Дело № 2-4962/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 декабря 2011 года. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: Председательствующего Кириленко И.В., С участием пом. прокурора г. Новороссийска Воробьевой О.А., При секретаре Персиной О.Т., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Хорошевской ФИО11, к ФИО3 МО <адрес>, ФИО2 края о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к ФИО3 муниципального образования <адрес> и ФИО2 края об обязании предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета ФИО2 края. В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ходе которой установлено, что родители ФИО1 - ФИО7 и ФИО8 решениями Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении неё, таким образом, последняя, в соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете по данной категории как не имеющая закрепленного жилого помещения. С момента постановки на учет до настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена, что нарушает ее права и законные интересы, поэтому прокурор обратился в суд с данным иском. При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в нем, на стороне ответчиков в качестве третьих лиц привлечены Департамент по семейной политике ФИО2 края и Управление по вопросам семьи и детства ФИО3 МО <адрес>. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ФИО3 МО <адрес> предоставить жилое помещение ФИО1 за счет средств, финансируемых ФИО2 края из бюджета ФИО2 края в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО <адрес> с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. ФИО1 в судебное заседание не явилась, в ходе досудебной подготовки предоставила суду заявление о рассмотрении иска прокурора в её отсутствие, пояснила, что её номер в очереди на получение жилого помещения - <данные изъяты>. В судебном заседании ФИО2 МО <адрес> ФИО9 возражал против удовлетворения иска прокурора и пояснил, что ФИО3 города не отказывается от обеспечения ФИО1 жилым помещением, но оно будет предоставлено ей по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы до ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании ФИО2 края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки. Жилые помещения предоставляются исходя из даты постановки на льготный учет, поэтому предоставление жилого помещения ФИО1 вне очереди невозможно, т.к. реализация её прав поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право. ФИО2 третьего лица УВСИД <адрес> ФИО10 возражала против удовлетворения иска, поскольку предоставление жилья ФИО1 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц. ФИО1 состоит в льготной очереди нуждающихся в жилом помещении по<адрес> ДД.ММ.ГГГГ и будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций и очередности. ФИО2 края и Департамента по семейной политике ФИО2 края в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>-А, <адрес>, в соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, согласно списку номер в очереди - <данные изъяты> Родители ФИО1 лишены родительских прав по отношению к ней по решению суда: мать ФИО7 по решению Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО8 по решению того же суда от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время ФИО1, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением ввиду недостаточного финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма с ней не заключался, закрепленного жилья не имеет. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда ФИО2 края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае"). Согласно ч. 6 ст. 5 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае» вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями ФИО2 края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае путем приобретения (Строительства) жилья». Пунктом 1.3 Постановления главы ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО1 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ. В целях реализации прав указанной категории граждан Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ утверждена краевая целевая программа «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории. Однако, на момент рассмотрения иска, жилье ФИО1 жилой площадью не ниже установленных социальных норм не предоставлено, что нарушает ее права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и свидетельствует о не выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Данная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В10-12. С учетом изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить. Обязать ФИО3 муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом её номера в льготной очереди граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию <адрес> и за счет средств, выделяемых ФИО2 края из бюджета ФИО2 края, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ год. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Председательствующий