решение по заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации мо г. Новороссийска о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия постановления администрации мо г. Новороссийска



Дело № 2-3236/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.

при секретаре Щербаковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийска о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска»

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийска о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска», указав в обоснование, что указанное постановление подлежит отмене в связи с противоречием федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования определены ст. 31 Закона РФ «Об образовании».

В силу положений ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» (от ДД.ММ.ГГГГ ) общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются данным Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Частью 1.1 ст. 16 данного закона установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Аналогичное положение закреплено в п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), п. 25 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Порядок исключения из образовательных учреждений также определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях определенного вида и типа и уставом учреждения. Органам местного самоуправления в силу закона не предоставлено полномочий по принятию нормативного правового акта, определяющего порядок исключения из образовательных учреждений, перевода в другие образовательные учреждения.

Таким образом, в силу указанных норм федерального закона, правила приема граждан в муниципальное образовательное учреждение, а также порядок перевода в другие учреждения и порядок исключения из учреждения определяются учредителем муниципального образовательного учреждения в соответствии с нормами федеральных законов и типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и закрепляются в уставе муниципального образовательного учреждения, но не в нормативном правовом акте органа местного самоуправления.

Постановление главы администрации г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в обязанности прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Органы прокуратуры в силу ст.45 ГПК РФ вправе выступать истцом в защиту интересов государства, а также неопределенного круга лиц.

Просят суд признать Постановление главы администрации г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г.Новороссийск» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия.

В судебное заседание заявитель - прокурор г. Новороссийска не явился, уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не известил, а потому суд признал его неявку неуважительной, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, ч.2 ст. 252 ГПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель администрации г. Новороссийска по доверенности Чутов И.Н. против удовлетворения заявления возражал, указав, что администрация является учредителем образовательных учреждений, как учредитель осуществляет функции по контролю за использованием имущества и деятельности учреждений, следовательно вправе издавать нормативные акты регулирующие порядок приема, выбытия и исключения граждан из образовательных учреждений. Оспариваемое постановление не противоречит закону и не нарушает прав граждан.

Представитель МУ «Управления образования МО г. Новороссийск» в судебное заседание не явился, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем уведомила суд письменно, в возражениях указала, что учредителями образовательных учреждений является администрация г. Новороссийска в лице МУ УИЗО. Постановление не противоречит закону и не нарушает прав граждан, просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как следует из п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

Постановлением администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска», утверждены Правила приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Новороссийск.

Постановление опубликовано в средствах массовой информации газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление направленно на установление правовых норм (правил поведения), рассчитано на многократное применение, отвечает критериям муниципального нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

- организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения);

- организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования;

- организация отдыха детей в каникулярное время.

Перечень вопросов местного значения поселений (ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не содержит каких-либо функций в сфере образования. Действующим законодательством за ними не закреплено и каких-либо прав в этой сфере. Соответственно, органы местного самоуправления городских и сельских поселений не вправе осуществлять деятельность в сфере образования.

Полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения конкретизируются в иных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

В п. 1 ст. 31 "Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования" Закона РФ "Об образовании" отдельно упоминаются:

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Данные полномочия, хотя в Законе и перечисляются наряду с названными выше вопросами местного значения (а не в их рамках), в действительности являются полномочиями по решению этих вопросов местного значения и никоим образом не расширяют компетенцию органов местного самоуправления по сравнению с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а лишь конкретизируют ее.

Данные полномочия представляю собой организационно-правовые средства, через которые органами местного самоуправления реализуется функция по организации предоставления перечисленных видов образования.

В силу положений ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются данным Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Частью 1.1 ст. 16 данного закона установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Аналогичное положение закреплено в п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), п. 25 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Порядок исключения из образовательных учреждений также определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях определенного вида и типа и уставом учреждения.

Органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в компетенцию образовательного учреждения (ст. 32 Закона РФ "Об образовании").

Как учредители муниципального образовательного учреждения, органы местного самоуправления утверждают их уставы (п. 2 ст. 13 Закона РФ "Об образовании"). В уставе, в частности, определяется и порядок управления данным учреждением, в т.ч. права учредителя в отношении его, порядок замещения должности руководителя учреждения (избрание, назначение и их разновидности - п. 4 ст. 35 Закона РФ "Об образовании"), разграничение полномочий между органами управления образовательного учреждения.

Статьей 7. Устава г. Новороссийска так же предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования город Новороссийск относится о организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Краснодарского края, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях краевого значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования город Новороссийск, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Ст. 42 Устава - Администрация в сфере образования, социально-культурного обслуживания населения осуществляет следующие полномочия:

2) организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования город Новороссийск, организует отдых детей в каникулярное время;

3) обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

4) ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

5) организует и осуществляет мероприятия по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании город Новороссийск;

6) обеспечивает финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов муниципальных библиотек;

7) организует библиотечное обслуживание населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования город Новороссийск;

8) создает условия для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

9) осуществляет сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования город Новороссийск;

10) осуществляет охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;

11) определяет порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

12) создает условия для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном образовании город Новороссийск;

13) создает условия для массового отдыха жителей муниципального образования город Новороссийск и организует обустройство мест массового отдыха населения;

14) формирует и содержит архивные фонды муниципального образования город Новороссийск;

15) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Анализ приведенных норм в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что органам местного самоуправления в силу закона не предоставлено полномочий по принятию нормативного правового акта, определяющего порядок принятия, исключения из образовательных учреждений, перевода в другие образовательные учреждения.

Таким образом, в силу указанных норм федерального закона, правила приема граждан в муниципальное образовательное учреждение, а также порядок перевода в другие учреждения и порядок исключения из учреждения определяются учредителем муниципального образовательного учреждения в соответствии с нормами федеральных законов и типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и закрепляются в Уставе муниципального образовательного учреждения, но не в нормативном правовом акте органа местного самоуправления.

Таким образом утверждения заявителя о противоречии оспариваемого постановления федеральному законодательству ввиду принятия с превышением полномочий, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а потому заявление подлежит удовлетворению, нормативный акт признанию незаконным, и согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ недействующим с момента принятия.

В связи с удовлетворением требований заявителя, администрация муниципального образования город-герой Новороссийск обязана, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете «Новороссийские вести» решение суда или сообщение о решении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Заявление прокурора г. Новороссийска удовлетворить.

Признать незаконными (недействующими), с момента принятия Постановление администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска»

Обязать администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете «Новороссийские вести» настоящее решение суда или сообщение о решении О признании незаконными (недействующими) с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска»

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.

Председательствующий:     Схудобенова М.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 28.07.2011 г.