Дело № 2-4841/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «22» декабря 2011 г. г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Иващенко В.М., с участием помощника прокурора г. <адрес> Долговой Е.В., Уварова Р.Х., представителя администрации г. <адрес> Хачатрян К.И., представителя УВСИД Кулибко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО1 к Администрации МО <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации <адрес>, администрации <адрес> об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета <адрес>. В обоснование иска указал, что Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО7 лишена родительских прав в отношении сына. В настоящее время ФИО1 состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С момента постановки на учет ФИО1 до настоящего времени жильем не обеспечен, что нарушает его права и законные интересы. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике <адрес> и Управление по вопросам семьи и детства администрации <адрес>. Ответчиком Администрацией <адрес> представлены возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении требований. В обоснование указано, что ФИО1 поставлен ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготной категории, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь №, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. В рамках краевой программы «<данные изъяты>» ФИО1 до конца ДД.ММ.ГГГГ года будет обеспечен жильем. Третьим лицом Департаментом по семейной политике <адрес> представлены возражения на иск, в котором просит признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. В возражениях указано, что на данный момент численность льготников составила <данные изъяты> человек. <адрес> и Департаментом ведется работа по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма за счет бюджета <адрес>. Краевая программа «<данные изъяты>» рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ года. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно из бюджета края предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме <данные изъяты> млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее <данные изъяты> человек жильем. В ДД.ММ.ГГГГ году МО <адрес> выделены средства на приобретение <данные изъяты> квартир для передачи по договорам социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> будут направлены субвенции для приобретения (строительства) жилых помещений. Новыми квартирами нуждающиеся будут обеспечены в ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит по<адрес> на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО1 будет обеспечен жильем в ДД.ММ.ГГГГ году. В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил суд: обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании ФИО1 просил иск прокурора удовлетворить. Пояснил, что жильем не обеспечен, в настоящее время неофициально работает, служил в вооруженных силах РФ, находится в запасе, снимает жилье по договору частного найма, за который получает от администрации компенсацию. В собственности жилья не имеет. В настоящее время обучается в вечерней школе № <адрес>. В судебном заседании представитель администрации <адрес> возражала против удовлетворения требований. В обоснование пояснила, что администрация города не отказывается от обеспечения ФИО1 жилым помещением. Помещение будет предоставлено в ближайшее время, так как на конец декабря будут проведены торги на приобретение квартир. ФИО1 согласно списку является очередником по<адрес>. В судебном заседании представитель третьего лица УВСИД возражала против удовлетворения иска. Представители ответчика <адрес> и третьего лица Департамента по семейной политике <адрес> в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу <адрес>, кВ. 85, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время очередь ФИО1 по<адрес> согласно представленному списку. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО7 лишена родительских прав в отношении сына. Сведения об отце отсутствуют. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 направлен в детский дом. В настоящее время ФИО1 обучается в вечерней общеобразовательной школе № согласно представленной справке от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году прошел службу в вооруженных силах РФ, выдан военный билет. Официально не работает. В настоящее время ФИО1, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду недостаточного финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ним не заключался. В собственности ФИО1 жилые помещения отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и справкой БТИ. По договору найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 арендует жилье с возмещением стоимости администрацией. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>"). Согласно ч. 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>" вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> путем приобретения (Строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО1 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ. В целях реализации прав указанной категории граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1654-КЗ утверждена краевая целевая программа "<данные изъяты>" на ДД.ММ.ГГГГ годы", предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории. Однако, на момент рассмотрения иска фактически ФИО1 жилье по договору социального найма не предоставлено. Торги по приобретению жилья администрацией <адрес> не проведены. Не обеспечение ФИО1 жилой площадью не ниже установленных социальных норм, нарушает его права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обеспечение ФИО1 временным съемным жилым помещением, не свидетельствует о выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Аналогичная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-12. С учетом изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий