Решение о признании незаконным бездействия



По делу № 2 – 779 2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 сентября 2010 года ст. Новопокровская.

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Баранова С.В.

при секретаре Елисеевой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района к Управлению образования администрации Новопокровского района и МОУ СОШ № 17 о признании незаконным бездействия.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Новопокровского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации МО Новопокровский район и МОУ СОШ № 17 по тем основаниям, что прокуратурой Новопокровского района была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях района.

При проверке МОУ СОШ № 17 установлено, что в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 16 НПБ 104-03 – помещения школы не оборудованы автоматической системой оповещения людей о пожаре; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 3 НПБ- помещения школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; в нарушение п. 89 ППБ 01-03 пожарный водоем не исправлен; в нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны не укомплектованы противопожарным оборудованием; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭЭП не проведены замеры сопротивления электропроводки.

В соответствии со ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения, помещения, в которых осуществляется образовательный процесс, должны быть оборудованы в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями.

Обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты установлена ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (предприятий): лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация её последствий.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Статьей 14 Федерального закона предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

Согласно свидетельств государственной регистрации права здания МОУ СОШ № 17, находящееся в муниципальной собственности, переданы в оперативное управление МОУ СОШ № 17. Финансирование МОУ СОШ № 17 производится из местного бюджета, следовательно выделить денежные средства на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должна администрация МО Новопокровский район.

Директор МОУ СОШ № 17 Возисова Г.А., осуществляя эксплуатацию здания, расположенного в ..., нарушает правила и нормы пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году.

Данные нарушения в случае возникновения пожара являются препятствием для свободной и своевременной эвакуации людей, увеличивают время обнаружения пожара, создают угрозу быстрому распространению начального очага пожара, затрудняют тушение возгорания, существенно снижают уровень пожарной безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Невыполнение управлением образования МО Новопокровский район и директором МОУ СОШ № 17 Правил пожарной безопасности создает реальную опасность возникновения пожара и массовой гибели людей, посещающих МОУ СОШ № 17, состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ № 17.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Новопокровского района Барон В.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Кроме того, пояснил, что обращение прокурора в суд с настоящим заявлением обусловлено, тем что в ином порядке, кроме как в порядке гражданского судопроизводства, названные нарушения устранить невозможно, поскольку устранение таких нарушений связано с материальными затратами, а школа, являясь бюджетным учреждением, вправе расходовать денежные средства по целевому назначению и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств только в соответствии с бюджетной сметой.

Заинтересованное лицо, МОУ СОШ № 17 в лице его директора Возисовой Г.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района. В обоснование своих доводов пояснила, что в МОУ СОШ № 17 имеются нарушения правил пожарной безопасности, ею, как директором МОУ СОШ № 17 принимаются все возможные меры по устранению недостатков пожарной безопасности. Она регулярно подает заявки руководителю управления образования о выделении денежных средств на указанные цели, но так как деньги им не выделяются она не в состоянии устранить выявленные нарушения пожарной безопасности. Кроме того, пояснила, что в другие инстанции кроме как в управление образования она не обращалась, а также пояснила, что по мере поступления денежных средств на эти цели выявленные недостатки будут незамедлительно устранены.

Заинтересованное лицо, управление образования администрации Новопокровского района в лице его представителя Мурзинова С.Н., действующего на основании доверенности № 10 от 1 сентября 2010 года, выданной начальником управления образования Степыкиным К.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района. В обоснование своих доводов пояснил, что здания и сооружения образовательных учреждений находятся в муниципальной собственности МО Новопокровский район и переданы в оперативное управление образовательным учреждениям. Учредителем образовательных учреждений Новопокровского района является администрация МО Новопокровский район. Финансирование образовательных учреждений, в соответствии с Уставами образовательных учреждений, осуществляется за счет Учредителя. Для устранения нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях требуются значительные финансовые затраты. Управлением образования были неоднократно направлены обращения в администрацию МО Новопокровский район о выделении необходимых средств на устранение нарушений пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Однако необходимые финансовые средства в полном объеме не выделялись, поэтому устранить все выявленные в МОУ СОШ № 17 нарушения правил пожарной безопасности в данное время представляется невозможным, по мере поступления денежных средств, на эти цели выявленные недостатки будут незамедлительно устранены.

Заинтересованное лицо, ОГПН по Новопокровскому району в лице его представителя Борисова М.М., действующего на основании доверенности без номера выданной начальником отделения ГПН Новопокровского района Демченко В.В. в судебном заседании поддержал заявление прокурора Новопокровского района и просил его удовлетворить.

Выслушав представителя заявителя, старшего помощника прокурора Новопокровского района Барона В.В., заинтересованных лиц Возисову Г.А., Мурзинова С.Н. и Борисова М.М., изучив и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новопокровского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях района.

При проверке МОУ СОШ № 17 установлено, что в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 16 НПБ 104-03 – помещения школы не оборудованы автоматической системой оповещения людей о пожаре; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 3 НПБ- помещения школы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; в нарушение п. 89 ППБ 01-03 пожарный водоем не исправлен; в нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны не укомплектованы противопожарным оборудованием; в нарушение п.3 ППБ 01-03, п. 2.12.17 ПТЭЭП не проведены замеры сопротивления электропроводки.

В соответствии со ст.32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения, помещения, в которых осуществляется образовательный процесс, должны быть оборудованы в соответствии с установленными действующим законодательством требованиями.

Обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты установлена ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (предприятий): лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация её последствий.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Статьей 14 Федерального закона предусмотрены обязанности организаций независимо от форм собственности по осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, проведению мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

Согласно свидетельств государственной регистрации права здания МОУ СОШ № 17, находящееся в муниципальной собственности, переданы в оперативное управление МОУ СОШ № 17. Финансирование МОУ СОШ № 17 производится из местного бюджета, следовательно выделить денежные средства на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должна администрация МО Новопокровский район.

Директор МОУ СОШ № 17 Возисова Г.А., осуществляя эксплуатацию здания, расположенного в ... нарушает правила и нормы пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2010-2011 учебному году.

Данные нарушения в случае возникновения пожара являются препятствием для свободной и своевременной эвакуации людей, увеличивают время обнаружения пожара, создают угрозу быстрому распространению начального очага пожара, затрудняют тушение возгорания, существенно снижают уровень пожарной безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Невыполнение управлением образования МО Новопокровский район и директором МОУ СОШ № 17 Правил пожарной безопасности создает реальную опасность возникновения пожара и массовой гибели людей, посещающих МОУ СОШ № 17, состав которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних учащихся МОУ СОШ № 17.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации МО Новопокровский район и директора МОУ СОШ № 17 Возисовой Г.А., выразившееся в непринятии в полном объеме мер по противопожарной защите граждан и объекта – зданий МОУ СОШ № 17, расположенных по адресу: ..., ..., ... ....

Обязать Управление образования администрации МО Новопокровский район и директора МОУ СОШ № 17 устранить нарушения Правил и норм пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ