Дело № 2-4840/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «22» декабря 2011 г. г. Новороссийск Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Головина А.Ю., при секретаре Иващенко В.М., с участием помощника прокурора г. <адрес> Долговой Е.В., Гуськовой О.В., представителя администрации г. <адрес> Хачатрян К.И., представителя УВСИД Кулибко Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - ФИО2 к ФИО3 МО <адрес>, ФИО1 края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах ФИО2 обратился в суд с иском порядке ст. 45 ГПК РФ к ФИО3 <адрес>, ФИО1 края об обязании предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ФИО1 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета ФИО1 края. В обоснование иска указал, что ФИО2 состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С момента постановки на учет ФИО2 до настоящего времени жильем не обеспечена, что нарушает ее права и законные интересы. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на стороне ФИО1 в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике ФИО1 края и Управление по вопросам семьи и детства ФИО3 <адрес>. ФИО1 края представлены возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении иска. В обоснование указано, что в соответствии с Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании ФИО1 края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки. Жилые помещения предоставляются исходя из даты постановки на льготный учет. ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на льготный учет. Предоставление помещения вне очереди невозможно. Реализация права ФИО2 поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право. Так как краевая программа «<данные изъяты>» рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций. Соответчиком должен также являться Департамент по семейной политике ФИО1 края, осуществляющий управление в области опеки и попечительства в ФИО1 крае. ФИО1 <адрес> представлены возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении требований. В обоснование указано, что ФИО2 поставлена ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по льготной категории, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь № среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. В рамках краевой программы «<данные изъяты>» ФИО2 будет обеспечена жильем. Представителем третьего лица УВСИД <адрес> представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований отказать. В обоснование указано, что предоставление жилья ФИО2 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц. ФИО2 состоит в очереди нуждающихся по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций и очередности. Третьим лицом Департаментом по семейной политике ФИО1 края представлены возражения на иск, в котором просит признать право ФИО2 на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. В возражениях указано, что на данный момент численность льготников составила <данные изъяты> человек. ФИО1 края и Департаментом ведется работа по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма за счет бюджета ФИО1 края. Краевая программа «<данные изъяты>» рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ года. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно из бюджета края предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме <данные изъяты> млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее <данные изъяты> человек жильем. В ДД.ММ.ГГГГ году МО <адрес> выделены средства на приобретение <данные изъяты> квартир для передачи по договорам социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> будут направлены субвенции для приобретения (строительства) жилых помещений. Новыми квартирами нуждающиеся будут обеспечены в ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО2 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит в очереди по<адрес> на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО2 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенция и очередности. В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил суд: обязать ФИО3 муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых ФИО1 края средств из бюджета ФИО1 края, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, предоставить ФИО2 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ФИО1 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В судебном заседании ФИО2 просила иск прокурора удовлетворить. Пояснила, что жильем не обеспечена, в настоящее время снимает комнату в частном домовладении, работает поваром, имеет начальное профессиональное образование. В судебном заседании представитель ФИО3 <адрес> возражала против удовлетворения требований. В обоснование пояснила, что ФИО3 города не отказывается от обеспечения ФИО2 жилым помещением. Помещение будет предоставлено по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы до ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании представитель третьего лица УВСИД возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях. Представители ФИО1 края и третьего лица Департамента по семейной политике ФИО1 края в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Департамент представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления ФИО3 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Согласно списку, ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди по<адрес>. Мать ФИО2 - ФИО9 лишена ДД.ММ.ГГГГ родительских прав по решению Ленинского районного суда <адрес>. Сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери. ФИО2 имеет диплом о начальном профессиональном образовании. В настоящее время ФИО2, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду недостаточного финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался, закрепленного жилья не имеет. ФИО2 вынуждена снимать комнату в частном домовладении. В собственности ФИО2 недвижимого имущества не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, исторической справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда ФИО1 края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае"). Согласно ч. 6 ст. 5 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае" вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями ФИО1 края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае путем приобретения (Строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО2 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ. В целях реализации прав указанной категории граждан Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1654-КЗ утверждена краевая целевая программа "<данные изъяты>" на ДД.ММ.ГГГГ годы", предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории. Однако, на момент рассмотрения иска ФИО2 жилье не предоставлено. Не обеспечение ФИО2 жилой площадью не ниже установленных социальных норм, нарушает ее права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Самостоятельное обеспечение ФИО2 временным жилым помещением съемной комнаты, не свидетельствует о выполнении ФИО1 требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Аналогичная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-12. Доводы ФИО1 края о надлежащем соответчике Департаменте по семейной политике ФИО1 края не могут быть приняты во внимание, поскольку процессуальная инициатива привлечения ФИО1 принадлежит истцу. Такого ходатайства заявлено не было, требования к Департаменту не предъявлены. Кроме того, вышеуказанные положения Закона возлагают обязанности по обеспечению нуждающихся жилыми помещениями на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти ФИО1 края, в частности - ФИО1 края. С учетом изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО2 удовлетворить. Обязать ФИО3 муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых ФИО1 края средств из бюджета ФИО1 края, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предоставить ФИО2 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий