Дело по заявлению Лесковской Н.А., Скиндириди Е.Г., Григорьевой К.И. о признании незаконным решение Администрации и обязании выполнить работы по формированию з\у.



Дело № 2-4729/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года        г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Иващенко В.М.,

с участием заявителя Лесковской Н.А. и ее представителя Косорукова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Лесковской ФИО11, Скиндириди ФИО12, Григорьевой ФИО13 о признании незаконным решение Администрации МО <адрес> и обязании выполнить работы по формированию земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решение администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, пе<адрес>, 24-б и обязании администрацию МО <адрес> выполнить работы по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного <адрес> по пе<адрес> в <адрес> в разумные сроки.

В обоснование указали, что заявители являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном на земельном участке в кадастровом квартале , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, -б. Заявители обратились ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> с просьбой о формировании земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом. ДД.ММ.ГГГГ в письме администрация сообщила о том, что согласно норм материального права орган местного самоуправления занимается формированием земельных участков, но проектно-изыскательские работы (межевание) земельного участка будут проведены в ДД.ММ.ГГГГ году, так как средств для данных работ в местном бюджете нет. При этом указала, что Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график проведения вышеуказанных работ. С данным решением заявители не согласны, так как в жилищном, градостроительном, земельном законодательстве не предусмотрены основания для отказа в удовлетворении заявления по формированию земельного участка. Орган местного самоуправления не вправе отказаться от выполнения функции по формированию земельных участков. При этом формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляется в разумный срок в течение <данные изъяты>-го месяца согласно законопроекту. Данным отказом нарушены права заявителей.

В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представитель ФИО9 поддержали требования.

Заявители ФИО2, ФИО3, представитель заинтересованного лица администрации <адрес> в заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом. От ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения органа местного самоуправления, его должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

Установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу <адрес>, пе<адрес>, что подтверждено свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-А<адрес>. ФИО3 является собственником <адрес> по указанному адресу, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 23-АА . ФИО2 является собственником <адрес> (свидетельство 23-АВ от ДД.ММ.ГГГГ). Вышеуказанные квартиры расположены в многоквартирном доме на едином земельном участке, который не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Согласно п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Частью 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» также установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частями 3-5 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, вышеприведенными нормами законодательства закреплено безоговорочное право собственников квартир в многоквартирном доме на оформление в общую долевую собственность в существующей застройке земельного участка, на котором находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения. При этом закреплена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

ДД.ММ.ГГГГ собственники квартир ФИО1, ФИО3, ФИО2 обратились в администрацию города с заявлением о формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес>-Б по пе<адрес>.

Администрация <адрес> в оспариваемом письме от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила полномочия органа местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами. Однако в данном письме администрация сообщила о том, что Постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден График проведения за счет средств местного бюджета МО <адрес> работ по формированию и проведению кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах территории МО <адрес>. При этом в письме указано, что многоквартирный дом в <адрес>, пе<адрес>, 24-б в график не включен. Проектно-изыскательские работы (межевание) земельного участка по данному адресу будут проведены в ДД.ММ.ГГГГ году.

В пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО6, ФИО7 и ФИО8" даны следующие разъяснения: «В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания».

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Наличие действующего Постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , опубликованного в СМИ, которым утвержден График проведения за счет средств местного бюджета МО <адрес> работ по формированию и проведению кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в границах территории МО <адрес>, не может служить основанием для отказа в формировании земельного участка в данном случае. Поскольку указанный График является обязательным для служб органа местного самоуправления, но не может ограничивать граждан в реализации законного права формирования и оформления земельного участка в собственность.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Тем самым, установленные Графиком ограничения по срокам и конкретным адресам выполнения работ формирования земельных участков, проведения кадастрового учета земельных участков многоквартирных домов на территории МО <адрес>, и, как следствие, вытекающие действия администрации по отказу заявителям в формировании земельного участка противоречат положениям ст. 36 ЗК РФ, ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Следовательно, при разрешении данного спора действующее Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не может учитываться.

Оспариваемое решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по сути и содержанию является отказом в формировании земельного участка под многоквартирным домом. Данное решение является незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает основание отказа в формировании земельного участка в связи с отсутствием графика проведения межевания. Оспариваемое решение нарушает права заявителей на формирование и получение (оформление) земельного участка в общую долевую собственность в разумные сроки.

Признав заявление обоснованным суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ принимает решение об обязании соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом установленных обстоятельств, рассматриваемое заявление о признании незаконным отказ администрации <адрес> в формировании земельного участка подлежит удовлетворению.

Конституционный Суд РФ в вышеуказанном Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П (п. <данные изъяты>) дал указание федеральному законодателю внести в жилищное законодательство изменения, направленные как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения.

Действующее законодательство не предусматривает конкретные сроки рассмотрения заявления и формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Пункт 7 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, лишь месячный срок утверждения и выдачи заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с момента обращения.

Учитывая изложенное, Администрацию <адрес> следует обязать выполнить работы по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного <адрес> по пе<адрес> в <адрес> в разумные сроки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, пе<адрес>, 24-б.

Обязать администрацию МО <адрес> выполнить работы по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного <адрес> по пе<адрес> в <адрес> в разумные сроки.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: