Решение по иску прокурора г.Новороссийска в инт.неопределённого круга лиц к Администрации МО г.Новороссийск о признании незаконными постановлений № 4512 от 29.12.08г.; № 2298 от 17.07.09г.; № 2997 от 07.09.09г..



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-4222/11

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011г. г.Новороссийск

Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Дьяченко Р.А.,

с участием помощника прокурора г.Новороссийска Чуркина А.Н.,

при секретаре Селиховой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Ново­российска, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Новороссийск о призна­нии незаконными постановлений главы администрации муниципального об­разования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формирова­нии, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город-герой Новороссийск» от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении гра­ниц и размеров земельного участка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка в г. <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конструкций»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд в интересах неопределен­ного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании незаконными постановлений главы администра­ции муниципального образования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного уча­стка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы муници­пального образования город-герой Новороссийск» от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка в <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конст­рукций», В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования город-герой Новороссийск и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» был заключен договор аренды земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) для эксплуата­ции существующего здания кафе «<данные изъяты>». По результатам проведённых администрацией г.Новороссийска проверок по соблюдению земельного и гра­достроительного законодательства при проведении работ по реконструкции объекта, принадлежащего ООО «<данные изъяты>» от 05 и ДД.ММ.ГГГГ были со­ставлены акты, из которых следует, что ООО «<данные изъяты>» допущены существен­ные нарушения действующего законодательства. Согласно заключения ООО «<данные изъяты>» по результатам иссле­дования от ДД.ММ.ГГГГ, часть незавершенного строи­тельством здания – кафе «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес> находится вне границ земельного участка с кадастровым номером , требованиям СНиП не соответствует. ДД.ММ.ГГГГ управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю была вы­дана новая кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером с неверными координатами. В межевом деле имеется акт со­гласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номе­ром , подписанный директором ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ и бывшим главой администрации Центрального района ДД.ММ.ГГГГ. Форма бланка указанного акта согласования была утверждена приказом Министер­ства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ , вступившим в силу лишь ДД.ММ.ГГГГ Данный факт свидетельствует о фальсификации акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым но­мером , так как формы бланка имеющегося акта согласования местоположения границ земельного участка на момент подписания не суще­ствовало, Лаврукевич И.В. на момент подписания указанного акта в должно­сти главы администрации Центрального района г. Новороссийска не состоял, что и явилось причиной появления неверных координат в кадастровой вы­писке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ . На основа­нии неверных координат, указанных в кадастровой выписке о земельном уча­стке от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Независимый Межрегио­нальный Центр Экспертизы» провело исследование на предмет соответствия размещения объекта незавершенного строительством – кафе «<данные изъяты>» на зе­мельном участка с кадастровым номером , по результатам которого установлено, что объект недвижимости – незавершенное строитель­ством здание кафе «<данные изъяты>», расположенное по <адрес>, границы земельного участка с кадастровым номером , с учетом представленных сведений Государственного кадастра недвижимо­сти, не нарушает. Считает, что в результате выдачи управлением Роснедви­жимости по Краснодарскому краю кадастровой выписки о земельном участ­ке с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ были грубо нарушены права и законные интересы муниципального образования город-герой Новороссийск.

Просит признать постановление главы МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес>, для ведения проектных работ» незаконным;

признать постановление администрации МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес>, для ведения проектных работ» незаконным;

признать постановление администрации МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка в <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конструкций» незаконным.

В качестве меры обеспечения искового заявления прокурора: запретить ООО «<данные изъяты>», иным физическим и юридическим лицам осуществлять строительство, какую-либо иную хозяйственную деятельность на земельном участке, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , в <адрес>.

В судебном заседании представитель прокуратуры Чуркин А.Н. поддержал заявленные требования просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика – администрации МО г.Новороссийск по доверенности Исаакян А.Р. просил в удовлетворении иска прокурора г.Новороссийска отказать.

Представители третьих лиц – МУ «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается судебным извещением, имеющимся в материалах дела. О причинах своей неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, и, в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Возражений о рассмотрении дела без участия представителей третьих лиц – МУ «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не поступило.

Выслушав пояснения представителя прокуратуры г.Новороссийска, представителя администрации МО г.Новороссийск, исследовав материалы дела, материалы наблюдательного производства , суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьёй 36 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают органу местного самоуправления заявление о приобретении права на земельный участок.

В мотивировочной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что постановление издано на основании п.7 ст.36 ЗК РФ.

В свою очередь статьёй 36 ЗК РФ регламентирован порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Проведенная прокуратурой г.Новороссийска проверка показала, что какие-либо объекты недвижимости на земельном участке, площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , отсутствовали.

С учетом изложенного, в нарушение ст.36 ЗК РФ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ сформирован, утверждены границы и размеры земельного участка под несуществующим объектом недвижимости.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» (далее – Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. № 370) определен исчерпывающий перечень документов, который с заявлением предоставляется лицами для приобретения прав на земельный участок. В данный перечень входят: 1).выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

2).выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее, чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок.

В нарушение ст.36 ЗК РФ, приказа Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. № 370, постановление от ДД.ММ.ГГГГ. издано в отсутствие соответствующего заявления ООО «<данные изъяты>», выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а, следовательно, данные допущенные существенные нарушения влекут отмену постановления.

Кроме того, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части установленного вида разрешенного использования земельного участка. Так, вид разрешенного использования земельного участка, ведение проектных работ, заменен на другой – для размещения сборно-разборных металлических конструкций складского назначения.

Основание для изменения вида разрешенного использования земельного участка явилось заявление ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом МУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок в <адрес>, выделен в две зоны: зона морского транспорта (Т-1) и зона размещения объектов общественно-делового назначения (ОД-1).

Однако правила землепользования и застройки муниципального образования г.Новороссийска, утвержденные решением городской Думы МО г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ , не предусматривают вид разрешенного использования для вышеуказанного земельного участка – для размещения сборно-разборных металлических конструкций складского назначения.

Таким образом, постановление от ДД.ММ.ГГГГ издано в нарушение правил землепользования и застройки муниципального образования г.Новороссийска.

Как указано выше, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером в <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конструкций.

В мотивировочной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ указано, что постановление издано на основании ст.30 ЗК РФ.

В свою очередь статьёй 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1).без предварительного согласования мест размещения объектов; 2).с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п.5 ст.30 ЗК РФ.

В нарушение ст.30 ЗК РФ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ издано без соблюдения установленного порядка. Кроме того, формирование, утверждение границ и размеров земельного участка происходило в порядке ст.36 ЗК РФ. Данной статьёй также предусмотрен самостоятельный порядок приобретения прав на земельные участки.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Новороссийска с участием с государственного инспектора г.Новороссийска по использованию и охране земель Дериным Г.А. и государственным инспектором РОФЭК на Черноморском побережье Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Овчаровым В.И. проведены осмотры земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером . В результате установлено, что доступ к береговой полосе Черного моря ограничен – установлен глухой металлический забор.

В соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

В соответствии с ч.8 ст.6 ВК РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В нарушение ч.ч.6,8 ст.6 ВК РФ, ООО «<данные изъяты>» сформирован и предоставлен в аренду земельный участок, часть которого является береговой линией Черного моря. Кроме того, постановление от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ не содержат ограничений хозяйственной деятельности на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , в <адрес>.

Существенные нарушения законодательства РФ, допущенные при издании постановления от ДД.ММ.ГГГГ , влекут признание незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ . Необходимо отметить, что при издании каждого постановления допущены самостоятельные нарушения, дающие основание признать их незаконными.

В соответствии со ст.7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 13 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Прокуратуре г.Новороссийска стало известно о нарушениях, допущенных администрацией МО г.Новороссийск в связи поступлением ДД.ММ.ГГГГ письма жителей г.Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, прокуратурой г.Новороссийска трехмесячный срок обжалования, установленный ст.256 ГПК РФ, пропущен по уважительным причинам.

Статья 12 ГК РФ, в качестве одного из способов защиты права называет пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п.3 ст.23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст.139 ГПК РФ, по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Судьёй или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

В силу ст.140 ГПК РФ, мерами по обеспечению иска могут быть, в том числе, и запрещение другим лицам совершать определенные действия.

Таким образом, ООО «<данные изъяты>» сформирован и предоставлен в аренду земельный участок, часть которого является береговой линией Черного моря. Водный кодекс РФ предусматривает право каждого гражданина на пользование береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Администрация МО г.Новороссийск, издав обжалуемые постановления, нарушила права неопределенного круга лиц жителей г.Новороссийска и отдыхающих на доступ и пользование к береговой полосе Черного моря.

Поскольку обжалуемые постановления изданы в нарушение законодательства РФ, осуществление ООО «<данные изъяты>» хозяйственной деятельности уже повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к береговой полосе Черного моря, то в связи с этим, требования прокурора г.Новороссийска подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.194 – 199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора г.Ново­российска, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования город Новороссийск о призна­нии незаконными постановлений главы администрации муниципального об­разования город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формирова­нии, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы муниципального образования город-герой Новороссийск» от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении гра­ниц и размеров земельного участка в <адрес> для ведения проектных работ», от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ООО «<данные изъяты>» земельного участка в <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конструкций», – удовлетворить.

Признать: постановление главы МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес>, для ведения проектных работ» незаконным;

признать постановление администрации МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании, утверждении границ и размеров земельного участка в <адрес>, для ведения проектных работ» незаконным;

признать постановление администрации МО город-герой Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ООО «СтройТраст» земельного участка в <адрес>, для размещения сборно-разборных металлических конструкций» незаконным.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст мотивированного решения составлен 23 ноября 2011 года.