решение по иску прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к ЖСК `Заря` об освобождении земельного участка



Дело № 2-4434/11 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года            г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Схудобеновой М.А.,

с участием помощника прокурора г. Новороссийска Чуркина А.Н.,

при секретаре Щербаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу «Заря» об освобождении земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу «Заря» об освобождении земельного участка.

В обоснование иска указано, что на основании обращения жителей г. Новороссийска прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения жилищно-строительным кооперативом «Заря» земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». В результате проведенной проверки установлено, что на основании постановления главы администрации муниципального образования г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Заря» предоставлен земельный участок, площадью 0,665 га, для строительства многоквартирного жилого дома с пристроенными помещениями и подземными гаражами в системе микрорайона . Оформлен государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <данные изъяты> , регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации муниципального образования г.Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в части предоставляемой площади. Пункт <данные изъяты> изложен в следующей редакции: «Произвести отвод земельного участка площадью <данные изъяты> га жилищно-строительному кооперативу «Заря» под строительство многоквартирного жилого дома с пристроенными помещением и подземными гаражами в системе микрорайона ». Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <данные изъяты> , признан недействительным.

ДД.ММ.ГГГГ в торце многоквартирного жилого <адрес> ЖСК «Заря» установило ограждение с калиткой и воротами в целях недопущения въезда автомобильного транспорта по дворовую территорию многоквартирного жилого <адрес> по <адрес>.

Из пояснений председателя ЖСК «Заря» ФИО3 видно, что договор на установку ворот заключен в ДД.ММ.ГГГГ года. Денежные средства были собраны с инвалидов - автовладельцев, потом с остальных жителей дома всего в сумме 150 тысяч рублей.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела муниципального контроля МУ «Управление имущественных и земельных отношений» в акте осмотра земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> зафиксировано, что ЖСК «Заря» самовольно огорожена прилегающая территория общего пользования многоквартирного жилого дома, ориентировочной площадью 2500 кв.м. Правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор г. Новороссийска по использованию и охране земель ФИО4 в протоколе осмотра вышеназванного земельного участка указал, что правоустанавливающие документы на занятый земельный участок не предъявлены.

Считает, что в связи с вышеизложенным, ЖСК «Заря» незаконно использует муниципальный земельный участок, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

ДД.ММ.ГГГГ ОНД г. Новороссийска осуществило обследование дворовой территории <адрес> в <адрес>, в результате которого установлено, что из-за установки ограждения дома не обеспечен подъезд и проезд пожарной техники к месту пожара.

Просят обязать ЖСК «Заря» освободить земельный участок, расположенный в <адрес> а именно демонтировать ограждение самовольно занятого земельного участка, а также обязать ЖСК «Заря» привести занимаемый земельный участок в первоначальное состояние.

В судебном заседании помощник прокурора г. Новороссийска Чуркин А.Н. подтвердил доводы, изложенные в заявлении, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил требования, просил суд обязать ЖСК «Заря» освободить земельный участок, расположенный в <адрес> а именно демонтировать ворота самовольно занятого земельного участка, установленные в торце <адрес>, а также обязать ЖСК «Заря» привести земельный участок в первоначальное состояние.

Представители ответчика ЖСК «Заря» по доверенности Ячеина Т.А., Потапенко И.И. возражали против удовлетворения исковых требований, считают, что предметом иска является признание незаконными прав частных лиц на жилище, пояснив при этом, что ранее, на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта на права бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ владели земельным участком площадью 6 650 кв.м. с присвоением кадастрового номера . За указанный период были построены два многоквартирных дома на указанном участке. Земельный участок, прилегающий к многоквартирному дому является общей долевой собственностью, владельцев муниципального жилья в указанных домах нет. В настоящее время права на земельный участок не оформлены и не зарегистрированы, документы находятся в стадии оформления. Въездные ворота были установлены за счет средств собственников жилых домов и при этом ЖСК «Заря» не является собственником требуемого к освобождению заграждающих придомовую территорию ворот, на баланс они не поставлены. Для обеспечения беспрепятственного въезда транспорта на дворовую территорию, на добровольных началах назначен дежурный, который является инвалидом и безотрывно сидит у окна и следит за воротами. <адрес>а достаточно только ему позвонить на телефон.

Представитель ОНД г. Новороссийска по доверенности Чусь С.Н. считает исковые требования прокуратуры г. Новороссийска правомерными, пояснил суду, что размещение автоматических металлических ворот нарушает нормы ст. 67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 23 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03). Устранением данных нарушений может быть только демонтаж ворот. Правила пожарной безопасности устанавливают четкий запрет на ограждение многоквартирных жилых домов, иной альтернативы нет. Данные нарушения несут угрозу жизни и здоровью граждан, неопределенному кругу лиц, так как в случае пожара, пожарный расчет не сможет проехать вплотную к жилому многоквартирному дому.

Представитель 2 ОФПС по Краснодарскому краю поддержал позицию представителя ОНД г. Новороссийска и сообщил суду, что была проведена проверка пожарного проезда на прилегающую территорию <адрес> на основании обращения председателя правления ЖСК «Заря» ФИО3, было установлено, что широта ворот для проезда пожарных автомобилей соблюдается, но наличие ворот делает проезд невозможным. Расчетное время подъезда к месту пожара <данные изъяты> минут, приезжает ближайший расчет к месту пожара, соответственно никакого пульта от ворот у него не может быть. Наличие ворот ставит невозможным выполнение расчетного времени подъезда и как следствие влечет угрозу жизни, здоровью и имуществу.

Представитель МУ «Управление имущественных и земельных отношений» по доверенности Данилов Е.В. требования поддержал, считает, что до оформления права на землю, она является муниципальной и соответственно не может быть занята самовольно. В данном случае налицо самовольное занятие, поскольку права на землю не оформлены и не зарегистрированы.

Представитель Новороссийского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просила рассмотреть дело в его отсутствие, о чем уведомил суд письменно.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что на основании обращения жителей г. Новороссийска прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения жилищно-строительным кооперативом «Заря» земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и <адрес> «<адрес>».

В результате проведенной проверки установлено, что у ЖСК Заря правоустанавливающие документы на земельный участок, <адрес> <адрес> <адрес> отсутствуют.

Как пояснили суду представители ответчиков, документы на земельный участок находятся с стадии согласования и оформления к компетентных органах.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ № 169-ФЗ от 17.11.1995г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка.

Из акта осмотра следует, что ДД.ММ.ГГГГ в торце многоквартирного жилого <адрес> ЖСК «Заря» установило ограждение с калиткой и воротами в целях недопущения въезда автомобильного транспорта по дворовую территорию многоквартирного жилого <адрес> по <адрес>.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договорами аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком. Ответчиком в судебном заседании ни одного из указанных документов суду не представлено.

До настоящего времени ворота не демонтированы, что представителями ЖСК Заря не оспаривалось.

При этом МУ УИЗО администрации г. Новороссийска подтверждено обстоятельство принадлежности муниципальному образованию земельного участка придворовой территории прилегающей к многоквартирным домам по <адрес> и <адрес> Также подтверждено обстоятельство отсутствия разрешения на установку ограждения и металлических въездных ворот по указанному адресу.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 67 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ установлено, что «1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

1) с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);

2) со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

1) с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;

2) с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:

1) для зданий высотой не более 28 метров - не более 8 метров;

2) для зданий высотой более 28 метров - не более 16 метров.

9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров».

В соответствии с п. 23 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам».

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Таким образом, размещение ограждений в виде автоматических въездных ворот, препятствующих свободному проезду пожарных машин, нарушает указанные требования Закона и ППБ-01-03, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчик ЖСК «Заря» создает причины и условия для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, предусмотренные ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности».

Таким образом, суд считает, что для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод граждан, следует освободить земельный участок по адресу: <адрес> <адрес>» путем демонтажа металлических ворот, расположенных в торце <адрес>, приведя земельный участок в первоначальное состояние.

На собственников жилых помещений в многоквартирном доме ЖК РФ возлагает обязанность и одновременно предоставляет право самостоятельно выбрать наиболее удобный для них способ управления соответствующим многоквартирным домом из числа указанных в ч. 2 ст. 161 Кодекса.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут осуществлять управленческую деятельность по организации эффективного использования своего имущества непосредственно. В частности, управленческие правомочия собственников помещений опосредуются в деятельности такого органа управления, как общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. 44 - 48, 164 ЖК РФ).

Управление многоквартирным домом может осуществлять юридическое лицо, объединяющее значительное количество собственников помещений в многоквартирном доме и (или) иных лиц. Такую деятельность в пределах своей специальной правоспособности могут осуществлять товарищество собственников жилья (см. ст. 135 - 152 Кодекса) либо жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив (см. ст. 110 - 134 Кодекса) или иной специализированный потребительский кооператив.

Из материалов дела следует, что собственниками помещений в домах <адрес> по <адрес> создано и осуществляет деятельность ЖКС «Заря».

Следовательно возражение представителей ЖСК Заря основанные на том, что ворота ЖСК не принадлежат, на баланс не поставлены, и соответственно они не должны нести ответственность за их установку, суд считает несостоятельными, поскольку, данные возражения противоречат Уставу ЖСК «Заря», нормам ЖК РФ, кроме того протоколам жильцов <адрес> <адрес> по <адрес> за подписью председателя ЖСК Заря, протоколу заседания правления ЖСК Заря, протоколу общего собрания собственников жилья от ДД.ММ.ГГГГ о согласии на эксплуатацию ворот и их постановке на баланс.

Так же не могут быть приняты во внимание возражения ответчиков, основанные на наличие диспетчера по управлению воротами ФИО10, поскольку ответчики подтвердили, что трудовой договор с ним не заключался, а управление воротами осуществляется им на добровольных началах.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц к Жилищно-строительному кооперативу «Заря» об освобождении земельного участка удовлетворить.

Обязать Жилищно-строительный кооператив «Заря» со дня вступления решения суда в законную силу своими силами демонтировать металлические въездные ворота в торце дома по адресу: <адрес>, приведя земельный участок в первоначальное состояние.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Решение изготовлено 5.12.2011 г.