Дело по иску прокурора в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Переясловой Ю.А. к Администрации о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-4843/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» декабря 2011 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Головина А.Ю.,

при секретаре Иващенко В.М.,

с участием ст. помощника прокурора <адрес> Разумовой Т.А., представителя администрации <адрес> Исаакян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к Администрации МО <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации <адрес>, администрации <адрес> об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета <адрес>.

В обоснование иска указал, что ФИО1 состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. С момента постановки на учет ФИО1 до настоящего времени жильем не обеспечена, что нарушает ее права и законные интересы.

При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле на стороне ответчиков в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике <адрес> и Управление по вопросам семьи и детства администрации <адрес>.

Представителем третьего лица УВСИД <адрес> представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований отказать. В обоснование указано, что предоставление жилья ФИО1 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц. ФИО1 состоит в очереди нуждающихся по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций и очередности.

Третьим лицом Департаментом по семейной политике <адрес> представлены возражения на иск, в котором просит признать право ФИО1 на обеспечение жилым помещением в рамках реализации краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. В возражениях указано, что на данный момент численность льготников составила <данные изъяты> человек. <адрес> и Департаментом ведется работа по обеспечению нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма за счет бюджета <адрес>. Краевая программа «<данные изъяты>» рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ года. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодно из бюджета края предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме <данные изъяты> млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее <данные изъяты> человек жильем. В <данные изъяты> году МО <адрес> выделены средства на приобретение <данные изъяты> квартир для передачи по договорам социального найма. В ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> будут направлены субвенции для приобретения (строительства) жилых помещений. Новыми квартирами нуждающиеся будут обеспечены в ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит в очереди по<адрес> на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО1 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций и очередности.

В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил суд: обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении иска в ее отсутствие. Кроме того, в заявлении указано, что иск прокурора поддерживает в полном объеме, просит иск удовлетворить. Живет на съемной квартире в <адрес>. В настоящее время заочно обучается на <данные изъяты> курсе в институте экономики, права и гуманитарных специальностей. Общежитие ей не предоставлено. Работает продавцом в продуктовом магазине.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> возражал против удовлетворения требований. В обоснование пояснил, что администрация города не отказывается от обеспечения ФИО1 жилым помещением. Помещение будет предоставлено по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы до ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время ФИО1 обучается в институте, следовательно квартира может быть предоставлена после окончания учебного заведения.

Представители ответчика <адрес>, третьего лица УВСИД <адрес> и третьего лица Департамента по семейной политике <адрес> в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Департамент представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу <адрес>, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Согласно списку, ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди по<адрес>.

Мать ФИО1ФИО6 лишена ДД.ММ.ГГГГ родительских прав по решению Октябрьского районного суда <адрес>. Сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери. ФИО1 имеет диплом о начальном профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время обучается на <данные изъяты>-м курсе заочного отделения Института экономики, права и гуманитарных специальностей в <адрес>, общежитие не предоставлено, стипендию не получает, что подтверждено справкой института от ДД.ММ.ГГГГ Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности продавца-консультанта у ИП ФИО7 ФИО1 временно проживает на съемной квартире по адресу <адрес>.

В настоящее время ФИО1, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду недостаточного финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался, закрепленного жилья не имеет. ФИО1 вынуждена снимать временное жилье. В собственности ФИО1 недвижимого имущества не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда <адрес> по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>").

Согласно ч. 6 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>" вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес> путем приобретения (Строительства) жилья.

Пунктом 1.3 Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО1 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ.

В целях реализации прав указанной категории граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1654-КЗ утверждена краевая целевая программа "<данные изъяты>" на ДД.ММ.ГГГГ годы", предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории.

В обоснование возражений администрация <адрес> приводит доводы о том, что момент реализации права ФИО1 не предоставления жилого помещения по договору социального найма не наступил в связи с заочным обучением в институте <адрес>.

В силу приведенной нормы п. 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленный ней (норме) юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности к таким юридическим фактам относится окончание пребывания в образовательных учреждениях.

Согласно представленной справке УВСИД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в детских государственных учреждениях края на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ год. Следовательно, право получения во внеочередном порядке жилого помещения у ФИО1 возникло с момента окончания пребывания в детском государственном учреждении. И как нуждающаяся в жилом помещении она была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации МО <адрес> в льготную очередь на получение жилья.

Однако, на момент рассмотрения иска ФИО1 жилье не предоставлено. Обеспечение местом в общежитии института <адрес> невозможно, так как студентам заочной формы обучения комнаты общежития не предоставляются, что указано в справке института. Таким образом, ФИО1 вынуждена за свой счет снимать жилое помещение в <адрес>. При том, что заочная форма обучения позволяет ФИО1 проживать в <адрес> и выезжать на сессии в <адрес>. Самостоятельное обеспечение ФИО1 временным жилым помещением съемной квартиры, не свидетельствует о выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Аналогичная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В10-12.

Не обеспечение ФИО1 жилой площадью не ниже установленных социальных норм, нарушает ее права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес>, за счет финансируемых <адрес> средств из бюджета <адрес>, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предоставить ФИО1 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>, с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ