РЕШЕНИЕ 2- 1264/11 Именем Российской Федерации 22.07.2011г. г.Новороссийск Председательствующий Чанов Г.М. при секретаре Лавровой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурорав защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на очистку от загрязнения акватории морского порта Новороссийск останками затонувшего плавсредства-плавучего ДОКА №, обязании устранить выявленные нарушения путем принятия адекватных и полноценных мер, направленных на очистку от загрязнения акватории морского порта Новороссийск останками затонувшего плавсредства-плавучего ДОКА №. У С Т А Н О В И Л: В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки, проведённой совместно со специалистами Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, установлено, что в 1992 году в районе причала № Государственного предприятия «Новороссийский судоремонтный завод», в результате катастрофического шторма с высотой волн у причала до 2-х метров и ураганным южным ветром до 32 м/с, был повреждён и затоплен в результате аварийных повреждений днища и правого борта плавучий док «Док №». При приватизации Государственного предприятия «Новороссийский судоремонтный завод» в форме преобразования в АООТ «Новороссийский судоремонтный завод», правопреемником которого является ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», плавучий док «Док №» не вошёл в перечень имущества, подлежащего приватизации. При этом, в перечень имущества не подлежащего приватизации плавучий док «Док №» также не вошёл (письма ТУ ФАУФИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ТУ ФАУГИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время, находящийся в разрушенном состоянии плавучий док «Док №» расположен в акватории Чёрного моря в районе причала № ОАО «НСРЗ», на месте затопления. В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» поверхностные и подземные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Часть 1 статьи 56 Водного кодекса РФ устанавливает требования, запрещающие сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов). Согласно информации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ плавучий док «Док №» не является естественным компонентом экосистемы Чёрного моря, в связи с чем, данное плавсредство является инородным веществом для акватории Чёрного моря - загрязнителем морской среды. ФГУ «АМП Новороссийск» будучи наделено административно-властными полномочиями портовых властей в соответствии с ч.1 ст.10 и ст.11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляет в морском порту Новороссийск функции по обеспечению порядка в морском порту, взаимодействию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам экологического контроля и надзора в морском порту и руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения. Вместе с тем, ФГУ «АМП Новороссийск» не принимаются меры, направленные на очистку от загрязнения акватории морского порта Новороссийск останками затонувшего плавсредства - плавучего дока «Док №», что ведёт к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённых в ст. 42 Конституции РФ и ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды». В ходе судебного заседания представитель Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры помошник прокурора Гунин А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в описательной части настоящего решения, добавив, что плавучий док «Док №» является отходами производства, мусором и именно на ФГУ «АМП Новороссийск» лежит обязанность по принятию мер, направленных на очистку от загрязнения акватории морского порта Новороссийск останками указанного плавсредства. Представители ФГУ «АМП Новороссийск» Харченко В.И. и Евтушенко В.С. возражали на заявленные Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором требования, указывая, что администрации морских портов, являются портовыми властями и осуществляют административно-властные полномочия и функции, возложенные на них Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К числу основных функций администраций морских портов относятся такие как, функция по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, а также функция по осуществлению руководства мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения. Функция по осуществлению руководства мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения, подразумевает под собой осуществление ФГУ «АМП Новороссийск» организационно-правовых мер охраны окружающей среды от негативного воздействия морских судов, а не от источников загрязнения с береговых объектов предприятий портового комплекса. Правовое регулирование предотвращения загрязнения окружающей природной среды в акватории морского порта Новороссийск регламентируется «Сборником обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портопунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик», изданным ФГУ «АМП Новороссийск» в 2005г. и опубликованным в «Извещениях мореплавателям» (далее - Сборник обязательных распоряжений), другими ненормативными актами ФГУ «АМП Новороссийск», Российскими нормативными актами по охране окружающей природной среды, а также международными правилами и нормами, регламентирующими международное судоходство. В Сборнике обязательных распоряжений содержится п. 4.8 «Предотвращение загрязнения окружающей природной среды». Из содержания п.п. 4.8.1. Сборника обязательных распоряжений следует, что на акватории морского порта Новороссийск действуют требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, 1973 г. (МАРПОЛ-73/78), а также Российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973 г. (МАРПОЛ-73/78) содержит шесть приложений: Приложение I - Правила предотвращения загрязнения нефтью; Приложение II - Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом; Приложение III - правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных цистернах; Приложение IV - Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов; Приложение V - Правила предотвращения загрязнения мусором с судов. Согласно Правилу I указанного Приложения - мусор означает все виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению; Приложение VI - Правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов. Таким образом, Сборником обязательных распоряжений, как и разделом VI «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», утв. приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом требований международных правил и норм, а также Российских нормативных актов по охране окружающей среды, устанавливается ряд запретов действий экипажей судов, находящихся на акватории морского порта Новороссийск и на подходах к нему, которые могут повлечь причинение вреда окружающей среде, водным объектам, биологическим ресурсам и т.п. Помимо этого, Сборником обязательных распоряжений для организаций, осуществляющих деятельность в морском порту и эксплуатирующих портовые сооружения, также устанавливается ряд запретов на осуществление действий, которые могут повлечь причинение вреда окружающей среде. В целях реализации организационно-правовых мер охраны окружающей среды от негативного воздействия морских судов, ФГУ «АМП Новороссийск» с учетом требований международных правил и норм, а также Российских нормативных актов по охране окружающей среды регулярно проводится экологический мониторинг акваторий морских портов Новороссийск, Геленджик и Анапа и подходных путей к ним с использованием космических технологий НТЦ «Сканэкс», авиаразведки, средств дистанционного видеоконтроля, а также ежедневного патрулирования акваторий морских портов рейдовыми катерами, ведется лабораторный контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, чистотой акваторий портов и воздушного бассейна. Учреждением разработаны и выполняются требования «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах Новороссийск, Геленджик и Анапа», «Плана управления судовыми отходами в порту Новороссийск» и «Плана комплексного применения Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими». Кроме того, при заходе судов в морские порты Новороссийск, Геленджик и Анапа, должностные лица инспекции государственного портового контроля и отдела экологического контроля ФГУ «АМП Новороссийск» с учетом требований международных правил и норм, а также национального законодательства осуществляют экологическое инспектирование судов, в ходе которого проверяется судовое природоохранное оборудование, опломбирование забортных балластно-осушительных систем и систем сточных вод, журналы операций с мусором и нефтью, конвенционные документы и организация работ по предотвращению загрязнения с судов и т.д. Железобетонный плавучий док «Док №» до приватизации ГП «НСРЗ» списан с баланса судоремонтного завода комиссионным Актом ликвидации основных средств от ДД.ММ.ГГГГ № по типовой межведомственной форме № ОС-4 в соответствии с Типовой инструкцией «О порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)», утверждённой Минфином СССР и Госпланом ДД.ММ.ГГГГ №, и подлежал разборке и демонтажу силами предприятия. С 1992 года ОАО «НСРЗ», являясь правопреемником ГП «НСРЗ» и АООТ «НСРЗ», постепенно демонтировало оборудование плавучего дока и распоряжалось им по своему усмотрению. Кроме того, силами и средствами ОАО «НСРЗ» списанное судно было перемещено в безопасное место к причалу №, где было притоплено на подготовленное основание из бетонных массивов. В момент притопления «Дока №» силами и средствами НСРЗ, судно не создавало угрозы причинения ущерба морской среде загрязнением, а его расположение не создавало угрозы безопасности мореплавания в данной части акватории морского порта и не препятствовало осуществлению какой-либо деятельности морского порта и проводимым в нём работам. В связи с указанными обстоятельствами плавучий док «Док №» не мог и не может рассматриваться в качестве потерпевшего крушение судна или имущества, на которые распространялись и распространяются правила подъема, удаления или уничтожения имущества, затонувшего в пределах территориальных или внутренних морских вод, установленных как главой VI КТМ СССР, так и главой VII КТМ РФ. Кроме того, ст. 111 КТМ РФ предусматривает случаи, когда портовые власти имеют право, а не обязанность, поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его за счет собственника такого имущества. Во-первых, это право у портовых властей возникает только тогда, когда собственник затонувшего имущества (ранее в главе VI КТМ СССР упоминался - владелец) обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с п. 1 ст. 109 КТМ РФ, но собственник не выполняет этих обязанностей. То есть, в указанном случае право портовых властей, поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить, или уничтожить его, обусловлено наличием того, что данное имущество: а) создаёт угрозу безопасности мореплавания; б) создаёт угрозу причинения ущерба морской среде загрязнением; в) препятствует осуществлению рыболовства; г) препятствует осуществлению деятельности в порту и проводимым в нем работам, а собственник не выполняет своих обязанностей по подъёму, удалению или уничтожению этого имущества. Во-вторых, портовые власти вправе осуществить такие же действия, если затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением, либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам. Таким образом, в указанном случае право портовых властей, поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить, или уничтожить его, обусловлено наличием того, что данное имущество: а) создаёт серьёзную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания; б) создаёт непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением; в) значительно препятствует осуществлению рыболовства; г) значительно препятствует осуществлению деятельности в порту и проводимым в нем работам. Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, плавучий док «Док №» не создаёт угрозы причинения ущерба морской среде загрязнением, а его расположение не создаёт угрозы безопасности мореплавания в данной части акватории морского порта Новороссийск и не препятствует осуществлению какой-либо деятельности морского порта и проводимым в нём работам. Из содержания п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», следует, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами. Разделом 2 «Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10-86», утв. письмом Минморфлота СССР ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что предприятия осуществляющие деятельность в морском порту и эксплуатирующие портовые сооружения, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории предприятия отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными для здоровья человека и окружающей среды веществами. Так, из содержания п.2.1 раздела 2 Правил следует, что территория, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. Из п. 2.7 раздела 2 Правил следует, что воды акватории предприятия и ее дно должны содержаться в чистоте в соответствии с требованиями Международных конвенций по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей, Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами и обязательных постановлений по порту. Согласно ст. IV Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) запрещается сброс в морскую среду любых отходов или других материалов в какой бы то ни было форме или состоянии, за исключением случаев, указанных в конвенции. В соответствии с п.п. «ii» п. «а» ч.1 статьи III указанной конвенции - «Сброс» означает: любое преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций. Частью 2 статьи III указанной конвенции предусматривается, что «Суда и самолеты» означают водные и воздушные суда любого вида. Это выражение включает суда на воздушной подушке и плавучие суда, независимо от того, являются ли они самоходными или нет. Аналогичные требования, запрещающие захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе захоронение в них судов и иных плавучих средств, содержатся в ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде и осуществлять мероприятия по охране водных объектов. Согласно ч.1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Из содержания п.п. 4.8.9. «Сборника обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портопунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик» следует, что за чистоту причалов, прилегающих к причалам территорий и акваторий, отвечают владельцы причалов или организации, эксплуатирующие причалы (операторы причалов). Указанным организациям запрещается сбрасывать с причалов в воду мусор, производственные и бытовые отходы, загрязненный снег и т. <адрес> уборки территории, причалов, пирсов от снега, производственных отходов и т. п. должна быть согласована с капитаном морского порта и одобрена государственными органами экологического и санитарного контроля. Помимо этого п.п. ДД.ММ.ГГГГ. Сборника предусмотрено, что операторы причалов несут ответственность за состояние и очистку водной акватории в границах зон водопользования, установленных договорами с Бассейновым водным управлением по <адрес>. Таким образом, являясь бывшим владельцем выведенного из эксплуатации судна, а также являясь оператором причалов №№ 12 и 13 морского порта и водопользователем участка акватории в морском порту у данных гидротехнических сооружений, именно ОАО «НСРЗ» в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 55, ч.1 ст. 56 Водного кодекса РФ, ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», разделом 2 «Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10-86», утв. письмом Минморфлота СССР ДД.ММ.ГГГГ №, и п.п. 4.8.9. - ДД.ММ.ГГГГ. «Сборника обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портопунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик», несёт ответственность за состояние и очистку водной акватории и её дна у гидротехнических сооружений в границах зоны водопользования. Представитель Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Дьяченко Ю.В. считает требования прокурора обоснованными, добавив, что поскольку плавучий док № не является естественным компонентом экосистемы Черного моря, данное плавсредство является инородным веществом для акватории Черного моря т.е. загрязнителем морской среды. Представитель ОАО «НСРЗ» Санталов А.Б. считает требования прокурора обоснованными и указал, что железобетонный плавучий док «Док №» был в 1955 году установлен на «мёртвых» якорях во внутренней акватории порта Новороссийск на расстоянии около 70 метров от Восточного мола и около 50 метров от причала № государственного предприятия «Новороссийский судоремонтный завод» (в настоящее время - ОАО «НСРЗ»). Док использовался для докования судов. До приватизации НСРЗ (план приватизации ГП «НСРЗ» был утверждён Госкомимуществом РФ ДД.ММ.ГГГГ) Завод имел статус государственного предприятия, что подтверждается положениями п.1 Устава ГП «НСРЗ», утверждённого ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2 ст.6 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О предприятиях и предпринимательской деятельности» имущество государственного предприятия находилось в собственности РСФСР или входящей в её состав республики, автономной области, автономного округа, края, области. При этом такое имущество могло передаваться в хозяйственное ведение государственного предприятия в лице трудового коллектива. Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент приватизации ГП «НСРЗ» законодательством плавучий док «Док №» находился в собственности государства (федеральная собственность) и не являлся собственностью Завода. Полномочия собственника в отношении федерального (государственного имущества) осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (в настоящее время - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). При приватизации ГП «НСРЗ» плавучий док «Док №» не вошёл в перечень имущества, подлежащего приватизации. При этом, и в перечень имущества не подлежащего приватизации плавучий док «Док №» также не вошёл. Во время шторма, происшедшего ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ ДОК № ударился об выступающие строповочные рымы берменных плит на дне у причала № и о стенку причала, получив пробоины в подводной части правового борта ниже ватерлинии и в днище понтона. Вместе с тем руководством Завода, несмотря на вышеуказанные повреждения ДОКа №, было принято решение поддерживать плавдок на плаву, используя имеющиеся на ДОКе № насосы, а также путём установки «пластырей» на бортовых пробоинах плавдока. Затем администрацией Завода было принято решение дать возможность плавдоку опереться на берменные плиты и отсыпку дна причала № общей шириной около 14 метров и поддерживать возникший допустимый крен ДОКа № собственными водоотливными средствами ДОКа № (рабочими балластными насосами плавдока через собственную балластную систему). В сентябре 1993 года отдел капитального строительства (ОКС) Завода приступил к разработке мероприятий по обеспечению надёжной стоянки плавдока на аварийном месте и исключению непроизводительных затрат труда и энергоносителей. Данная работа велась до июля 1999 года, когда под левый борт понтона ДОКа № силами и средствами Завода были подведены 7 (семь) опор из бетонных гидротехнических массивов. В настоящее время ДОК № создаёт непосредственную угрозу причинения ущерба морской среде и обитающей в ней живой фауне, а также создаёт серьёзную и непосредственную угрозу безопасности в акватории морского порта Новороссийск в районе причалов №№ 12 и 13, а также ДОКа № ОАО «НСРЗ», и препятствует осуществлению производственной деятельности ОАО «НСРЗ». Согласно ст.107 КТМ РФ плавучий ДОК № должен рассматриваться как затонувшее имущество. Принимая во внимание, что собственником ДОКа № является государство в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, именно за счёт государства следует осуществить и удаление останков указанного плавсредства из акватории ОАО «НСРЗ». Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит требования не обоснованными и не подлежащими и удовлетворению. В судебном заседании установлено, что железобетонный плавучий док «Док №» до приватизации ГП «НСРЗ» списан с баланса судоремонтного завода комиссионным Актом ликвидации основных средств от ДД.ММ.ГГГГ № по типовой межведомственной форме № ОС-4 в соответствии с Типовой инструкцией «О порядке списания пришедших в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам)», утверждённой Минфином СССР и Госпланом ДД.ММ.ГГГГ №, и подлежал разборке и демонтажу силами предприятия. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Территориального управления Росимущества по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В судебном заседании также установлено, что списанное с баланса Новороссийского судоремонтного завода судно было перемещено силами и средствами предприятия в безопасное место к причалу №, где притоплено на подготовленное основание из бетонных массивов с целью его демонтажа. Являясь правопреемником ГП «НСРЗ» и АООТ «НСРЗ», ОАО «НСРЗ» на протяжении длительного времени постепенно демонтировало оборудование плавучего дока и распоряжалось им по своему усмотрению. О намерениях ОАО «НСРЗ» провести окончательный демонтаж списанного плавсредства свидетельствует переписка предприятия с ООО «Строительная фирма «Нерей», другими потенциальными подрядчиками (письмо ОАО «НСРЗ» в адрес Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №), техническое задание «Демонтаж дока №» датированное 2007 годом. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, следует, что операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами. Требования, запрещающие захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе захоронение в них судов и иных плавучих средств, содержатся в ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Согласно ч. 1 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Аналогичные требования, запрещающие сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов содержались в ст. 96 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ, ст. 94 Водного кодекса РСФСР 1972 года и ч. 3 ст. 54 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей природной среды». Разделом 2 «Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10-86» (далее - Правила), утверждённых письмом Минморфлота СССР ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что предприятия осуществляющие деятельность в морском порту и эксплуатирующие портовые сооружения, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения акватории и территории предприятия отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными для здоровья человека и окружающей среды веществами. Так, из содержания 2.1 раздела 2 Правил следует, что территория, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. Пунктом 2.7 раздела 2 Правил предусматривается, что воды акватории предприятия и ее дно должны содержаться в чистоте в соответствии с требованиями Международных конвенций по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) и по предотвращению загрязнения с судов (1973 г.), Правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей, Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами и обязательных постановлений по порту. Согласно п.п. «ii» п. «а» ч. 1 статьи III Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.) запрещается сброс в морскую среду любых отходов или других материалов в какой бы то ни было форме или состоянии, в том числе любое преднамеренное захоронение в море судов. Согласно пункта 2.8 раздела 2 Правил предприятиям запрещается производить в границах акватории предприятия сброс в воду, на лед и на берег шлак, мусор, пищевые отходы, тару, бумажную макулатуру и какие-либо другие предметы, а также выкачивать нефть, масла, жиры и воду с примесью нефтяных, масляных, жировых и фекальных отходов, в том числе ядовитые вещества. Пунктом 2.9 раздела 2 Правил предусматривается, что для предотвращения загрязнения и в целях очистки вод акватории предприятия и ее дна должны проводиться мероприятия по обследованию акватории, включающие наблюдения за чистотой поверхности вод и дна, а также за химическими, бактериологическими и токсическими свойствами сточных вод, причем в случае обнаружения недопустимого загрязнения незамедлительно должны быть приняты меры по его ликвидации в соответствии с Правилами ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов (РД ДД.ММ.ГГГГ-79) и т.д. Положениями п.п. 4.8.9. «Сборника обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портопунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик» предусмотрено, что за чистоту причалов, прилегающих к причалам территорий и акваторий, отвечают владельцы причалов или организации, эксплуатирующие причалы (операторы причалов). Указанным организациям запрещается сбрасывать с причалов в воду мусор, производственные и бытовые отходы, загрязненный снег и т. п. Помимо этого п.п. ДД.ММ.ГГГГ. Сборника предусмотрено, что операторы причалов несут ответственность за состояние и очистку водной акватории в границах зон водопользования, установленных договорами с Бассейновым водным управлением по <адрес>. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинения вреда окружающей среде и осуществлять мероприятия по охране водных объектов. Аналогичные требования содержались в ст.ст. 92 и 94 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ и ст. 38 Водного кодекса РСФСР 1972 года. В ходе судебного заседания установлено, что ОАО «НСРЗ» на всём протяжении своего существования и вне зависимости от своей организационно-правовой формы эксплуатировало причальные сооружения №№ 12 и 13, возле которых размещается списанный с баланса завода в апреле 1992 года плавучий док «Док №». В настоящее время ОАО «НСРЗ» является арендатором указанных причалов в соответствии с договором аренды №-ОДР/ДА от ДД.ММ.ГГГГ заключённым с ФГУП «Росморпорт», а на основании договора водопользования с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, является и водопользователем участка акватории Чёрного моря (акватории морского порта Новороссийск) площадью 0, 069 кв.км. с географическими координатами: т.1. 44°43"08,0"" с.ш., 37°48"14,0"" в.д.; т.2. 44°43"22,0"" с.ш., 37°48"00,0"" в.д.; т.3. 44°43"54, 0"" с.ш., 37°48"26,0"" в.д.; т.4. 44°43"25,7"" с.ш., 37°48"48,5"" в.д. Таким образом, являясь бывшим владельцем выведенного из эксплуатации судна, являясь правопреемником ГП «НСРЗ» и АООТ «НСРЗ» (ст. 1 Устава ОАО «НСРЗ» утв. Протоколом общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ №), а также являясь оператором причалов №№ 12, 13 и водопользователем участка акватории в морском порту Новороссийск у данных гидротехнических сооружений, - именно ОАО «НСРЗ» в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 55, ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ, ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», разделом 2 «Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. РД 31.35.10-86», утв. письмом Минморфлота СССР ДД.ММ.ГГГГ №, и п.п. 4.8.9. - ДД.ММ.ГГГГ. «Сборника обязательных распоряжений по морскому торговому порту Новороссийск (с приписным портопунктом Анапа) и морскому торговому порту Геленджик», - несёт ответственность за состояние и очистку водной акватории и её дна у гидротехнических сооружений в границах зоны водопользования. Правила подъема, удаления и уничтожения имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, установлены главой VII Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ. Частью 2 ст. 107 КТМ РФ установлено, что к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег. В соответствии со ст. 111 КТМ РФ портовые власти (администрации морских портов) имеют право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если: собственник затонувшего имущества обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в соответствии с пунктом 1 статьи 109 настоящего Кодекса, но собственник затонувшего имущества не установлен или он не поднял затонувшее имущество и при необходимости не удалил или не уничтожил его в установленный срок; затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности в порту и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим); при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять или уничтожать его своими средствами либо средствами избранной им судоподъемной организации. Таким образом, в указанном случае право портовых властей, поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить, или уничтожить его, обусловлено наличием того, что данное имущество: а) создаёт серьёзную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания; б) создаёт непосредственную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением; в) значительно препятствует осуществлению рыболовства; г) значительно препятствует осуществлению деятельности в порту и проводимым в нем работам. По настоящему делу проведена экспертиза и получены ответы на вопросы : создаёт ли плавучий док «Док №» угрозу причинения ущерба окружающей природной среде загрязнением ; создаёт ли плавучий док «Док №» угрозу безопасности мореплавания в акватории морского порта Новороссийск и препятствует ли он осуществлению деятельности в морском порту и проводимым в нем работам. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, железобетонный плавучий док «Док №» не создаёт угрозы причинения ущерба морской среде загрязнением, а его расположение не создаёт угрозы безопасности мореплавания в данной части акватории морского порта Новороссийск и не препятствует осуществлению какой-либо деятельности морского порта и проводимым в нём работам. Представители Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, Новороссийского отдела по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Дьяченко Ю.В. и ОАО «НСРЗ» Санталов А.Б. с выводами экспертов не согласились. Однако у суда не имеется оснований подвергать сомнению достоверность выводов экспертов, сделанных ими после проведения соответствующих экспертных исследований. Экспертиза назначена в установленном законом порядке, проведена уполномоченными лицами, не противоречит иным доказательствам установленным и непосредственно исследованным судом в судебном заседании. Суд, оценив каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения настоящего дела, пришел к выводу о не обоснованности заявления. В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд приходит к выводу о том, что Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором не представлены доказательства того, что именно на ФГУ «АМП Новороссийск» законом и иными нормативными актами возложена обязанность по принятию мер, направленных на очистку акватории морского порта Новороссийск от списанного с баланса ГП «НСРЗ» в апреле 1992 года плавучего дока «Док №». С учётом изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором требований следует отказать. Дело рассмотрено по предьявленным требованиям и в отношении указанных заинтересованных лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором требований о признании незаконным бездействия ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» по непринятию мер, направленных на очистку от загрязнения акватории морского порта Новороссийск останками затонувшего плавсредства - плавучего дока «Док №» и об обязании учреждения устранить указанные нарушения путём принятия адекватных и полноценных мер, направленных на очистку акватории морского порта от останков указанного затонувшего плавсредства - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней. Судья: Г.М.Чанов