Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-3998/11 19 сентября 2011г. г.Новороссийск Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Дьяченко Р.А., с участием помощника прокурора г.Нвороссийска Чуркина А.Н., при секретаре Смирновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новороссийска в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании нормативного правового акта, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Новороссийска обратился в интересах неопределённого круга лиц с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. В обоснование иска указав, что постановлением администрации муниципального образования г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильными городским электрическим транспортом в ИО г.Новороссийск. Данное постановление считает незаконным. Просит признать постановление администрации г.Новороссийска № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия. В судебном заседании представитель прокуратуры Чуркин А.Н. поддержал заявленные требования просил их удовлетворить в полном объёме. Представитель заинтересованного лица - администрации МО г.Новороссийск в судебное заседание не явился. О слушании дела извещён своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской о вручении повестки, имеющейся в материалах дела. О причинах своей неявки суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, и, в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица. Возражений о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица - представителя администрации МО г.Новороссийск не поступило. Выслушав пояснения представителя прокуратуры г.Новороссийска, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в данный перечень, помимо прочего, входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). В соответствии с п.7 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае (приложение № 1 к Постановлению главы администрации Краснодарского края «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае», утверждённом Постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995г. № 660), предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в том числе маршрутными таксомоторами) в муниципальном городском, муниципальном пригородном сообщениях (кроме железнодорожного транспорта) устанавливаются решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края одновременно для всех видов перевозок общественным транспортом городского и пригородного сообщения муниципального образования с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15 процентов. Предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск установлены Приказом РЭК -департамента цен и тарифов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.1, п.2 указанного Приказа РЭК, предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом для организаций и индивидуальных предпринимателей в муниципальном образовании город Новороссийск установлены в следующих размерах: протяженностью одного оборотного рейса до 15 км - 8 рублей; протяженностью одного оборотного рейса от 15 км до 30 км - 11 рублей; протяженностью одного оборотного рейса свыше 30 км - 13 рублей. 3) в пригородном сообщении 1,40 руб. за 1 пассажирокилометр. Тариф на перевозку пассажиров в наземном городском электрическом транспорте регулярного сообщения в муниципальном образовании город Новороссийск установлен в размере 10 руб. за пассажироместо. Ст.9 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае» к полномочиям органов местного самоуправления в Краснодарском крае отнесено установление тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования для муниципальных предприятий. Таким образом, органам местного самоуправления предоставлены полномочия по установлению тарифов на перевозку пассажиров только для муниципальных предприятий. В нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, постановлением администрации г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск, которые отличаются от тарифов, установленных вышеуказанным приказом РЭК (кроме электрического транспорта) в сторону увеличения. Принятие нормативного правового акта с превышением предоставленной законом органам местного самоуправления компетенции является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п.«д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010г.). Пунктом 1 Постановления администрации г.Новороссийск «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск. Минимальные тарифы определены в зависимости от вместительности транспортных средств: 12 рублей для автобусов малой, средней и большой вместимости, 14 рублей для автобусов особо малой вместительности; в ночное время установлено применение тарифа в двойном размере. Указанный пункт 1 (со всеми подпунктами) является незаконным также по следующим основаниям. Согласно информации, представленной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, установление минимальных тарифов на перевозки произведено администрацией г.Новороссийск при отсутствии их экономической обоснованности; обследование пассажирооборота муниципального образования в порядке, установленном Распоряжением главы администрации Краснодарского края «О совершенствовании тарифной политики пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае» (от 31.12.2004г. № 1564-р) органами местного самоуправления г.Новороссийск надлежащим образом не производилось; обследование пассажиропотока произведено администрацией города неполно, в связи с чем расчет экономически обоснованного тарифа произведен неверно; расчет тарифа на проезд пассажиров автобусами средней и большой вместимости, троллейбусами, а также двойного тарифа за перевозку пассажиров в ночное время отсутствует. Таким образом, установленные п.1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) тарифы не являются надлежащим образом экономически обоснованными. Кроме того, пунктом 1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск» (от ДД.ММ.ГГГГ №) установлены только предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск. Предельные максимальные тарифы на перевозку и пассажиров автомобильным транспортом, а также порядок определения размера тарифа для конкретного перевозчика данным Постановлением не определены. Указанные обстоятельства могут явиться причиной необоснованного произвольного установления перевозчиками тарифа, максимальный размер которого решением органов местного самоуправления не ограничен. Установление для правоприменителей необоснованно широких пределов усмотрения, а в данном случае отсутствие ограничения верхнего предела тарифа на перевозку автомобильным транспортом, является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п.«а» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010г.). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города был принесен протест на указанное постановление администрации г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ №, который был дополнен письмом от ДД.ММ.ГГГГ (Л.д.7,9). На указанный протест в прокуратуру города неоднократно поступали ответы о том, что администрацией города принимаются меры для установления Департаментом цен и тарифов Краснодарского края тарифов, рассчитанных и установленных администрацией города. (Л.д.10,11). Вместе с тем, согласно сведений, поступивших в прокуратуру города от Департамента цен и тарифов Краснодарского края, ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило обращение первого заместителя главы администрации г.Новороссийска об установлении тарифов на пассажирские перевозки. По результатам рассмотрения данного обращения департаментом в администрацию г. Новороссийска было направлено письмо - извещение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось на необходимость предоставления дополнительных документов по каждому маршруту и перевозчику. Больше из администрации города никакой информации в Департамент не направлялось до настоящего времени. (Л.д.13, 14-31). Таким образом, фактически администрацией города не предпринимается никаких реальных мер к отмене незаконного постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, неправомерно установленные администрацией города тарифы на пассажирские перевозки в г. Новороссийске продолжают действовать. Результатом действия оспариваемого постановления администрации города является применение на всей территории муниципального образования необоснованно завышенных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского автомобильного пассажирского транспорта. Постановление администрации г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск» является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ №. (Л.д.37). В соответствии со ст.46 Конституции РФ, решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Таким образом, поскольку постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Новороссийска неправомерно установлены тарифы на пассажирские перевозки в г.Новороссийске, а также не принятие администрацией мер к отмене вышеуказанного постановления, результатом действия которого, является применение на всей территории муниципального образования необоснованно завышенных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского автомобильного пассажирского транспорта, то требования прокурора г.Новороссийска подлежат полному удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст.194 - 199, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г.Новороссийска в интересах неопределённого круга лиц об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить. Признать Постановление администрации муниципальное образование г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий Полный текст мотивированного решения составлен 23 сентября 2011 года.