Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Бокий Н.М., при секретаре Туз Н.А., с участием прокурора Разумовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новороссийска в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей – Ткаченко ФИО6, к администрации МО г. Новороссийск, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Новороссийска в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей – Ткаченко С.С., обратился в суд с иском порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации г.Новороссийска, администрации Краснодарского края об обязании предоставить Ткаченко С.С. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета Краснодарского края. В обоснование иска указано, что родители Ткаченко С.С. лишены родительских прав решением Приморского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время Ткаченко С.С. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С момента постановки на учет и до настоящего времени Ткаченко С.С. жильем не обеспечен, что нарушает его права и законные интересы. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике Краснодарского края и Управление по вопросам семьи и детства администрации г.Новороссийска (далее УВСИД г. Новороссийска). В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил требования и просил суд обязать администрацию муниципального образования г.Новороссийск за счет финансируемых администрацией Краснодарского края средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы предоставить Ткаченко С.С. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Новороссийск, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования г.Новороссийск, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Третьим лицом Департаментом по семейной политике Краснодарского края представлены возражения на иск, в котором Департамент просит признать право Ткаченко С.С. на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. В возражениях указано, что на данный момент численность льготников составила <данные изъяты> человек. Администрацией Краснодарского края и Департаментом ведется работа по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма за счет бюджета Краснодарского края. Краевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года. Начиная с 2012 года ежегодно из бюджета края предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме <данные изъяты>. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В 2009-2010 году МО <адрес> выделены средства на приобретение <данные изъяты> квартир для передачи по договорам социального найма. В 2011 году <адрес> будут направлены субвенции для приобретения (строительства) жилых помещений. Новыми квартирами нуждающиеся будут обеспечены в декабре 2011 года. Ткаченко С.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко С.С. состоит по<адрес> на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ткаченко С.С. не представляется возможным предоставить жилое помещение вне очереди. Жильем будет обеспечен по мере выделения субвенций. Представителем третьего лица УВСИД г.Новороссийска представлен отзыв на исковое заявление, в котором Управление просит в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указано, что предоставление жилья Ткаченко С.С. во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц. Ткаченко С.С. состоит в очереди нуждающихся по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Он будет обеспечен жильем по мере поступления субвенций и очередности. В судебном заседании прокурор Разумова Т.А. поддержала уточненные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации г. Новороссийска – Хачатрян К.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска прокурора и пояснила, что администрация города не отказывается от обеспечения Ткаченко С.С. жилым помещением. Помещение будет предоставлено по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы. Представитель УВСИД г.Новороссийска – Кулибко Э.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях. Ткаченко С.С. в судебном заседании просил удовлетворить иск прокурора г.Новороссийска, пояснив, что жилья у него нет. Представители администрации Краснодарского края и Департамента по семейной политике Краснодарского края в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Установлено, что Ткаченко С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Ткаченко С.С. лишены родительских прав. Ткаченко С.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 22.08.2011 года. В настоящее время Ткаченко С.С., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду недостаточного финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ним не заключался. В собственности Ткаченко С.С. жилые помещения отсутствуют. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае"). Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае путем приобретения (Строительства) жилья. Пунктом 1.3 Постановления главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исполнение обязанности предоставления Ткаченко С.С. жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ. В целях реализации прав указанной категории граждан Законом Краснодарского края от 29.12.2008 N 1654-КЗ утверждена краевая целевая программа "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы", предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан указанной категории. Однако, как установлено судом, на момент рассмотрения иска прокурора жилье Ткаченко С.С. не предоставлено. Необеспечение Ткаченко С.С. жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная позиция закреплена в Определении Верховного Суда РФ от 08.02.2011 г. № 29-В10-12. С учетом изложенного заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Новороссийска в защиту интересов Ткаченко ФИО7 удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск, за счет финансируемых администрацией Краснодарского края средств из бюджета Краснодарского края, в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы», предоставить Ткаченко ФИО8 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Новороссийск, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования г.Новороссийск по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней. Копия верна: Судья: Н.М.Бокий