых 115 % и составил: для <данные изъяты> холодная вода - 28,42 руб./м3 (рост к тарифу, действующему в 2010 г. - 114,92 %), водоотведение 10,88 руб./м3 (рост к тарифу, действующему в 2010 г. -115 %); для <данные изъяты>: холодная вода - 22 руб./м3 (снижение тарифа для потребителей, действующего в 2010 г. - 88,96 %), водоотведение 9,13 руб./м3 (снижение тарифа для потребителей, действующего в 2010 г. - 96,51 %). В соответствие со ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю; бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Администрацией МО г. Новороссийск приняты исчерпывающие меры в целях исполнения обязательств по осуществлению функции обеспечения муниципального образования по бесперебойному оказанию услуг водоснабжения и водоотведения населения и правомерно досрочно пересмотрены тарифы для ООО «ЮВК-Новороссийск» и ООО «Абрау-Дюрсо коммунальные системы» в соответствии со ст. 14 закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Администрация МО г.Новороссийска ДД.ММ.ГГГГ разместила в сети интернет на сайте постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год». Также ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Таким образом, Администрация муниципального образования обеспечила населению муниципального образования город-герой Новороссийск и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием на сайте и газете. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Исходя из смысла указанной нормы закона, обоснованность установления тарифов должно доказываться органом, должностное лицо, которого приняло акт. Ответчик представил обоснованность пункта 5 обжалуемого постановления, что подтверждается материалами, приобщенными к делу и функцией органов местного самоуправления по обеспечению жизнедеятельности города. Исходя из изложенного суд находит заявление прокурора г. Новороссийска не подлежащим удовлетворению, т.к. пункт 5 Постановления администрации МО г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» не противоречит законодательству РФ и в том числе ст.13 закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», имеющему большую юридическую силу. В силу ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора г. Новороссийска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащим законодательству и недействующим пункта пятого Постановления администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые организациями коммунального комплекса на территории муниципального образования город Новороссийск на 2011 год» - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий