Дело № 2-4225/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 октября 2011 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Бойковой А.И. при секретаре Рыжковой А.М. с участием прокурора Воробьевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска», установил: Прокурор г. Новороссийска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее администрация) о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска». В обоснование заявления прокурор указал, что считает оспариваемое постановление подлежащим отмене в связи с противоречием федеральному законодательству по следующим основаниям. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. П. 13 ч.1 ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования определены ст. 31 Закона РФ «Об образовании». В силу положений ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются данным Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Ч. 1.1 ст. 16 данного закона установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Аналогичное положение закреплено в п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196), п. 25 Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237). Порядок исключения из образовательных учреждений также определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях определенного вида и типа и уставом учреждения. Органам местного самоуправления в силу закона не предоставлено полномочий по принятию нормативного правового акта, определяющего порядок исключения из образовательных учреждений, перевода в другие образовательные учреждения. Таким образом, в силу указанных норм федерального закона, правила приема граждан в муниципальное образовательное учреждение, а также порядок перевода в другие учреждения и порядок исключения из учреждения определяются учредителем муниципального образовательного учреждения в соответствии с нормами федеральных законов и типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и закрепляются в уставе муниципального образовательного учреждения, но не в нормативном правовом акте органа местного самоуправления. Постановление главы администрации г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ №. В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в обязанности прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Прокурор просит суд признать Постановление главы администрации г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г.Новороссийск» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия. В судебном заседании прокурор Воробьева О.А. настаивала на удовлетворении заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации Чутов И.Н. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал и пояснил, что оспариваемые Правила изданы учредителем всех муниципальных образовательных учреждений - администрацией муниципального образования Представитель МУ «Управления образования администрации МО г. Новороссийск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, о причинах неявки суд не уведомил, и в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворении заявления прокурора г.Новороссийска. Согласно ч.1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся: - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; - организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения); - организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; - организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 1.1 ст. 16 закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Новороссийска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска», утверждены Правила приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования город Новороссийск. Постановление опубликовано в средствах массовой информации газете «Новороссийские вести» № от ДД.ММ.ГГГГ. Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных прокурором <адрес> в интересах неопределенного круга лиц требований о признании указанного постановления противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его принятия. В судебном заседании установлено, что оспариваемые Правила изданы учредителем всех муниципальных образовательных учреждений - администрацией г. Новороссийска с целью их дальнейшего закрепления в уставах конкретных образовательных учреждений. П. 32 Устава муниципального образования г.Новороссийск установлен перечень полномочий главы МО г.Новороссийск, в который входят полномочия издавать в пределах своей компетенции правовые акты. В п.68 Устава указано, что глава МО г.Новороссийск издает постановления администрации по вопросам местного значения и распоряжения администрации по вопросам организации работы администрации. Таким образом, такая форма реализации прав органа местного самоуправления в области образования сама по себе еще не свидетельствует о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом в пределах своей компетенции, не соответствует закону или иному правовому акту, равно как и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, поскольку действующее законодательство в области образования прямого указания (запрета) по этому вопросу не содержит. Об этом, в частности, свидетельствует и правовая позиция вышестоящей судебной инстанции, отраженная в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2011 г. № 5-Г11-106, рассмотревшего в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Московской городской Думы на решение Московского городского суда от 13.04.2011 г., которым частично удовлетворено заявление прокурора г. Москвы о признании недействующими отдельных положений ч. 1 ст. 11 Закона города Москвы от 10.03.2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве». В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Прокурором г.Новороссийска не приведены и в судебном заседании не установлены доказательства, свидетельствующие о превышении муниципалитетом своих полномочий при издании оспариваемого Постановления, равно как и подтверждающие то, что существованием указанного Постановления нарушены чьи-либо права. В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. На основании изложенного в удовлетворении заявления прокурора г.Новороссийска следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Прокурору г.Новороссийска отказать в удовлетворении заявления к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия Постановления администрации г. Новороссийска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил приема, выбытия и исключения граждан в муниципальных общеобразовательных учреждениях МО г. Новороссийска». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение десяти дней со дня его вынесения.
г. Новороссийск, и, следовательно, требования п. 1.1 ст. 16 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 исполнены в полном объеме в части «определения правил приема граждан в образовательное учреждение учредителем образовательного учреждения». Указанные правила могут быть закреплены не только в уставах МОУ, но и выступать в качестве самостоятельного документа. Фактически, муниципалитет, издав оспариваемое постановление, определил руководство к действию муниципальным образовательным учреждениям по закреплению в своих уставах основных требований к приему, выбытию и исключению учащихся. Считает, что оспариваемые Правила могут существовать в различных формах, получить различное правовое закрепление, так как однозначного запрета в законодательстве на данный счет не содержится. Определяющим будет считаться издание их уполномоченным органом, в данном случае - муниципалитетом, что и было осуществлено. Поскольку прокурором г.Новороссийска не приведено ни одной нормы закона, свидетельствующей о превышении муниципалитетом своих полномочий, а также не представлено доказательств, что существованием оспариваемого постановления нарушены чьи-либо права, в удовлетворении заявления прокурора просит отказать.