Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А., при секретаре Щербаковой О.С., с участием помощника прокурора г. Новороссийска Чуркин А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Серебро» о понуждении соблюдения природоохранного законодательства У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Серебро» о понуждении соблюдения природоохранного законодательства. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Новороссийскасовместно с региональным отделом федерального экологического контроля на Черноморском побережье (<адрес>) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республики Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации ночного клуба «<данные изъяты>» ООО «Серебро», расположенного по адресу: <адрес>, Так, ООО «Серебро» осуществляет деятельность в арендуемом нежилом помещении общей площадью <данные изъяты> м2, расположенном в здании по адресу <адрес>, на основании договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, для использования под кафе, ночной клуб «<данные изъяты>». Основным видом деятельности ООО «Серебро» является деятельность кафе (<данные изъяты> В ходе проведения проверки установлено, что в результате деятельности ночного клуба «<данные изъяты>» ООО «Серебро» образуются отходы производства и потребления: - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (<данные изъяты>); - отходы производства пищевых продуктов (<данные изъяты>); - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак (<данные изъяты>). Вышеуказанное подтверждается объяснением директора ООО «Серебро» Костиковой А.В. и расчетом платы за негативное воздействие за ДД.ММ.ГГГГ <адрес> образующиеся отходы вывозятся по договору с ООО «<данные изъяты>» на городскую свалку. ООО «Серебро» представлены: договор № от ДД.ММ.ГГГГ г., договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с ООО «<данные изъяты>». Представлены документы, подтверждающие действие договоров (акты выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). В ходе проведения проверки установлено также, что в результате деятельности Общества образуются и размещаются отходы производства и потребления, то есть ООО «Серебро» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Представлены расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (<данные изъяты>) за ДД.ММ.ГГГГ <адрес> платы за <данные изъяты> своевременно представлен в соответствующий территориальный орган (до <данные изъяты> числа месяца следующего за отчетным периодом - кварталом). Обществом представлено платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждающее внесение платы за <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. Специально оборудованное место для накопления, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отсутствует. Не обеспечены безопасные для окружающей среды условия и способы хранения отхода. Документы, подтверждающие передачу отхода (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак) соответствующим организациям (имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности), а также подтверждающие безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходом и их соответствие законодательству Российской Федерации, отсутствуют. Нарушены требования ст. 11 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3, ст. 4, ст. 11, ст. 34, ст. 39, ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.7.1322-03. ООО «Серебро» не подтвердило отнесение к конкретному классу опасности для окружающей природной среды следующего отхода, образующегося в процессе осуществления своей деятельности: отходы производства пищевых продуктов (код по ФККО - 11100000 00 00 0). ООО «Серебро» не имеет документов, удостоверяющих принадлежность отхода (Отходы производства пищевых продуктов (код по ФККО - 11100000 00 00 0) к отходу соответствующего вида и класса опасности, содержащего сведения о его составе. Свидетельство о классе опасности отхода (отходы производства пищевых продуктов (код по ФККО - 11100000 00 00 0) для окружающей природной среды у ООО «Серебро» отсутствует. Компонентный состав данного отхода, а также опасные свойства и их комбинации не определены. Не составлены паспорта на отходы: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). Наличие у юридического лица соответствующих сведений об опасности для окружающей среды образующихся отходов являетсянеобходимым условием для обеспечения безопасных для окружающей среды условий и способов обращения с данными отходами, в том числе при их накоплении. ООО «Серебро» нарушены требования ст. 3, ст. 4, ст. 34, ст. 39 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, ст. 14 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При проведении проверки установлено, что лица (уборщица ООО «Серебро»), которые допущены к обращению с отходами I, IV класса опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I, IV класса опасности. Нарушены требования ст. 11, ст. 15 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 3, ст. 34, ст. 39 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При несоблюдении ООО «Серебро» природоохранного законодательства нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, поэтому просит обязать ООО «Серебро» представить документы, подтверждающие передачу отхода (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак) соответствующим организациям (имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности), а также подтверждающие безопасные для окружающей среды условия и способы обращения с отходом и их соответствие законодательству Российской Федерации, обязать ООО «Серебро» составить паспорта на отходы, а также обязать ООО «Серебро» произвести профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами I, IV класса опасности. В судебном заседании помощник прокурора г. Новороссийска Чуркин А.Н. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, указав, что поскольку нарушения, указанные в справке № о результатах проверки устранены ответчиком, за исключением предоставления в Росприроднадзор паспортов на отходы, просит удовлетворить исковые требования в указанной части. Представитель ООО «Серебро» в лице директора Костиковой А.В. уточненные исковые требования признала, пояснив суду, что в настоящий момент все нарушения устранены в полном объеме, а также указала, что ответчиком заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Южному ФО» по исполнению деятельности по обращению с отходами, в том числе организацией работ по отнесению отходов к определенному классу опасности в части подготовки паспортов отходов, но на сегодняшний день работы по изготовлению паспортов не исполнены. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не предоставил. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. На основании ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии с приложением <данные изъяты> к Приказу МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении паспорта опасного отхода» (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды. Согласно <данные изъяты> Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N № документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой г. Новороссийскасовместно с региональным отделом федерального экологического контроля на Черноморском побережье (г. Новороссийск) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республики Адыгея проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации ночного клуба «<данные изъяты>» ООО «Серебро», расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Серебро» осуществляет деятельность в арендуемом нежилом помещении общей площадью <данные изъяты>, расположенном в здании по адресу <адрес>, на основании договора аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, для использования под кафе, ночной клуб «<данные изъяты> Основным видом деятельности ООО «Серебро» является деятельность кафе (ночной клуб «<данные изъяты>»).(<данные изъяты>) В ходе проведения проверки установлено, что в результате деятельности ночного клуба «<данные изъяты>» ООО «Серебро» образуются отходы производства и потребления: - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (<данные изъяты>); - отходы производства пищевых продуктов (<данные изъяты>); - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак (<данные изъяты>). Договором от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ответчиком с ИП Зориной Е.В. заключен договор на проведение работ по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, разработке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании опасных отходов, а также услуги по обезвреживанию опасных отходов и обращению с отходами I-IV класса опасности. (<данные изъяты>) Свидетельством о повышении квалификации и удостоверением № подтверждается наличие специалиста, допущенного к обращению с отходами I-IV класса опасности. (<данные изъяты>) Договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиком и ООО «Агентство «Ртутная безопасность» на оказание услуг по утилизации опасных отходов подтверждается осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов с предоставлением необходимой документации. (<данные изъяты>) Кроме того, ООО «Серебро» заключен договор №№ от ДД.ММ.ГГГГ с ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Южному ФО» по исполнению деятельности по обращению с отходами, в том числе организацией работ по отнесению отходов к определенному классу опасности в части подготовки паспортов отходов, но в настоящий момент паспорта отходов в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея не предоставлены. Поскольку нарушения требований природоохранного законодательства в полном объеме не устранены, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Серебро» составить паспорта на отходы и предоставить их в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и республике Адыгея. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его вынесения. Председательствующий: