Решение по заявлению Стрелецкого В.В. к администрации по заявлению о признании неправомерными действий



Дело № 2-3189/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2012 г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бойковой А.И.,

при секретаре Рыжковой А.М.,

с участием адвоката Сухомлиновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стрелецкого ФИО8 о признании неправомерными действий администрации муниципального образования г.Новороссийск,

у с т а н о в и л :

Стрелецкий В.В. обратился в суд с заявлением о признании неправомерными действий администрации муниципального образования г.Новороссийск (далее администрация).

В обоснование заявления Стрелецкий В.В. указал, что на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником объекта недвижимого имущества - гаража общей площадью 39,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок под данным объектом недвижимого имущества общей площадью 35 кв.м сформирован. Постановлением администрации муниципального образования г.Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в <адрес> для эксплуатации капитального гаража, после чего земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером с указанием вида разрешенного использования - эксплуатация капитального гаража.

В целях выкупа данного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию с соответствующим заявлением, приложив исчерпывающий перечень документов, который установлен Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в предоставлении спорного земельного участка в собственность в связи с тем, что данный участок является частью территории, планируемой к развитию муниципального образования город-герой Новороссийск.

Просит суд признать такой отказ неправомерным и обязать администрацию устранить допущенное нарушение его прав путем предоставления ему в собственность спорного земельного участка.

В судебном заседании заявитель Стрелецкий В.В., его представители - адвокат Сухомлинова Н.Н. и представитель по устному ходатайству Стрелецкая О.Б. поддержали заявление и просили его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации по доверенности Мяктинов В.М. в судебном заседании заявление Стрелецкого В.В. не признал, полагая изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказ администрации обоснованным.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявление Стрелецкого В.В. подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 254-255 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям (бездействиям), оспариваемым в судебном порядке относятся решения и действия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно ч.5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Ч. 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Стрелецкий В.В. на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимого имущества - гаража общей площадью 39,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 35 кв.м на кадастровой карте территории в <адрес> для эксплуатации указанного капитального гаража Стрелецкому В.В.

Земельному участку под гаражом присвоен кадастровый номером , вид разрешенного использования - эксплуатация капитального гаража, что подтверждается имеющейся в деле копией кадастрового паспорта.

На письменное обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу выкупа указанного земельного участка администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что на основании Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования юрод Новороссийск» и Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении адресного перечня планируемых к развитию застроенных территорий муниципального образования <адрес>», а также Решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении муниципальной адресной программы планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципального образования <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы», определен район территории «<адрес>», в Центральном внутригородском районе <адрес>, подлежащий реконструкции. Администрацией муниципального образования <адрес> принято решение о расторжении существующих договоров аренды земельных участков.

Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд полагает такой отказ администрации неправомерным.

П. 4 ст. 28 ЗК РФ устанавливает перечень исключительных случаев для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таким случаям закон относит: изъятие земельных участков из оборота; установление федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Сведения о том, что земельный участок под принадлежащим Стрелецкому В.В. гаражу изъят из оборота либо в отношении участка имеется запрет на его приватизацию, в материалах дела отсутствует и представителем администрации суду не представлен.

Что касается указания в письме администрации от ДД.ММ.ГГГГ на фактическое резервирование спорного земельного участка для муниципальных нужд, то для такого резервирования действующее законодательство предусматривает Порядок, который утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561.

Согласно данному порядку для резервирования земель необходимо: принятие уполномоченным органом РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель; наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании; обязательная государственная регистрация ограничений прав на земельные участки, полностью или частично расположенные в границах резервируемых земель в ЕГРП; внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством ограничения такого права, а также единственном доказательством его существования.

Имеющиеся в деле данные кадастрового учета и сведения, полученные из ЕГРП, свидетельствуют об отсутствии в отношении спорного земельного участка зарегистрированных прав и ограничений, в том числе в связи с резервированием для муниципальных нужд, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении Стрелецкому В.В. в собственность указанного земельного участка.

Оспариваемыми действиями администрации Стрелецкому В.В. созданы препятствия для осуществления его права на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, суд находит заявление Стрелецкого В.В. об оспаривании действий администрации обоснованным.

Признав заявление обоснованным, суд в соответствии со ст. 258 ГПК РФ принимает решение об обязании соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поэтому требование заявителя об обязании администрации предоставить ему в собственность спорный земельный участок также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Стрелецкого ФИО9 удовлетворить.

Признать неправомерными действия администрации муниципального образования г.Новороссийск, выразившиеся в отказе Стрелецкому ФИО10 в предоставлении в собственность земельного участка площадью 35 кв.м (кадастровый номер ) из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация капитального гаража», расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования г. Новороссийск устранить допущенное нарушение прав Стрелецкого ФИО11 путем предоставления ему в собственность земельного участка площадью 35 кв.м (кадастровый номер ) из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «эксплуатация капитального гаража», расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.