Дело по иску прокурора в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Оганова Б.С. к Администрации о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-126/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2012 года.                Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кириленко И.В.,

С участием ст. пом. прокурора г. <адрес> Разумовой Т.А.,

При секретаре Персиной О.Т.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Оганова ФИО10 к ФИО1 МО <адрес> и ФИО1 края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО3 обратился в суд с иском, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к ФИО1 муниципального образования <адрес> и ФИО1 края об обязании предоставить ФИО3 жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ФИО1 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета ФИО1 края.

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО3 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ходе которой установлено, что ФИО3 остался без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому, в соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете по данной категории, как не имеющий закрепленного жилого помещения. С момента постановки на учет до настоящего времени ФИО3 жильем не обеспечен, что нарушает его права и законные интересы, поэтому прокурор обратился в суд с данным иском.

При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в нем, на стороне ответчиков в качестве третьих лиц, привлечены Департамент по семейной политике ФИО1 края и Управление по вопросам семьи и детства ФИО1 МО <адрес>.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ФИО1 МО <адрес> предоставить жилое помещение ФИО3 за счет средств, финансируемых ФИО1 края из бюджета ФИО1 края в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО <адрес> с учетом даты постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ФИО1 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

ФИО3 в судебное заседание не явился, поскольку проходит службу в Вооруженных силах Российской Федерации, ФИО7 - бывший его опекун, прокурора поддержал.

В судебном заседании ФИО1 МО <адрес> ФИО8 возражала против удовлетворения иска прокурора и пояснила, что ФИО1 города не отказывается от обеспечения ФИО3 жилым помещением, но оно будет предоставлено ему по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы до ДД.ММ.ГГГГ года, тем более в настоящее время он проходит службу в ВС РФ и по закону предоставление жилого помещения откладывается до окончания службы ФИО3

ФИО1 третьего лица УВСИД <адрес> ФИО9 возражала против удовлетворения иска, поскольку предоставление жилья                 ФИО3 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц, которые находятся в очереди перед ним, тем более, что номер ФИО3 в льготной очереди нуждающихся в жилом помещении - <данные изъяты> и он будет обеспечен жильем по мере поступления субвенций и очередности.

ФИО1 края и Департамента по семейной политике ФИО1 края в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается находящимся в материалах дела решением Октябрьского райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт отсутствия попечения родителей в отношении ФИО3 и постановлением главы ФИО1 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним ФИО3».

Из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при ФИО1 <адрес> по категории «Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО3 состоит на льготной очереди под номером <данные изъяты>

В настоящее время ФИО3, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, договор социального найма с ним не заключался, закрепленного жилья не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда ФИО1 края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае").

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае» вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями ФИО1 края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО1 края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом ФИО1 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае путем приобретения (Строительства) жилья».

Пунктом 1.3 Постановления главы ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО3 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ.

В целях реализации прав указанной категории граждан Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ утверждена краевая целевая программа «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории.

Однако, на момент рассмотрения иска, жилье ФИО3 жилой площадью не ниже установленных социальных норм не предоставлено, что нарушает его права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и свидетельствует о не выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Данная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В10-12.

Исходя из изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, но ввиду того, что ФИО3 в настоящее время проходит службу в ВС РФ, с учетом п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО3 удовлетворить.

Обязать ФИО1 муниципального образования <адрес> предоставить ФИО3 ФИО2 жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО1 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом его номера в льготной очереди граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию <адрес> и за счет средств, выделяемых ФИО1 края из бюджета ФИО1 края, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, после окончания службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 30 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий