О признании недействующим нормативного правового акта городской думы



Дело № 2-4217/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года        г.Новороссийск

Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Гончаровой Л.С.,

при участии пом. прокурора г. Новороссийска Воробьевой О.В.,

при секретаре Черепановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Накко <данные изъяты> о признании недействующим решения городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании организационного комитета по подготовке публичных слушаний по вопросу «Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса «Мазутный терминал в городе Новороссийске» и защищенности указанного объекта от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера»,

УСТАНОВИЛ

ДД.ММ.ГГГГ городской Думой муниципального образования <адрес> принято решение за «О создании организационного комитета по подготовке публичных слушаний по вопросу «Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса «Мазутный терминал в городе Новороссийске» и защищенности указанного объекта от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера» (далее - Решение Думы).

ДД.ММ.ГГГГ Решение Думы опубликовано в официальной газете администрации муниципального образования город-герой Новороссийск и городской Думы - «Новороссийские вести», в номере 53.

ДД.ММ.ГГГГ организационным комитетом по подготовке публичных слушаний изменена вышеизложенная формулировка вопроса на следующую - «Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса «Мазутный терминал в городе Новороссийске», в том числе об оценке экологических рисков и защищенности указанного объекта от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера».

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта недействующим, как нарушающим его право на осуществление местного самоуправления.

В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена такая форма общественных обсуждений, как публичные слушания для оценки негативного воздействия на окружающую среду строящихся объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 28 ФЗ № 131 от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 17 Устава МО г. Новороссийск установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования город Новороссийск городской Думой, главой муниципального образования город Новороссийск могут проводиться публичные слушания. Считает, что публичные слушания проводятся по инициативе населения, городской Думы, главы муниципального образования и на них должны выноситься:

1) проект Устава, а также проект решения городской Думы о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

2) проект местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования город Новороссийск.

Считает, что вопрос, вынесенный на публичные слушания оспариваемым решением городской Думы, в вышеуказанный перечень не входит, поэтому проводить их нельзя.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение городской Думы нарушает его права как жителя г. Новороссийска на участие в решении вопросов местного значения, предоставленных Конституцией и федеральными законами РФ, поскольку вопросы экологической опасности строящихся производственных объектов не отнесены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к перечню вопросов, которые рассматриваются посредством публичных слушаний, в частности, на территории г.Новороссийска.

Представители заинтересованного лица - Городской Думы МО г. Новороссийск Шуляк Л.М. и Соломкин И.В. заявление не признали, просили в его удовлетворении отказать в связи с тем, что проведение публичных слушаний по вопросам воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду проводятся в муниципальных образованиях в целях обеспечения участия граждан в принятии решений, касающихся их права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Свои доводы мотивировали тем, что к ним обратились жители г.Новороссийска (89 чел.) с ходатайством о назначении публичных слушаний по вопросу «Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса «Мазутный терминал», поскольку ранее вопрос о предоставлении земельного участка ООО «Новороссийский мазутный терминал» на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства на публичные слушания не выносился.

Считают, что закон ими не нарушен при вынесении оспариваемого решения, т.к. публичные слушания по инициативе населения назначаются представительным органом муниципального образования, т.е. городской Думой.

Также указали, что в соответствии со ст. 7 Устава МО г. Новороссийск к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах МО г. Новороссийск, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО г. Новороссийск.

Порядок и основания проведения публичных слушаний установлены ст. 28 от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставом города Новороссийска и Положением о порядке проведения публичных слушаний на территории МО г. Новороссийск. Перечень вопросов, по которым могут проводиться публичные слушания, закрепленный в вышеуказанных нормативных актах не является исчерпывающим.

Поэтому представители Думы МО г.Новороссийск считают, что оспариваемый акт принят в соответствии с действующим законодательством.

Считают, что заявитель не доказал факта нарушения его прав и свобод, поскольку в оспариваемом им решении не содержится никаких предписывающих правил поведения и не указывается на обязательность решения именно для заявителя, поэтому считать решение нормативно правовым актом затруднительно.

Суд, выслушав участников процесса, мнение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, находит заявление Накко Д.Г. подлежащим удовлетворению, а оспариваемый нормативный правовой акт признанию недействующим, по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ указано, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Аналогичная формулировка содержится и в п. 2 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Согласно ст. 14 вышеуказанного закона установлен перечень вопросов местного значения поселения, который является исчерпывающим, расширенному толкованию не подлежит и в их число вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности не входят.

В соответствии с п.п. Д п. 1 ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Доводы представителей городской Думы МО г. Новороссийск о том, что формулировка вопроса соответствует таким вопросам местного значения как: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах МО г.Новороссийск, или участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, не соответствуют закону.

В соответствии с действующим законодательством публичные слушания являются формой осуществления местного самоуправления, но не мерами профилактики, минимизации и ликвидации последствий терроризма, экстремизма и чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, назначение и проведение публичных слушаний по вопросу, не отнесенному действующим законодательством к вопросам местного значения, не соответствует закону.

Городской Думе МО г. Новороссийска необходимо было назначать проведение публичных слушаний в период выделения земельного участка из федеральной собственности для сооружения указанного объекта, тем более администрация и Дума МО г.Новороссийск были информированы для каких целей отводится данный земельный участок. Кроме того, земельный участок на котором возведен «Мазутный терминал» не принадлежит муниципалитету, находится в федеральной собственности и долгосрочной аренде ООО «Новороссийский мазутный терминал».

Доводы представителей заинтересованного лица о том, что оспариваемым решением не нарушены права и законные интересы заявителя, и он может отказаться от участия в них, не заслуживают внимания по вышеизложенным обстоятельствам.

Судом достоверно установлено, что заявитель является субъектом оспариваемых правоотношений.

Оспариваемый им акт в форме решения Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным актом, поскольку, хотя первые два пункта нельзя считать нормативными правовыми, но пункт 3 «назначить публичные слушания…..» - носит нормативно правовой характер.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 253, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Накко <данные изъяты> о признании недействующим решения городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать недействующим решение городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании организационного комитета по подготовке публичных слушаний по вопросу «Об опасности негативного воздействия на окружающую среду строящегося комплекса «Мазутный терминал в городе Новороссийске» и защищенности указанного объекта от последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера» с момента его вынесения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

По вступлению в законную силу данное решение подлежит публикации в официальной газете администрации и городской Думы МО <адрес> - «Новороссийские вести».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток.

Председательствующий