Дело № 2-4403/11 Р Е Ш Е Н И Е 10 ноября 2011г. Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Гончаровой Л.С., при секретаре Черепановой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Новороссийска, в интересах неопределённого круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Новороссийска, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании Положения «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г. Новороссийске» (далее Положение), утвержденного решением Думы МО г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование иска указал, что ряд норм Положения противоречит Конституции РФ, ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон КК «Об административных правонарушениях», поскольку, в нарушение действующего законодательства, возлагают на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию, уборке и ремонту тротуаров, дорог и проездов, а также устанавливает различные обременительные требования к гражданам и юридическим лицам по решению вопросов, в силу закона, отнесенных к вопросам местного значения и разрешаемых за счет средств местного бюджета, что является коррупционным фактором, поэтому они подлежат отмене. Кроме того, данное Положение, в нарушение ч. 2 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наделяет органы, не являющиеся органом местного самоуправления или его подразделением, полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе, связанным с благоустройством территорий. Прокурор, согласно своим обязанностям, на оспариваемое Положение внес протест ДД.ММ.ГГГГ в Думу МО г. Новороссийск, однако до настоящего времени окончательное решение ими не принято и Положение не изменено, поэтому прокурор просит признать недействующими пункты 2.12, 2.13, п.п. 23 п. 2.15, п.п. 1 п. 3.2, п. 3.3, п. 3.7, п. 3.9, п.п. 1 п. 3.29, п. 3.30, п. 4.6, п. 4.7, п.4.9, п. 5.4, п. 5.6, абз. 2 п. 5.11, абз. 1, 2 п. 5.13, п. 5.14, абз. 7 п. 5.21, п. 7.5 Положения «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г. Новороссийске» утвержденного решением Думы МО г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ, как противоречащие действующему законодательству. В судебном заседании представитель прокуратуры г. Новороссийска Воробьева О.А. поддержала заявление прокурора, просила его удовлетворить в полном объёме. Представитель городской Думы муниципального образования г. Новороссийск Аничкин Д.Н. возражал против удовлетворения заявления прокурора, по тем основаниям, что ими принимаются меры к устранению недостатков в оспариваемом Положении и оно, во исполнение протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, возвращено на доработку ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Положение «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г. Новороссийске» утвержденное решением Думы МО г. Новороссийск № от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным правовым актом и опубликовано в газете «Новороссийские вести» от ДД.ММ.ГГГГ В силу требований ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными субъектами, в том числе, органами местного самоуправления, а также надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления. В соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» в обязанности прокурора входит опротестование противоречащих закону правовых актов, обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, поэтому обращение прокурора с данным заявлением правомерно. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 16 вышеуказанного закона, организация благоустройства и озеленения территории городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. Согласно ст. 18 этого же закона, данные вопросы должны решаться за счет средств местного бюджета. В нарушение вышеуказанных требований закона п.п. 4 п. 2.2 Положения на граждан и юридических лиц необоснованно возложены обязанности по содержанию и ремонту за счет собственных средств тротуаров, дорог и проездов. Подпунктами 7, 8, 9, 10, 11 пункта 3.2, п. 3.6, п. 3.12 Положения определены «прилегающие территории» и возложены обязанности по их уборке на юридических и физических лиц. Пунктом п. 2.3 Положения, в нарушение норм ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обязанность решения вопросов о разрешении, либо отказе остекления лоджий и перепланировке квартир возложена не на органы местного самоуправления, а на городскую межведомственную комиссию, которая не относится к структуре органов местного самоуправления, утвержденной уставом города. Кроме того, все структурные подразделения администрации МО г.Новороссийска, муниципальные учреждения и предприятия, указанные в Положении, в настоящее время реорганизованы, а именно <данные изъяты>» и т.д., поэтому пункты 2.12, 2.13, п.п. 23 п. 2.15, п.п. 1 п. 3.2, п. 3.3, п. 3.7, п. 3.9, п.п. 1 п. 3.29, п. 3.30, п. 4.6, п. 4.7, п.4.9, п. 5.4, п. 5.6, абз. 2 п. 5.11, абз. 1, 2 п. 5.13, п. 5.14, абз. 7 п. 5.21, п. 7.5 оспариваемого Положения, где указаны данные учреждения, необходимо признать недействующими. Пункты 2.14, 4.8, 5.1, пп. 2 п. 5.7, п. 5.9, 5.10 Положения содержат ссылки на недействующие нормативные акты, поэтому также должны быть признаны недействующими. Пункт 6.37 Положения также не может применяться, поскольку противоречит нормам, предусмотренным ст.ст. 2.5 и 12.2 Закона Краснодарского края № 608-КЗ от 23.07.03г. «Об административных правонарушениях», согласно которым протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов местного самоуправления, а не представителями различных служб: ЖКХ, Ветнадзора, ГИБДД и пр., как указано в данном пункте. Таким образом, оспариваемым Положением необоснованно установлены обременительные требования к гражданам и организациям по решению вопросов, которые в силу закона относятся к компетенции органов местного самоуправления, имеются ссылки на недействующие нормативные акты, контроль за осуществлением различных пунктов положения возложена на прекратившие свое существование организации и учреждения. В силу п.п. «а» п. 4 «Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010г., принятие нормативного правового акта с превышением предоставленной законом органам местного самоуправления компетенции является коррупционным фактором, поэтому ДД.ММ.ГГГГ в Думу МО г. Новороссийска прокуратурой города был принесен протест на указанное Положение, но, несмотря на неоднократные ответы, поступающие в прокуратуру города из Думы МО г.Новороссийск, о мерах принимаемых для устранения указанных в протесте недостатков, оспариваемое Положение не доработано и не отменено. Доводы представителя городской Думы о том, что ими принимаются меры к устранению недостатков, указанных в протесте прокурора г. Новороссийска от ДД.ММ.ГГГГ, суд не принимает, поскольку данные действия выражались в переписке с прокуратурой города, что подтверждается копиями писем, находящимися в материалах дела и дает основания полагать, что в течение года Думой МО г.Новороссийск не принято никаких реальных мер к отмене незаконных пунктов указанного Положения. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Новороссийска требований, поскольку указанные выше пункты и подпункты оспариваемого Положения «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г.Новороссийске», утвержденного решением № от ДД.ММ.ГГГГ Думы МО г. Новороссийск противоречит Конституции РФ, ряду федеральных законов и законов Краснодарского края, имеющим большую юридическую силу, поэтому должны быть отменены. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст. 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г. Новороссийска об оспаривании Положения «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г.Новороссийске», утвержденного решением № от ДД.ММ.ГГГГ Думы МО г. Новороссийск – удовлетворить. Признать противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, следующие пункты Положения «О правилах организации содержания объектов внешнего благоустройства, инженерной инфраструктуры и санитарного состояния городских территорий в г.Новороссийске», утвержденного решением Думы МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ №: подпункт 4 пункта 2.2; пункты 2.3, 2.12, 2.13, 2.14; подпункт 23 пункта 2.15; подпункты 1, 7, 8, 9, 10, 11 пункта 3.2; пункты 3.3, 3.6, 3.7, 3.9, 3.12; подпункт 1 пункта 3.29; пункт 3.30; пункты 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 5.1, 5.4, 5.6; подпункт 2 пункта 5.7; пункт 5.9; пункт 5.10; абзац 2 пункта 5.11; абзацы 1 и 2 пункта 5.13; пункт 5.14; абзац 7 пункта 5.21; пункт 6.37; пункт 7.5. Данное решение, после вступления в законную силу, подлежит публикации в газете «Новороссийские вести». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий Л.С. Гончарова