Дело по иску прокурора в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Чернявской С.И. к Администрации о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-107/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года.                Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

Председательствующего Кириленко И.В.,

С участием пом. прокурора г. <адрес> Долговой Е.В.,

При секретаре Персиной О.Т.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Чернявской ФИО11 к ФИО2 МО <адрес> и ФИО2 края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к ФИО2 муниципального образования                  <адрес> и ФИО2 края об обязании предоставить последней жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании за счет средств бюджета ФИО2 края.

В обоснование иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ходе которой установлено, что родители ФИО1 умерли: мать ФИО6 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, а отец - ФИО7 в ДД.ММ.ГГГГ году, поэтому, в соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ               № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и состоит на учете по данной категории, как не имеющая закрепленного жилого помещения. С момента постановки на учет до настоящего времени ФИО1 жильем не обеспечена, что нарушает её права и законные интересы, поэтому прокурор обратился в суд с данным иском.

При подготовке гражданского дела к судебному разбирательству, к участию в нем, на стороне ответчиков в качестве третьих лиц, привлечены Департамент по семейной политике ФИО2 края и Управление по вопросам семьи и детства ФИО2 МО <адрес>.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать ФИО2 МО <адрес> предоставить жилое помещение ФИО1 за счет средств, финансируемых ФИО2 края из бюджета ФИО2 края в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в МО <адрес> с учетом даты постановки её на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании ФИО2 МО <адрес> ФИО8 возражала против удовлетворения иска прокурора и пояснила, что ФИО2 города не отказывается от обеспечения ФИО1 жилым помещением, но оно будет предоставлено ей по мере очередности и поступления субвенций в рамках краевой программы до 2013 года, тем более в настоящее время она обучается в колледже, что, по закону откладывает предоставление ей жилого помещения по договору социального найма до окончания учебы.

ФИО2 третьего лица УВСИД <адрес> ФИО9 также возражала против удовлетворения иска, поскольку предоставление жилья                 ФИО1 во внеочередном порядке нарушит права третьих лиц, которые находятся в очереди перед ней, тем более, что она поставлена на льготную очередь нуждающихся в жилом помещении лишь ДД.ММ.ГГГГ и её номер в очереди - <данные изъяты>. Заверила суд, что ФИО1 будет обеспечена жильем по мере поступления субвенций из края и её очередности.

ФИО2 края и Департамента по семейной политике ФИО2 края в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается находящимися в материалах дела свидетельствами о смерти её родителей: отца от ДД.ММ.ГГГГ и матери от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Управления по вопросам семьи и детства ФИО2 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой над ФИО1 Постановлением главы ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ была учреждена опека её бабушкой - ФИО10

Согласно вышеуказанной справке за ФИО1 было закреплено право пользования (проживания) жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, собственником которого является её бывший попечитель.

В настоящее время ФИО1, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, договор социального найма с ней не заключался, закрепленного жилья не имеет.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда ФИО2 края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае").

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае» вышеуказанным лицам предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями ФИО2 края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО2 края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа в соответствии с Законом ФИО2 края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае путем приобретения (Строительства) жилья».

Пунктом 1.3 Постановления главы ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма» функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений вышеуказанным категориям граждан по договорам социального найма, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, исполнение обязанности предоставления ФИО1 жилой площади органами местного самоуправления и исполнительной власти субъекта РФ не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий, в частности от достаточности финансирования соответствующих программ.

В целях реализации прав указанной категории граждан Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ утверждена краевая целевая программа «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы», предусматривающая выделение субвенций на строительство квартир и приобретение жилья для малоимущих граждан вышеуказанной категории.

Однако, на момент рассмотрения иска, жилье ФИО1 жилой площадью не ниже установленных социальных норм не предоставлено, что нарушает её права, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и свидетельствует о не выполнении ответчиками требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе. Данная позиция закреплена определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В10-12.

Исходя из изложенного уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, но ввиду того, что ФИО1 в настоящее время обучается в <адрес> колледже строительства и экономики, с учетом положений подпункта 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 удовлетворить.

Обязать ФИО2 муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес> по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ФИО2 крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом её номера в льготной очереди граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию <адрес> и за счет средств, выделяемых ФИО2 края из бюджета ФИО2 края, в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ годы, после окончания ФИО1 образовательного учреждения - <адрес> колледж строительства и экономики.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 30 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий