Дело № 2-4730/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Иващенко В.М., с участием представителя заинтересованного лица Администрации г. <адрес> – по доверенности Делавшок Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гунствин ФИО6 о признании незаконным бездействие Администрации МО <адрес> и обязании выдать разрешение на строительство жилого дома, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с заявлением: о признании незаконным бездействие Администрации МО <адрес>, выраженные в непринятии решения на разработку градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером № и отказу в выдаче разрешения на строительство; об обязании Администрацию МО <адрес> выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №. В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка №, кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка, кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в <адрес>. Заявитель неоднократно обращался в многофункциональный центр администрации <адрес> с просьбой подготовить схему планировочной организации земельного участка с размещением объекта ИЖС для разработки градостроительного плана с последующей выдачей разрешения на строительство. Согласно ответам от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> считает возможным вернуться к разработке градостроительного плана земельного участка заявителя после разработки и утверждения проекта планировки территории. При этом разработка проекта планировки по данной территории является обязанностью администрации, ведется уже более года и когда завершится неизвестно. Считает данное бездействие незаконным ввиду следующего. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Решение о выдаче разрешения на строительство принимается в течение десяти дней (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о разрешении на строительство соответствует регламенту по оформлению данного вопроса. Все необходимые документы представлены к заявлению. До настоящего времени решение не принято, что препятствует в получении разрешения на строительство, необходимое для получения субсидии на строительство по программе и использования материнского капитала, так как семья заявителя является многодетной – трое несовершеннолетних детей. В судебное заседание представитель заявителя – ФИО5, уполномоченная нотариальной доверенностью не явилась, о рассмотрении дела уведомлена повесткой. В суд поступило ходатайство ФИО5 о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотрение дело в отсутствие представителя заявителя. В судебном заседании представитель администрации возражала против удовлетворения требований. В обоснование пояснила, что для рассмотрения и решения вопроса ФИО1 о подготовке схемы планировочной организации земельного участка необходимо наличие утвержденного проекта планировки всей территории, так как участок заявителя находится на чистом поле в отсутствие необходимых инженерных сетей, организованных проездов и утвержденных проектов. Данный документ представляет собой определение расположения систем инфраструктуры жизнеобеспечения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, ливнеотведения, газоснабжения, транспортных проездов, капитальных строений и прочих объектов с учетом красных линий и границ земельных участков граждан. Для чего органом местного самоуправления – администрацией <адрес> должен разрабатываться проект планировки территории. Принять решение о размещении заявителем жилого дома на его участке, утвердить схему планировочной организации его участка с размещением жилого дома, утверждение градостроительного плана участка заявителя и последующая выдача разрешения на строительство невозможны без указанного проекта планировки территории. Данный проект обеспечит соблюдение как интересов ФИО1, так и интересов третьих лиц – собственников соседних участков, а также всех участков, расположенных на бывшем поле виноградника. Поскольку при строительстве жилого дома в отсутствие данного документа в будущем у ФИО1 и у смежных собственников возникнут проблемы, связанные с организацией подъезда к участку, проведения коммуникаций. На момент первичного обращения ФИО1 в начале ДД.ММ.ГГГГ года проект планировки территории не был разработан. Данный документ в ДД.ММ.ГГГГ года разработан и находится на утверждении с вынесением вопроса на публичные слушания по генплану города. После чего будет возможным положительное разрешение вопросов о разработке градостроительного плана земельного участка ФИО1 На территории МО <адрес> действует Административный регламент, регулирующий порядок получения градостроительного плана земельных участков, утвержденный Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Пунктом 2.16 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. ФИО1 не был предоставлен полный комплект документов, а именно – не представлены координаты земельного участка, карта (план) границ земельного участка, а также технические условия для инженерного обеспечения объекта нагрузки по инженерным коммуникациям. В частности ФИО1 не были предоставлены технические условия водоканала на водоснабжение и канализацию, водоотведение. О чем в адрес ФИО1 разъяснялось в письме администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако ФИО1 в исковом заявлении об этом умалчивает. Лишь после утверждения градостроительного плана по участку ФИО1 может выдаваться разрешение на строительство. Кроме того, администрация <адрес> не является органом, подписывающим и выдающим разрешение на строительство. Таким органом является другой уполномоченный орган местного самоуправления в области градостроительной деятельности – МУ Управление архитектуры градостроительства <адрес>. Таким образом, требование об обязании администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство неправомерно. Выслушав представителя администрации, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению ввиду следующего. В силу ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения органа местного самоуправления, его должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка №, кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка №, кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в <адрес>. Вид разрешенного использования земельных участков установлен – для индивидуального жилищного строительства. В целях осуществления строительства жилого дома на земельных участках ФИО1 в начале ДД.ММ.ГГГГ года обратился в администрацию <адрес> с просьбой подготовить схему планировочной организации земельного участка по адресу: <адрес>, участок №. В ответ на данное обращение Администрация <адрес> направила заявителю письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что на территорию, в границах которой расположен земельный участок заявителя отсутствует утвержденная планировочная документация – проект планировки территории. Администрации сообщила, что невозможно принять решение о размещении жилого дома в границах земельного участка заявителя без утвержденного в установленном порядке проекта планировки территории. ООО «<данные изъяты>» (<адрес>) ведет разработку проекта планировки по данной территории. Поставленный вопрос о разработке планировочной организации участка заявителя может быть разрешен после утверждения проекта планировки территории. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с просьбой подготовить и выдать разрешение на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке по адресу: <адрес>, участок №. В ответ на заявление Администрация <адрес> направила ФИО1 письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщила о том, что согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) МО <адрес>, утвержденной решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне № – зона комплексного жилищного строительства. В соответствии с п. 18 ПЗЗ зона комплексного жилищного строительства выделена для обеспечения правовых условий освоения данной территории с целью комплексного жилищного строительства. Комплексное освоение в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Комплексное освоение с целью жилищного строительства может осуществляться применительно к отдельным планировочным элементам (кварталам, микрорайонам) территории, группам планировочных элементов, выделенным в проекте планировки. В целях осуществления перспективного развития данной территории разрабатывается проект планировки Южной части города. По окончании разработки данного проекта планировки будет проведена процедура публичных слушаний, по результатам которой проект планировки подлежит утверждению в установленном законом порядке. Вернуться к вопросу подготовки и выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке возможно после разработки и утверждения проекта планировки данной территории. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в администрацию <адрес> с просьбой подготовить градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, участок №. Администрация <адрес> на данное обращение направила в адрес заявителя письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указала, что разработка проекта планировки территории ведется ООО «<данные изъяты>». Вопрос о выдаче градостроительного плана может разрешаться после разработки и утверждения проекта планировки территории. Указанные ответы администрации <адрес> заявитель расценивает в качестве неправомерного бездействия по невыдаче градостроительного плана и разрешения на строительство на земельном участке №. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Из представленного ситуационного плана (л.д.<данные изъяты>) видно, что земельный участок заявителя расположен на не освоенной территории. В материалы дела представлено письмо ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что газоснабжение строящегося жилого дома по адресу <адрес>, участок № возможно после реконструкции действующих газопроводов и прокладки новых. Также представлены технические условия филиала ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ для присоединения к электрическим сетям, в которых указано на необходимость строительства сетевой организацией <данные изъяты> до границы объекта ФИО1 Согласно предоставленной заявителем информационной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной МУ «Управление архитектуры и градостроительства», земельный участок №, принадлежащий ФИО1, расположен на землях населенных пунктов, сведения об объектах инженерной инфраструктуры, объектах транспортной и социальной инфраструктуры и расстояния до ближайших инженерных сетей отсутствуют. Как указано в письме администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) МО <адрес>, утвержденной решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-4/95 – зона комплексного жилищного строительства. Согласно частям 1,2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При этом, согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В соответствии с ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. С момента обращения ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.) в администрацию по вопросу подготовки градостроительного плана земельного участка по настоящее время, как указывает в письмах администрация и представитель администрации в судебном заседании, ООО «<данные изъяты>» осуществляет разработку проекта планировки территории, на которой расположен земельный участок заявителя. Очевидно, что действия по разработке проекта планировки территории соответствуют основным принципам градостроительной деятельности, закрепленным ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, а именно: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия. Следовательно, действия администрации <адрес> по обеспечению разработки проекта планировки территории направлены на обеспечение интересов как самого ФИО1, так и третьих лиц заинтересованных в развитии неосвоенной территории. Непосредственно требования о признании незаконным бездействие администрации <адрес> по длительной разработке проекта планировки территории не заявлены. Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта. Данный перечень является исчерпывающим. Первичными и основными документами для получения разрешения на строительство являются градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка, технические условия на подключение к инженерным коммуникациям. В составе градостроительного плана земельного участка указываются (ч. 3 ст. 44 ГрК РФ): 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Градостроительный план земельного участка утверждается постановлением главы муниципального образования <адрес>. В соответствии с действующим Административным регламентом предоставления муниципальным учреждением «УАиГ» муниципальной услуги «Подготовка градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, пунктом <данные изъяты> регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подготовки градостроительного плана. Однако ФИО1 при постановке перед органом местного самоуправления вопроса о подготовке градостроительного плана не представил полный комплект документов. В частности, не были представлены: координаты земельного участка, карта (план) границ земельного участка, а также технические условия для инженерного обеспечения объекта и нагрузки по инженерным коммуникациям. Соответствующих доказательств ФИО1 не представил. Следовательно, основания подготовки градостроительного плана отсутствуют. О данном обстоятельстве ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> письмом № проинформировала ФИО1 В данном письме разъяснено, что вернуться к вопросу о выдаче градостроительного плана возможно после предоставления всех недостающих документов. Следовательно, действия администрации <адрес> по отказу ФИО1 в оформлении градостроительного плана земельного участка соответствуют требованиям п. № Административного регламента, ст. 44 ГрК РФ и являются правомерными. В жалобе на бездействие администрации <адрес> ФИО1 просит обязать администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство. Однако, лишь после утверждения постановлением градостроительного плана и сбора документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, лицо вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления для получения разрешения на строительство. На момент рассмотрения спора градостроительный план земельного участка ФИО1 не утвержден. При этом, в соответствии с Уставом МУ «Управление архитектуры и градостроительства», утвержденным Постановлением главы муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, именно Управление архитектуры является полномочным органом по выдаче разрешения на строительство и ввода объектов в эксплуатацию (п. ДД.ММ.ГГГГ Устава). Данный пункт Устава соответствует требованиям п. 5 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ. Тем самым, заявитель не выполнил установленную законом процедуру для получения разрешения на строительство и предъявляет требования к администрации муниципального образования <адрес> о выдаче разрешения на строительство, которая не наделена соответствующими полномочиями. В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что оспариваемые действия администрации <адрес> являются правомерными. Вследствие чего, в удовлетворении требований ФИО1 надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : ФИО1 в удовлетворении требований: - о признании незаконным бездействие Администрации МО <адрес>, выраженное в непринятии решения на разработку градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером № и отказу в выдаче разрешения на строительство; - об обязании Администрацию МО <адрес> выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>, участок №, с кадастровым номером №, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий: <данные изъяты> г.