Дело № 2-4842/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «13» декабря 2011 г. г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Иващенко В.М., с участием помощника прокурора <адрес> Полякова А.Ю., Рыбкиной С.С., представителя администрации <адрес> Мяктинвоа В.М., представителя УВСИД Кулибко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к Администрации МО <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации <адрес>, администрации <адрес> об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета <адрес>. В обоснование иска указано, что Решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 – ФИО1 лишен родительских прав в отношении дочери. Мать ФИО1 – ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ФИО1 состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С момента постановки на учет ФИО1 до настоящего времени жильем не обеспечена, что нарушает ее права и законные интересы. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике <адрес> и Управление по вопросам семьи и детства администрации <адрес>. Третьим лицом Департаментом по семейной политике <адрес> представлены возражения на иск, в котором просит признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. В возражениях указано, что на данный момент численность льготников составила <данные изъяты> человек. <адрес> и Департаментом ведется работа по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма за счет бюджета <адрес>. Краевая программа «<данные изъяты>» рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ года. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно из бюджета края предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме <данные изъяты> млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее <данные изъяты> человек жильем. В ДД.ММ.ГГГГ году МО <адрес> выделены средства на приобретение <данные изъяты> квартир для передачи по договорам социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> будут направлены субвенции для приобретения (строительства) жилых помещений. Новыми квартирами нуждающиеся будут обеспечены в ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит по<адрес> на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО1 не представляется возможным предоставить жилое помещение вне очереди. Жильем будет обеспечена по мере выделения субвенций. Представителем третьего лица УВСИД <адрес> представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований отказать. В обоснование указано, что предоставление жилья ФИО1 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц. ФИО1 состоит в очереди нуждающихся по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций и очередности. В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил суд: обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании ФИО1 просила иск прокурора удовлетворить. Пояснила, что жильем не обеспечена, в настоящее время является студенткой <данные изъяты> курса института <данные изъяты> строительного университета. Обучается в ВУЗе на бюджетной основе, общежитием обеспечена. Срок окончания обучения установлен по ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании представитель администрации <адрес> возражала против удовлетворения требований. В обоснование пояснила, что администрация горда не отказывается от обеспечения ФИО1 в жилом помещении. Помещение будет предоставлено по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы. ФИО1 в настоящее время не является нуждающейся, так как не окончила высшее учебное заведение, проживает в общежитии. В судебном заседании представитель третьего лица УВСИД возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях. Представители ответчика <адрес> и третьего лица Департамента по семейной политике <адрес> в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие данного третьего лица. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>,2 <адрес>, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Мать ФИО1 – ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 назначена опекуном ФИО1 Решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 – ФИО1 лишен родительских прав в отношении дочери. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучается по очной форме обучения на <данные изъяты> строительного университета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Срок окончания обучения определен датой ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время ФИО1, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду недостаточного финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался. В собственности ФИО1 жилые помещения отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>"). Согласно ч. 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>" вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> путем приобретения (Строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО1 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ. В целях реализации прав указанной категории граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1654-КЗ утверждена краевая целевая программа "<данные изъяты>" на ДД.ММ.ГГГГ годы", предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории. Однако, на момент рассмотрения иска ФИО1 жилье не предоставлено. Не обеспечение ФИО1 жилой площадью не ниже установленных социальных норм, нарушает ее права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение ФИО1 временным жилым помещением в общежитии учебного заведения, не свидетельствует о выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Аналогичная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-12. С учетом изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ