Дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Лейко А.С. о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.



Дело № 2-3378/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2011 года      г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Иващенко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Лейко ФИО4 о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В обоснование иска указано, что <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в части обеспечения безопасности гидротехнических сооружений гражданином ФИО1

Проверкой установлено, что ответчик эксплуатирует принадлежащее ему на праве собственности гидротехническое сооружение - плотина с прудом второго отделения, расположенное в <адрес>, <адрес> (кадастровый номер объекта ).

Ответчиком не соблюдены требования законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ст. 39 Водного кодекса РФ, ст. 9 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ФЩЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии ГТС», Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Непринятие ответчиком мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения вследствие аварии ГТС, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, работающих на предприятии, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ.

Просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения, а именно:

- разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения, предусмотренные законодательством РФ;

- произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

- провести предаттестационную подготовку руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- разработать программу контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения;

- обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения;

- обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехническом сооружении;

- обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, оснащение гидротехнического сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения;

- обязать обеспечить исполнение требований Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

От третьего лица <адрес> Ростехнадзора поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано о том, что нарушения, указанные в исковом заявлении обязательны для устранения собственником ГТС. При этом, требования Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , не применяются в данном случае, так как собственник определен.

В судебное заседание участники процесса не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьего лица по имеющимся материалам дела.

Исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению частично ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Федеральным законом № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» (преамбулой) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основной устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Установлено, что ФИО1 является собственником гидротехнического сооружения - пруда, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>, <адрес>.

В результате прокурорской проверки выявлены нарушения ответчиком требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии с требованиями части 2 ст. 29 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Однако, по сообщению <данные изъяты> управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ Управление не располагает сведениями о сооружении Пруд № в х. <адрес>. То есть данное ГТС на учет в Ростехнадзоре ответчиком не поставлено, сведения о состоянии ГТС в Ростехнадзор не подаются.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью (ст. 17 №117-ФЗ).

В соответствии с п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Ответчиком не представлены доказательства соблюдения вышеуказанных норм Закона и подзаконных актов.

Несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций и как следствие гибель людей и повреждение имущества.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

С учетом установленных обстоятельств, иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению за исключением требования об обязании ответчика обеспечить исполнение требований Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Поскольку нормы указанного Положения в данном случае неприменимы, так как собственник гидротехнического сооружения определен.

В соответствии со ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать в доход государства пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить частично.

Обязать ФИО1 устранить допущенные нарушения в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления в законную силу решения, а именно:

- разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнического сооружения, предусмотренные законодательством РФ;

- произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;

- провести предаттестационную подготовку руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- разработать программу контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий;

- разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения;

- обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения;

- обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехническом сооружении;

- обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, оснащение гидротехнического сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за его состоянием;

- разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения.

В удовлетворении требований об обязании ФИО1 обеспечить исполнение требований Положения «Об эксплуатации гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , ОТКАЗАТЬ.

Взыскать с ФИО1 в доход Российской Федерации государственную пошлину <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вынесения.

Председательствующий: