Решение по иску Степанова И.И. к УСЗН в Новопокровском районе о взыскании инфляционных убытков



к делу №2-417/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Новопокровская 07 июня 2011 года

Краснодарского края

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Прусаченко С.Н.

с участием прокурора Косьянова А.В.

при секретаре Кашкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Степанова Игоря Ивановича к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Новопокровском районе о взыскании инфляционных убытков,

УСТАНОВИЛ:

Степанов И.И. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Новопокровском районе, в котором просит взыскать с УСЗН департамента социальной защиты населения в Новопокровском районе единовременно за счет средств федерального бюджета в его пользу проиндексированную задолженность ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 30.09.2008 г. в качестве инфляционных убытков в сумме 47 509 рублей 92 копейки.

Исковое заявление мотивировано тем, что Степанов И.И., как инвалид-чернобылец, является получателем сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Решением Новопокровского районного суда от 27.10.2008 года с Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Новопокровском районе единовременно в его пользу взыскана задолженность в счет возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 30 сентября 2008 года в сумме 170891 рубль 11 копеек. УСЗН решение Новопокровского районного суда выполнило в полном объеме, однако выплата задолженности была произведена без учета индекса роста потребительских цен. В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 05 апреля 2005 года несвоевременно выплаченные суммы в возмещение вреда здоровью, нанесенного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного органами статистики Российской Федерации. Это право подтверждено п.8.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №11-П от 19 июня 2002 года, согласно которому нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы. Расчеты задолженности по индексу потребительских цен за расчетный период с 01.07.2000 года по 30.09.2008 года сделаны согласно прилагаемой справки Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.

В судебном заседании истец Степанов И.И. увеличил размер исковых требований, просил взыскать с УСЗН департамента социальной защиты населения в Новопокровском районе единовременно за счет средств федерального бюджета в его пользу проиндексированную задолженность ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 30.09.2008 г. в качестве инфляционных убытков в сумме 113235 рублей 13 копеек.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Новопокровском районе – Гусева Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, представила письменные возражения по существу заявленных требований, пояснив суду, что требования истца не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации. Утверждение истца о том, что управление социальной защиты населения производило ему выплату суммы возмещения вреда с 01.07.2000 г. в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Индексация суммы возмещения вреда истцу с 1 июля 2000 г. осуществлялась управлением социальной защиты населения в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, с 01.07.2000 г. сумма возмещения вреда выплачивалась истцу в ранее установленном размере без ее индексации, а с 01.01.2001 г. – проиндексирована в 1,2 раза (исходя из базовой суммы, равной 100 рублям) на основании федеральных законов от 07.08.2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» и от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Федеральным законом от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июля 2000 года установлен размер минимальной оплаты труда – 132 рубля. Ст.4 названного Закона предусмотрено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, их выплата производится с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г., исходя из базовой суммы, равной 83 рубля 49 копеек, с 01.01.2001 г. – из 100 рублей. Федеральным законом Российской Федерации от 07.08.2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» определены твердые суммы обязательных социальных выплат, которые ранее исчислялись из минимального размера оплаты труда. П.3 ст.4 названного Закона внесены изменения в Закон от 15.05.1991 г. №1244-1, в том числе и в п.25 ч.1 ст.14, определяющий порядок выплаты компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Ст.3 Федерального закона от 07.08.2000 г. №122-ФЗ установила, что в 2000 г. выплата обязательных социальных выплат, указанных в ст.4 этого Закона, производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г., а с 1 января 2001 г. – исходя из базовой суммы 100 рублей. Федеральный Закон от 12.02.2001 г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 15 февраля 2001 г. установил твердые размеры суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и сохранил ранее установленный на 15 февраля 2001 г. размер суммы возмещения вреда, если он оказался выше твердого размера. Поскольку истец на 15 февраля 2001 г. получал сумму возмещения вреда в размере, не превышающем твердый размер, сумма возмещения вреда ему с указанной даты установлена в твердом размере. Дальнейшая индексация указанной суммы осуществляется УСЗН с 19 июня 2002 г. в строгом соответствии с ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1, ч.3 ст.2 Федерального Закона от 12.02.2001 г. №5-ФЗ и ст.3 Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ. Указанными нормами предусмотрено, что размеры сумм возмещения вреда ежегодно индексируются, начиная с 19 июня 2002 г., исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение названных норм приняты постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. №847, от 07.05.2005 г. №292, от 25.05.2005 г. №326, от 25.04.2006 г. №246, от 21.03.2007 г. №171, от 21.12.2007 г. №914, от 16.12.2009 г. №1024, которыми предусмотрена индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с применением коэффициента 1,12 – с 19 июня 2002 г., 1,12 – с 1 января 2003 г., 1,1 – с 1 января 2004 г., 1,11 – с 1 января 2005 г., 1,09 – с 1 января 2006 года, 1,08 – с 1 января 2007 г., 1,105 – с 1 января 2008 г., 1,13 – с 1 января 2009 г., 1,1 – с 1 января 2010 г. Указанная индексация сумм возмещения вреда производилась управлением социальной защиты населения в сроки, установленные перечисленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в полном объеме. Право истца на получение сумм возмещения вреда в размерах, взысканных судом с 1 июля 2000 г., возникло только после индивидуального рассмотрения в суде иска инвалида-чернобыльца. Это право определено решением Новопокровского районного суда от 27 октября 2008 г., поэтому неосновательно требование истца об индексации этой суммы на индекс роста потребительских цен в целях компенсации инфляционных убытков в связи с ее неполучением до даты вынесения решения суда. Согласно п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. №35 индексироваться на ИПЦ могут назначенные и невыплаченные своевременно суммы возмещения вреда. «По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другими предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации» Истец ошибочно применил данное разъяснение Верховного Суда РФ к взысканным судом с 1 июля 2000 г. суммам, так как эти суммы в период с 1 июля 2000 г. до даты вынесения судебного постановления не были определены ему ни законодательством РФ, ни управлением социальной защиты населения, ни судебным постановлением. Истец необоснованно утверждает, что суммы взысканные судом, управление социальной защиты населения должно было установить ему добровольно. Порядок индексации социальных выплат с 01 июля 2000 г. и с 1 января 2001 г. определен федеральными законами от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ и от 07 августа 2000 г. №122-ФЗ. Применение управлением социальной защиты населения иного порядка индексации суммы возмещения вреда повлекло бы нарушение названных федеральных законов. Согласно ст.208 ГПК РФ и индексировать названные суммы на день исполнения решения суда. При этом суд указал, что индексация денежных сумм, подлежащих взысканию с ответчика, - это механизм приведения присужденной суммы в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, сложившимися на день реального исполнения должником его обязательства. Применение истцом ИПЦ привело к «двойной» индексации одних и тех же сумм, не основанной ни на каких нормах материального права. Кроме того, компенсации, установленные Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, являются полномочиями РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета. Если суд рассматривает вопрос об индексации сумм возмещения вреда на ИПЦ, то должен использовать указанный индекс по Российской Федерации, а не по субъекту РФ, так как механизм расчетов по выплатам, устанавливаемым федеральным законодательством, должен быть единым на всей территории РФ, независимо от места жительства инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. Просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В судебном заседании достоверно установлено, что истец Степанов И.И. принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет удостоверение соответствующего образца, которое дает ему право на компенсацию и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и получает пенсию по инвалидности.

Положениями ч.3 ст.5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года №7 и от 11 мая 2007 года № 23, дано следующее разъяснение: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, то суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации».

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 01.07.2000 года своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков).

Из решения Новопокровского районного суда от 27 октября 2008 года, видно, что только по решению суда была произведена индексация сумм возмещения вреда, получаемых им ежемесячно, за период с 01.07.2000 года по 30.09.2008 года.

Поскольку суммы возмещения вреда не были своевременно выплачены в надлежащем объеме истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. При этом данная индексация повторной не является, так как коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой задолженности.

Рассчитывая сумму возмещения вреда с учетом инфляционных убытков, суд считает обоснованным применить механизм расчета сумм с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

ГОД

Сумма, установлен

ная судом

Сумма, выплачен

ная по закону

Размер задолжен

ности по решению суда

ИПЦ по Краснодарскому краю

Про ин дек сиро ван ная сум ма

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2000

4273,32

1801,96

2471,36

1,182

1,223

1,159

1,107

1,122

1,123

1,095

1,113

1,131

7960,78

2001

12118,52

10500

1618,52

1,223

1,159

1,107

1,122

1,123

1,095

1,113

1,131

4410,83

2002

26996,83

12000

14996,83

1,159

1,107

1,122

1,123

1,095

1,113

1,131

33417,58

2003

32990,19

21270,01

11720,18

1,107

1,122

1,123

1,095

1,113

1,131

22533,38

2004

69183,69

31867,15

37316,54

1,122

1,123

1,095

1,113

1,131

64810,57

2005

100625,06

45540

55085,06

1,123

1,095

1,113

1,131

85267,88

2006

109681,29

49410,96

47682,62

1,095

1,113

1,131

65725,21

2007

118455,82

54097,08

1,113

1,131

0

2008

98170,11

175116,56

1,131

0

итого

572494,83

401603,72

170891,11

284126,24

Общая сумма задолженности с применением индексов потребительских цен (инфляции) за период 2000-2008 г.г. составляет 284 126 рублей 24 копейки.

Из суммы общей задолженности 284 126 рублей 24 копейки подлежит вычету выплаченная по решению суда сумма задолженности 170 891 рублей 11 копеек и ко взысканию следует определить сумму инфляционных убытков, равную 113 235 рублей 13 копеек.

Таким образом, исковые требования Степанова И.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степанова Игоря Ивановича удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Новопокровском районе за счет средств федерального бюджета в пользу Степанова Игоря Ивановича инфляционные убытки за период с 01.07.2000 г. по 30.09.2008 г. в сумме 113 235 (сто тринадцать тысяч двести тридцать пять) рублей 13 (тринадцать) копеек.

От уплаты государственной пошлины стороны освободить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий