Решение по иску Козловой И.В. к Новороссийской таможне по иску о признании отказа в поступлении на государственную службу неправомерным и понуждении ответчика к заключению служебного контракта



                                                             Дело № 2-2165/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 г. Октябрьский районный суд гор. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бойковой А.И.

при секретаре Рыжковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой ФИО6 к Новороссийской таможне о признании отказа в поступлении на государственную службу неправомерным и понуждении ответчика к заключению служебного контракта,

установил:

    Козлова И.В. обратилась в суд с иском к Новороссийской таможне о признании отказа в поступлении на государственную службу неправомерным и понуждении ответчика к заключению с нею служебного контракта в должности начальника правового отдела Новороссийской таможни сроком на три года.

         При этом указала в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Новороссийскую таможню с заявлением о принятии на государственную гражданскую службу на должность начальника правового отдела Новороссийской таможни, так как с ним не был заключен служебный контракт на новый срок и данная должность стала вакантной, а она, Козлова, соответствует квалификационным требованиям к данной вакантной должности. В силу ст. 22 Федерального закона от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс не проводится при заключении срочного служебного контракта.

ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ Новороссийской таможни о принятии на государственную службу на должность начальника правового отдела со ссылкой на то, что в соответствии с приказом ФТС РФ от 30.11.2010 г. № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов» - начальник подразделения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с правовой службой регионального таможенного управления и правовым управлением ФТС России. Кандидатура на должность начальника правового отдела таможни в настоящее время согласовывается с правовой службой регионального таможенного управления.

Полагает, что данным ответом Новороссийская таможня нарушила ее конституционное право, предусмотренное ст. 32 Конституции РФ, о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Считает, что поскольку на момент подачи заявления в Новороссийскую таможню должность начальника правового отдела таможни была вакантна, то она имела право на равном основании с имеющимися кандидатами быть рассмотрена на данную должность. Ссылка Новороссийской таможни на приказ ФТС РФ от 30.11.2010 г. № 2275 не состоятельна, так как порядок поступления на государственную службу регулируется Федеральным законом от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и одним из принципов гражданской службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе.

Ссылка Новороссийской таможни на то, что таможня не информировала центр занятости населения г. Новороссийска о наличии вакантной должности начальника правового отдела и не размещала в средствах массовой информации объявления о приеме граждан на указанную должность, указывает также на нарушение Новороссийской таможней принципа государственной службы - доступность информации о гражданской службе.

В указанном Федеральном Законе закреплено, что при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. Закон также устанавливает, что право на поступление на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что каждый имеет равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации. Исходя из содержания ст. 64 ТК РФ, необоснованным является отказ в заключении трудового договора, не связанный с деловыми качествами работника.

Просит признать отказ Новороссийской таможни в поступлении на государственную гражданскую службу неправомерным и обязать Новороссийскую таможню заключить с нею служебный контракт в должности начальника правого отдела Новороссийской таможни сроком на три года.

В судебном заседании истец Козлова И.В. настаивала на удовлетворении исковых требований и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. При этом пояснила, что отказ в заключении контракта возможен только по деловым качествам, а ее деловые качества Новороссийской таможней даже не рассматривались, хотя в таможне была копия ее трудовой книжки, характеристика и они были осведомлены о ее трудовой деятельности, так как в ДД.ММ.ГГГГ она уже подавала заявление о поступлении на государственную службу.

Козлова И.В. также пояснила, что согласно представленным документам приказом ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийскую таможню была прикомандирована Стройнова Н.А. на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласование Стройновой Н.А. на должность начальника правового отдела таможни началось ДД.ММ.ГГГГ, а она, Козлова, обратилась в таможню с заявлением о принятии на государственную гражданскую службу ДД.ММ.ГГГГ

Представители Новороссийской таможни по доверенности Стройнова Н.А. и Петецкая И.В. иск не признали.

При этом Стройнова Н.А. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Новороссийской таможней дан ответ Козловой И.В. на ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на должность начальника правового отдела. В ответе указано, что сейчас в таможне проводится процедура согласования на эту должность и если эти лица не пройдут согласования, тогда Козлова И.В. об этом будет уведомлена. Данный ответ не является отказом. Заключение служебного контракта - это право работодателя, а не обязанность. Работодатель обязан предоставлять сведения о наличии вакантных должностей. Должность начальника правового отдела Новороссийской таможни освободилась только в конце ДД.ММ.ГГГГ Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, вместе с заявлением предоставляет необходимые документы. Козловой И.В. документы не были предоставлены. Кроме того, должность начальника правового отдела таможни согласовывается с правовой службой ЮТУ и правовой службой ФТС. В материалах дела имеется характеристика на нее, Стройнову, из которой следует, что кандидатура Стройновой Н.А. согласована ЮТУ ДД.ММ.ГГГГ, в ФТС России - в ДД.ММ.ГГГГ после чего она была принята на должность начальника правового отдела в порядке перевода. В настоящее время должность начальника правового отдела Новороссийской таможни не является вакантной. Считает, что истец не приняла достаточных мер к реализации своего права на поступление на государственную гражданскую службу и не представила необходимые документы к своему заявлению.

Представитель Новороссийской таможни по доверенности Петецкая И.В. пояснила в судебном заседании, что статьей 26 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» определен перечень документов при поступлении на гражданскую службу. Козловой И.В. не представлено доказательств того, что Новороссийская таможня обязана поднимать из архива документы, ранее представленные ею, как претендентом на участие в конкурсе. Ст. 65 ТК РФ также определен перечень документов, предоставляемых при заключении трудового договора. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2044г. указано, что работодатель самостоятельно принимает необходимые кадровые решения - подбор, расстановку и увольнение сотрудников, а также заключение трудового договора с конкретным лицом. Это является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, истец в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила назначить ее на должность начальника правового отдела, в том числе и в соответствии с ее квалификационными требованиями. Документов в подтверждение этого ею не представлялось. Письмом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Козловой И.В. дан ответ, однако отказа в принятии на государственную гражданскую службу он не содержал.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд находит, что исковые требования Козловой И.В. не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( с последующими изменениями) на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным Законом.

В силу п. 15 ст. 79 указанного Федерального Закона непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу.

Статьей 64 ТК РФ предусмотрено, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, не связанный с деловыми качествами работника.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец Козлова И.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Новороссийскую таможню с заявлением о принятии на государственную гражданскую службу на должность начальника правового отдела Новороссийской таможни в связи с имеющейся указанной вакантной должностью и ее соответствия квалификационным требованиям к данной вакантной должности. При этом указала в заявлении, что перечень документов, требуемых п. 2 ст. 26 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» ранее ею предоставлялся в Новороссийскую таможню (л.д. ).

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ /К-1, Новороссийская таможня рассмотрела ее заявление и указала следующее:

В соответствии с приказом ФТС РФ от 30.11.2010 г. № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов» - начальник Подразделения назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с правовой службой регионального таможенного управления и Правовым управлением ФТС России. Новороссийская таможня не информировала центр занятости населения г. Новороссийска о наличии вакантной должности начальника правового отдела и не размещала в средствах массовой информации объявление о приеме документов от граждан на указанную должность в связи с тем, что кандидатура на должность начальника правового отдела таможни в настоящее время согласовывается с правовой службой регионального таможенного управления. В случае несогласования региональным таможенным управлением представленных кандидатур Вам будет предложено представить необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности замещения данной должности (л.д. ).

Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не может согласиться с доводами истца Козловой И.В. о том, что данным ответом Новороссийской таможни ей неправомерно отказано в поступлении на государственную службу и данный отказ носит дискриминационный характер.

Как следует из материалов дела, Козловой И.В. фактически не было отказано в приеме на работу. ДД.ММ.ГГГГ Новороссийская таможня направила в адрес Козловой И.В. письмо о том, что таможенным органом проводится процедура согласования кандидатуры на должность начальника правового отдела и случае несогласования представленных кандидатур ей будет предложено представить необходимые документы для рассмотрения вопроса о возможности замещения данной должности. После этого Козлова И.В. не обращалась с аналогичным заявлением в таможенный орган и не предоставляла документы, необходимые для оценки ее личных и деловых качеств, которые установлены пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, пунктом 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Суд находит заслуживающими внимания доводы представителей Новороссийской таможни в судебном заседании о том, что Козлова И.В. обязана была предоставить документы, предусмотренные п. 2 ст. 26 указанного Федерального Закона, вместе с заявлением о принятии на государственную гражданскую службу и считает несостоятельной ссылку Козловой И.В. на то, что ранее, до ДД.ММ.ГГГГ, она работала в Новороссийской таможне, в ДД.ММ.ГГГГ подавала документы о приеме на службу в Новороссийскую таможню, которые находится в архиве, поэтому ответчику известно о ее соответствии в настоящее время квалификационным требованиям к вакантной должности начальника правового отдела Новороссийской таможни.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу действующего трудового законодательства заключение трудового договора с конкретным лицом является правом, а не обязанностью работодателя.

Так, в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абзаца 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также указано, что ТК РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.

Материалами дела подтверждается, что, действительно, в ДД.ММ.ГГГГ должность начальника правового отдела Новороссийской таможни стала вакантной в связи с не продлением контракта ранее занимавшему эту должность должностному лицу. Однако, данное обстоятельство само по себе не означает обязанность Новороссийской таможни незамедлительно заполнить освободившуюся вакансию.

Пунктом 26 Приложения № 6 к приказу ФТС России от 30.11.2010 № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов» установлено, что начальник правового подразделения таможни назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом таможни по согласованию с правовой службой регионального таможенного управления и Правовым управлением ФТС России.

Вместе с тем, ФТС России не регламентирован порядок такого согласования назначения на должность начальника правового отдела таможни, поэтому суд также находит заслуживающими внимания доводы представителей ответчика в судебном заседании о том, что Козлова И.В. не была лишена возможности самостоятельно пройти указанную процедуру согласования правовой службой Южного таможенного управления и Правовым управлением ФТС России. Однако при подаче заявления Козловой И.В. не были представлены документы, свидетельствующие о согласовании ее назначения на должность начальника правового отдела Новороссийской таможни.

Как установлено в судебном заседании в настоящее время должность начальника правового отдела Новороссийской таможни не является вакантной, поскольку приказом Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ на указанную должность принята в порядке перевода из Южного таможенного управления с ДД.ММ.ГГГГ Стройнова Н.А. и назначена на государственную должность начальника правового отдела. Материалами дела подтверждается, что ее кандидатура прошла все необходимые согласования, предусмотренные пунктом 26 Приложения к приказу ФТС России от 30.11.2010 № 2275 «Об утверждении типовых положений о правовых подразделениях таможенных органов». Так как должность начальника правового отдела Новороссийской таможни не вакантна, с Козловой И.В. невозможно заключение служебного контракта в данной должности.

На основании изложенного исковые требования Козловой И.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Козловой ФИО7 отказать в удовлетворении исковых требований к Новороссийской таможне о признании неправомерным отказа в поступлении на государственную гражданскую службу и понуждении Новороссийскую таможню к заключению с нею служебного контракта в должности начальника правового отдела Новороссийской таможни сроком на три года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней.