к делу №2-342/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст. Новопокровская 27 апреля 2011 года Краснодарского края Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Прусаченко С.Н. с участием помощника прокурора Новопокровского района Барона В.В. при секретаре Кашкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», УСТАНОВИЛ: Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и возложении на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанности обеспечить выполнение требований указанного федерального закона. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Новопокровского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства при оказании имущественной и финансовой поддержке. В ходе проверки установлено, что предоставленные действующим законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства не используются, меры по их реализации не принимаются. Новопокровским сельским поселением Новопокровского района не принят нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере поддержки предпринимательства, его проект также не разработан; не принят и не опубликован нормативный правовой акт о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства; реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки не ведется; не принят и не опубликован в сети «Интернет» нормативный правовой акт, устанавливающий перечень государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства); в программе развития малого и среднего бизнеса в Новопокровском сельском поселении Новопокровского района не закреплены порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, порядок представления и перечень документов, необходимых для получения поддержки; не установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства; не установлены условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; не закреплены основания для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства. В 2010 году прокуратурой Новопокровского района по заданию прокуратуры Краснодарского края проводилась проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, в результате которой были выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, в связи с чем прокурором района было внесено представление об устранении нарушений, однако администрацией сельского поселения должных выводов сделано не было. Невыполнение администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района норм Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, защите их прав и законных интересов, создании благоприятного климата предпринимательской деятельности, что послужило основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ. В судебном заседании прокурор Барон В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица - администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района – Охрименко С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором Новопокровского района требованиями, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что для регулирования отношений в сфере поддержки предпринимательства администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района утверждена муниципальная целевая Программа «О развитии субъектов малого бизнеса Новопокровского сельского поселения на 2010 – 2014 г.г.». 10 декабря 2010 г. согласно постановления главы администрации Новопокровского сельского поселения было утверждено положение «О Совете по предпринимательству Новопокровского сельского поселения», являющегося постоянно действующим совещательным органом. Указанное постановление было обнародовано на информационных стендах Новопокровского сельского поселения, а также размещалось на официальном сайте администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района. В администрации Новопокровского сельского поселения имеются сведения о получателях финансовой поддержки из бюджета Новопокровского сельского поселения, но они не отвечают требованиям, предъявляемым законом к ведению реестров субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки. В связи с тем, что в собственности Новопокровского сельского поселения отсутствует имущество, свободное от прав третьих лиц, то и перечень такого имущества администрацией не утверждался. Кроме того, утверждение указанных перечней имущества является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью данных органов. Ежегодно в рамках предусмотренных средств в соответствии с поступившими заявлениями от субъектов малого и среднего предпринимательства утверждается Порядок предоставления поддержки с указанием перечня необходимых документов и требований для его поддержки. 11 марта 2011 г. был утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого бизнеса, такой порядок утверждался и в 2010 г. Рассмотрение поступившего от представителя малого бизнеса заявления в соответствии с установленным Порядком осуществляется в течение пяти рабочих дней. Данный Порядок также определяет окончательный перечень условий, при наличии которых может быть оказана поддержка. Включение в Программу порядка и условий оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, является нецелесообразным в виду отсутствия такой инфраструктуры на территории Новопокровского сельского поселения. Выявленные прокуратурой Новопокровского района в 2010 г. в ходе проверки соблюдения законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства нарушения были устранены администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района еще в 2010 г. Имеющиеся несоответствия муниципальной целевой Программы «О развитии субъектов малого бизнеса Новопокровского сельского поселения на 2010 – 2014 годы» требованиям федерального закона в части отсутствия общего порядка предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, выявленные прокуратурой района, должны были быть устранены путем внесения протеста, а в случае его отклонения – путем обращения с заявлением в суд. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению частично. В соответствии с п.28 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В ч.2 ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что для регулирования отношений в сфере поддержки предпринимательства постановлением главы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от 01.12.2010 №290 «Об утверждении муниципальной целевой Программы «О развитии субъектов малого бизнеса Новопокровского сельского поселения на 2010 – 2014 годы» утверждена муниципальная целевая Программа «О развитии малого бизнеса Новопокровского сельского поселения на 2010 – 2014 годы». Однако суд не соглашается с мнением представителя заинтересованного лица об отсутствии бездействия администрации Новопокровского сельского поселения по выполнению положений ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в связи с тем, что муниципальный правовой акт главы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от 01.12.2010 №290 затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, следовательно, он вступает в силу только после официального опубликования (обнародования). Однако п.3 постановления главы администрации Новопокровского сельского поселении Новопокровского района от 01.12.2010 г. установлен иной порядок вступления в силу данного правового акта – с момента подписания, в средствах массовой информации он опубликован не был, что лишает его юридической силы и существенно нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства. В судебном заседании установлено, что во исполнение ст.13 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» постановлением главы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от 10.12.2010 №301 «О Совете по предпринимательству Новопокровского сельского поселения» утверждено положение о Совете по предпринимательству Новопокровского сельского поселения, который призван быть постоянно действующим совещательным органом при администрации Новопокровского сельского поселения для обеспечения практического взаимодействия органов исполнительной власти и предпринимателей в целях реализации государственной политики в области предпринимательского сектора экономики. В соответствии с ч.5 ст.13 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет». Однако в нарушение указанной нормы Закона постановление главы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от 10.12.2010 №301 «О Совете по предпринимательству Новопокровского сельского поселения» в средствах массовой информации опубликовано не было, доказательств, подтверждающих размещение правового акта в сети «Интернет» представителем заинтересованного лица в суд не представлено. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Исчерпывающий перечень сведений в отношении каждого конкретного субъекта малого и среднего предпринимательства, которому оказана поддержка, подлежащих внесению в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, содержится в ч.2 ст.8 названного федерального закона. Как установлено в судебном заседании, администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки, отвечающий требованиям Закона, не ведется. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В нарушение положений указанной нормы Закона в программе развития малого бизнеса в Новопокровском сельском поселении Новопокровского района не закреплены порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, порядок предоставления и перечень документов, необходимых для получения поддержки. В указанной Программе также не установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, что не соответствует ч.6 ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Суд не соглашается с мнением представителя заинтересованного лица Охрименко С.С. о том, что порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, порядок предоставления и перечень документов, необходимых для получения поддержки, а также срок рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, разработаны администрацией Новопокровского сельского поселения. В обоснование своих доводов представитель заинтересованного лица Охрименко С.С. ссылается на Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого бизнеса, осуществляющим организацию пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения в границах Новопокровского сельского поселения. Однако данный Порядок определяет процедуру, условия предоставления субсидий, категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на их получение применительно к лицам, осуществляющим перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах регулярного сообщения в границах Новопокровского сельского поселения, а не распространяется на всех субъектов малого и среднего предпринимательства. В ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определена категория субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка, а также случаи, когда малому и среднему бизнесу государство отказывает в предоставлении поддержки. Муниципальная целевая Программа «О развитии малого бизнеса Новопокровского сельского поселения на 2010 – 2014 годы», утвержденная постановлением главы администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района от 01.12.2010 №290, не предусматривает перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, также не установлены программой, что является нарушением ч.2 ст.16 Федерального закона 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Доводы представителя заинтересованного лица о том, что включение в Программу порядка и условий оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого среднего предпринимательства, является нецелесообразным в виду отсутствия такой инфраструктуры на территории Новопокровского сельского поселения, суд признает необоснованными. Что касается требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения в части непринятия и не опубликования в сети «Интернет» нормативного правового акта, устанавливающего перечень государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), суд считает в данной части заявление прокурора не подлежащим удовлетворению в виду того, что в соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Таким образом, утверждение указанных перечней имущества является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью данных органов. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 ГПК РФ). При таких обстоятельствах, учитывая, что невыполнение администрацией Новопокровского сельского поселения Новопокровского района норм Закона затрагивает права всех субъектов малого и среднего предпринимательства и ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, защите их прав и законных интересов, создании благоприятного климата предпринимательской деятельности, суд полагает заявление прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению частично. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194 - 198, 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившиеся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных ст.ст.2, 8, ч.5 ст.13, ст.14, ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Возложить на администрацию Новопокровского сельского поселения Новопокровского района обязанность обеспечить выполнение требований ст.ст.2, 8, ч.5 ст.13, ст.14, ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В части требования прокурора о признании незаконным бездействие администрации Новопокровского сельского поселения Новопокровского района, выразившееся в непринятии и не опубликовании в сети «Интернет» нормативного правового акта, устанавливающего перечень государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) – отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Решение отпечатано в совещательной комнате. Председательствующий