Дело № 2-4458/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Бойковой А.И. при секретаре Рыжковой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лесных ФИО8 о признании неправомерными действий Новороссийской таможни, установил: Лесных Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерными действий Новороссийской таможни. В обоснование заявления указала, что по договору купли-продажи (купчей) от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела автомобиль Тойота Тундра, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, цвет белый, объем двигателя 4664 см2, мощность двигателя 199 кВт (271 л/с), идентификационный № двигателя № стоимостью 10100 долларов США. ДД.ММ.ГГГГ она подала на Новороссийский автотранспортный таможенный пост Новороссийской таможни пассажирскую таможенную декларацию № Таможенная стоимость ввезенного товара была определена ею по 1 методу (по цене сделки с ввозимыми товарами) и составила 10100 долларов США ( раздел 3.3 ПТД). На основании представленных документов и пассажирской таможенной декларации Новороссийским автотранспортным таможенным постом оформлен паспорт транспортного средства № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Однако, в таможенном приходном ордере № Новороссийской таможней указана таможенная стоимость ввезенного автомобиля 19575 долларов США и начислено к уплате 263792,33 руб. таможенных платежей. Во избежание неблагоприятных последствий, которые могли выразиться в невыпуске ввезенного товара, она, Лесных Т.В., по настоятельному требованию таможенного органа вынужденно уплатила соответствующие таможенные платежи с учетом корректировки таможенной стоимости. Считает доначисление таможенных платежей в размере 127831,18 руб. неправомерным, поскольку при таможенном оформлении товара ею в таможню были представлены все имеющиеся документы, а именно: паспорт, иностранное свидетельство о праве собственности (SERTIFICATEOFTITLE), договор купли-продажи (купчая) от ДД.ММ.ГГГГ (BILLOFSALE), коносамент. Указанных документов было достаточно для подтверждения достоверности количественных, качественных и ценовых характеристик ввезенного товара. Дополнительные документы Новороссийской таможней у нее, Лесных Т.В., не запрашивались, дополнительная проверка не проводилась, решение о корректировке таможенной стоимости в порядке ст. 68 ТК ТС таможенным органом не принималось. Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основным, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара. В данном случае правомерность определения таможенной стоимости товаров исходя из цены сделки таможенным органом не опровергнута. Новороссийской таможней не представлены надлежащие доказательства наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров. Таким образом, таможенный орган не имел права указывать в таможенном приходном ордере таможенную стоимость товара, равную 19575 долларов США, и исчислять таможенные платежи исходя из данной таможенной стоимости. ДД.ММ.ГГГГ она, Лесных Т.В., направила в адрес Новороссийской таможни заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ее заявление оставлено без удовлетворения. Просит суд признать незаконными действия Новороссийской таможни, выразившиеся в отказе возвратить Лесных Т.В. излишне уплаченные таможенные платежи в размере 127831,18 руб., как не соответствующие таможенному законодательству РФ, а также просит взыскать с Новороссийской таможни в ее пользу расходы по уплате госпошлины в размере 200 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере20000 руб. В судебном заседании представитель Лесных Т.В. - Лесных Е.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, и просил его удовлетворить. Представители Новороссийской таможни - Старостин В.А. и Петецкая И.В. в судебном заседании заявление Лесных Т.В. не признали. При этом, Старостин В.А. пояснил, что работает в должности государственного инспектора Новороссийского автотранспортного таможенного поста Новороссийской таможни. ДД.ММ.ГГГГ он принял от Лесных Т.В. таможенную декларацию в отношении автомобиля Тойота Тундра. Он разъяснил заявителю порядок уплаты таможенной пошлины на автомобиль. Помимо купчей, Лесных Т.В. было предложено представить в соответствии с п. 2 ст. 361 ТК ТС документы по переводу продавцу автомобиля суммы оплаты за транспортное средство. Лесных Т.В. сообщила, что такого документа у нее нет. Далее, он предложил Лесных Т.В. обратиться к независимому эксперту для оценки приобретенного автомобиля, однако заявитель отказалась, после чего он предупредил ее, что стоимость автомобиля будет корректироваться по каталогу, имеющемуся в таможне. Лесных Т.В. согласилась оплатить таможенный платеж исходя из среднерыночной стоимости указанного автомобиля, которая на момент ввоза составляла 19575 долларов США. То есть, Лесных Т.В. на день оформления автомобиля было известно, что сумма таможенного платежа будет корректироваться исходя из этой стоимости автомобиля, а не заявленной в декларации. Петецкая И.В. поддержала пояснения Старостина В.А. и, кроме того, пояснила, что в отношении товаров, ввозимых физическими липами для личного пользования, применяются специальные правила определения таможенной стоимости таких товаров. Данные правила, установленные ст. 361 ТК ТС и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ, состоят в следующем: 1) таможенная стоимость товаров заявляется физическом лицом, перемещающим товары, при их декларировании; 2) для подтверждения заявленной стоимости могут предъявляться чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость. При отсутствии таких документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим липом, таможенный орган имеет право самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При этом, таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену. ДД.ММ.ГГГГ в Новороссийскую таможню поступило заявление Лесных Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ Новороссийская таможня возвратила без рассмотрения заявление Лесных Т.В. о возврате денежных средств на основании ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания, может являться извещение таможенного органа, информирующее плательщика о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, направленное в соответствии с положениями п. 5 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ. Также, документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания может являться корректировка таможенной стоимости, составленная таможенным органом на основании вступившего в законную силу решения суда или решение, принятое таможенным органом в соответствии со ст. 24 Федерального закона Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ об отмене раннее принятого решения по корректировке таможенной стоимости. Таким образом, отсутствуют основания для осуществления Новороссийской таможней возврата заявителю денежных средств. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления Лесных Т.В. следует отказать. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом. Согласно ст. 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения. При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса. Если декларантом в срок, не превышающий срока выпуска товаров, не осуществлена корректировка недостоверных сведений и не уплачены доначисленные таможенные пошлины, налоги, таможенный орган отказывает в выпуске товаров. В силу ст. 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров. Ст. 361 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров. Физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости. Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 утвержден Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Лесных Т.В. подала в Новороссийский автотранспортный таможенный пост Новороссийской таможни пассажирскую таможенную декларацию № с заявлением к оформлению товара - автомобиль Тойота Тундра, 2007 года выпуска, цвет белый, объем двигателя 4664 см2, мощность двигателя 199 кВт (271 л/с), идентификационный № двигателя 5TFKT52157X001620. К декларации Лесных Т.В. приложила паспорт, иностранное свидетельство о праве собственности (SERTIFICATEOFTITLE), договор купли-продажи (купчую) от ДД.ММ.ГГГГ (BILLOFSALE), коносамент. Таможенная стоимость ввезенного товара была определена декларантом по 1-му методу, то есть по цене сделки с ввозимыми товарами, в данном случае по цене, указанной в купчей от ДД.ММ.ГГГГ, и составила 10100 долларов США ( раздел 3.3 ПТД). Из пояснений заявителя Лесных Т.В. следует, что в связи с несогласием таможенного инспектора Старостина В.А., принявшего к оформлению ее таможенную декларацию, с заявленной таможенной стоимостью автомобиля в сумме 10100 долларов США, в соответствии с таможенным приходным ордером № № от ДД.ММ.ГГГГ Лесных Т.В. была оплачена сумма таможенных платежей исходя из стоимости автомобиля 19575 долларов США, что составило 263792,33 руб. Как пояснил в судебном заседании Старостин В.А., заявителю Лесных Т.В. в ходе таможенного оформления автомобиля было предложено в целях подтверждения заявленной ею стоимости автомобиля в размере 10100 долларов США представить документы по переводу суммы по оплате продавцу автомобиля, либо обратиться к независимому оценщику для определения стоимости транспортного средства. В связи с отказом Лесных Т.В. от представления указанных документов таможенным инспектором Старостиным В.А. была определена таможенная стоимость автомобиля заявителя по имеющемуся в Новороссийской таможне каталогу, что составило 19575 долларов США. Лесных Т.В. в судебном заседании не оспаривала, что согласилась с произведенной инспектором корректировкой таможенной стоимости. ДД.ММ.ГГГГ Лесных Т.В. подала в Новороссийскую таможню заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, в котором просила возвратить ей внесенный по таможенному приходному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ платеж в размере 127831,18 руб., приложив к своему заявлению копию таможенного приходного ордера, копию ПТС, копию свидетельства о праве собственности, копию купчей, копию паспорта и распечатку из Интернет страницы. Вместе с тем, в соответствии со ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата. При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Новороссийская таможня возвратила без рассмотрения заявление Лесных Т.В. о возврате денежных средств на основании ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в связи с тем, что в предоставленном ею пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Также, в письме указано, что Новороссийская таможня сможет вернуться к рассмотрению вопроса о возврате денежных средств по существу после предоставления документов согласно ч.2 п. 1-6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин по форме Приказа ФТС РФ от 22.12.2010г. Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит оснований для признания незаконными действий Новороссийской таможни, выразившихся в отказе возвратить Лесных Т.В. излишне уплаченные таможенные платежи в размере 127831,18 руб., поскольку, как установлено в судебном заседании, таможенный орган не отказал Лесных Т.В. в возврате, по ее мнению, излишне уплаченных таможенных платежей, а лишь возвратил ее заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин с указанием на необходимость приложить предусмотренный законом пакет документов. Права Лесных Т.В. такими действиями Новороссийской таможни не нарушены, поскольку, как указано в письме Новороссийской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, после предоставления необходимых документов вопрос о возврате ей денежных средств будет рассмотрен по существу. Доводы Лесных Т.В. о том, что представленных ею документов было достаточно для подтверждения достоверности количественных, качественных и ценовых характеристик ввезенного товара и что дополнительные документы Новороссийской таможней у нее не запрашивались, дополнительная проверка не проводилась, решение о корректировке таможенной стоимости в порядке ст. 68 ТК ТС таможенным органом не принималось, суд не может принять во внимание, поскольку, как установлено судом, Лесных Т.В. в ходе таможенного оформления автомобиля согласилась со стоимостью автомобиля, рассчитанной инспектором, в сумме 19575 долларов США, уплатив ее в день оформления таможенной декларации, действия таможенного инспектора по корректировке таможенной стоимости Лесных Т.В. в установленном законом порядке не оспаривала. Ч. 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявления Лесных Т.В. не имеется. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Лесных ФИО9 отказать в удовлетворении заявления о признании неправомерными действий Новороссийской таможни, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней.