По делу 2 – 767 2010 г.
27 августа 2010 года ст. Новопокровская.
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Баранова С.В.
с участием прокурора Киселева М.В.
при секретаре Елисеевой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного управления, администрации Новоивановского сельского поселения, Новопокровского района, Краснодарского края и администрации муниципальное учреждение «Новоивановское», Новопокровского района, Краснодарского края.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие органа местного управления администрации Новоивановского сельского поселения, Новопокровского района, Краснодарского края и администрации муниципальное учреждение «Новоивановское», Новопокровского района, Краснодарского края при исполнении законодательства о безопасности, противодействию терроризму на объекте жизнеобеспечения – муниципальное учреждение «Новоивановское».
В обоснование заявленных требований пояснив, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности, противодействию терроризму на объекте жизнеобеспечения – муниципальное учреждение «Новоивановское».
В соответствии с ч. 1 п. 4, 7.1, 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки муниципального учреждения «Новоивановское» установлено:
- в нарушение п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения – артезианских скважин № Номер обезличен
- в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения – артезианских скважин № Номер обезличен не ограждены, не спланированы, не охраняются;
- в нарушение п.п. 1, 2 ст. 32 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, п.п. 1.5, 2.1, 2.2 СП 1.1.1058-01, п. 8 (в) СП 1.1.2193-07) производственный контроль качества питьевой воды в январе и феврале 2010 года не проводился.
В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации (далее по тексту Концепция), утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года к числу основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относится организационно-технические меры, представляющие собой разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация её последствий.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Статьей 14 Федерального закона предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со п. 14.4 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
Примыкание к ограждению строений, кроме проходных и административно-бытовых зданий, не допускается.
В соответствии с п. 14.5 СНиП 2.04.02-84* на площадках водопроводных сооружений с зоной санитарной охраны первого пояса должны предусматриваться технические средства охраны:
- запретная зона шириной 5-10 м вдоль внутренней стороны ограждения площадки, ограждаемая колючей или гладкой проволокой на высоту 1,2 м;
- тропа наряда внутри запретной зоны шириной 1 м на расстоянии 1 м от ограждения запретной зоны;
- столбы-указатели, обозначающие границы запретной зоны и устанавливаемые не более чем через 50 м;
- охранное освещение по периметру ограждения, при этом светильники надлежит устанавливать над ограждением из расчета освещения подступов к ограждению, самого ограждения и части запретной зоны до тропы наряда.
Между тем объекты жизнеобеспечения артезианские скважины № Номер обезличен эксплуатируются МУ «Новоивановское» с нарушением требований вышеуказанного законодательства, ввиду чего снижается безопасность жизнедеятельности населения и уровень антитеррористической защищенности объекта.
Согласно постановления главы Новоивановского сельского поселения и устава учреждения находящееся в муниципальной собственности, источники водоснабжения – артезианские скважины № Номер обезличен переданы в оперативное управление. Учреждение обязано нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Вместе с тем, согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.
Как установлено в ходе проверки, для устранения указанных выше нарушений законодательства требуются значительные финансовые затраты, которые не могут быть понесены МУ «Новоивановское». Однако собственником имущества учреждения, администрацией Новоивановского сельского поселения, достаточных для устранения нарушений мер не принимается.
Невыполнение администрацией Новоивановского сельского поселения и директором МУ «Новоивановское» обязанности по содержанию имущества создает реальную угрозу загрязнения питьевой воды, причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц потребляющих питьевую воду из указанных источников водоснабжения, снижению жизнедеятельности населения, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании представитель заявителя, заместитель прокурора Новопокровского района Киселев М.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо, глава администрации Новоивановского сельского поселения, Новопокровского района, Краснодарского края Деревянко С.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района. В обоснование своих доводов пояснил, что в бюджет поселения на следующий год будут заложены расходы по приведению в соответствие с нормами СНиП эксплуатирование источников водоснабжения – артезианских скважин №№ Номер обезличен
Заинтересованное лицо, директор муниципального учреждения «Новоивановское», Новопокровского района, Краснодарского края Велегура В.Л. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района. В обоснование своих доводов пояснил, что в бюджет поселения на следующий год будут заложены расходы по приведению в соответствие с нормами СНиП эксплуатирование источников водоснабжения – артезианских скважин №№ Номер обезличен.
Третье лицо, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г. Тихорецке, Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах в лице его представителя Меремянина В.В., действующего на основании доверенности без номера от 15 января 2010 года, выданной главным государственным санитарным врачом по г. Тихорецку, Тихорецкому, Белоглинскому и Новопокровскому районам Мишневым В.А. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором Новопокровского района требования и просил их удовлетворить.
Выслушав представителя заявителя, заместителя прокурора Новопокровского района Киселева М.В., заинтересованных лиц Деревянко С.Н. и Велегура В.Л., изучив и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новопокровского района была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности, противодействию терроризму на объекте жизнеобеспечения – муниципальное учреждение «Новоивановское».
В ходе проверки муниципального учреждения «Новоивановское» установлено:
- в нарушение п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения – артезианских скважин № Номер обезличен;
- в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения – артезианских скважин № Номер обезличен не ограждены, не спланированы, не охраняются;
- в нарушение п.п. 1, 2 ст. 32 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г., п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, п.п. 1.5, 2.1, 2.2 СП 1.1.1058-01, п. 8 (в) СП 1.1.2193-07) производственный контроль качества питьевой воды в январе и феврале 2010 года не проводился.
В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с ч. 1 п. 4, 7.1, 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Статьей 14 Федерального закона предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со п. 14.4 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» водопроводные сооружения должны ограждаться. Для площадок станций водоподготовки, насосных станций, резервуаров и водонапорных башен с зонами санитарной охраны первого пояса следует, как правило, принимать глухое ограждение высотой 2,5 м. Допускается предусматривать ограждение на высоту 2 м - глухое и на 0,5 м - из колючей проволоки или металлической сетки, при этом во всех случаях должна предусматриваться колючая проволока в 4-5 нитей на кронштейнах с внутренней стороны ограждения.
Примыкание к ограждению строений, кроме проходных и административно-бытовых зданий, не допускается.
В соответствии с п. 14.5 СНиП 2.04.02-84* на площадках водопроводных сооружений с зоной санитарной охраны первого пояса должны предусматриваться технические средства охраны:
- запретная зона шириной 5-10 м вдоль внутренней стороны ограждения площадки, ограждаемая колючей или гладкой проволокой на высоту 1,2 м;
- тропа наряда внутри запретной зоны шириной 1 м на расстоянии 1 м от ограждения запретной зоны;
- столбы-указатели, обозначающие границы запретной зоны и устанавливаемые не более чем через 50 м;
- охранное освещение по периметру ограждения, при этом светильники надлежит устанавливать над ограждением из расчета освещения подступов к ограждению, самого ограждения и части запретной зоны до тропы наряда.
Между тем объекты жизнеобеспечения артезианские скважины № Номер обезличен эксплуатируются МУ «Новоивановское» с нарушением требований вышеуказанного законодательства, ввиду чего снижается безопасность жизнедеятельности населения и уровень антитеррористической защищенности объекта.
Согласно постановления главы Новоивановского сельского поселения и устава учреждения находящееся в муниципальной собственности, источники водоснабжения – артезианские скважины № Номер обезличен переданы в оперативное управление. Учреждение обязано нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Невыполнение администрацией Новоивановского сельского поселения и директором МУ «Новоивановское» обязанности по содержанию имущества создает реальную угрозу загрязнения питьевой воды, причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц потребляющих питьевую воду из указанных источников водоснабжения, снижению жизнедеятельности населения, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействия администрации Новоивановского сельского поселения, Новопокровского района, Краснодарского края и муниципального учреждения «Новоивановское», Новопокровского района, Краснодарского края, выразившегося в ненадлежащем эксплуатировании источников водоснабжения – артезианских скважин № Номер обезличен.
Обязать администрацию Новоивановского сельского поселения, Новопокровского района, Краснодарского края и муниципальное учреждение «Новоивановское», Новопокровского района, Краснодарского края:
- разработать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения - артезианских скважин № Номер обезличен, Номер обезличен;
- привести в соответствие с СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» артезианские скважины № Номер обезличен
- производить производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с санитарным законодательством;
- обеспечить антитеррористическую защищенность объекта жизнеобеспечения – артезианских скважин.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ