Решение по заявлению прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОВД по Новопокровскому району



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 августа 2011 года ст. Новопокровская.

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Баранова С.В.

с участием прокурора Барона В.В.

при секретаре Елисеевой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия отдела внутренних дел по Новопокровскому району.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие отдела внутренних дел (далее ОВД) по Новопокровскому району по организации деятельности изолятора временного содержания (далее ИВС) ОВД по Новопокровскому району.

В обоснование заявленных требований пояснив, что прокуратурой Новопокровского района в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в ИВС ОВД по Новопокровскому району, не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

Так, в соответствии со ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 726 утверждено «Положение о порядке отбывания административного ареста», согласно, которого арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года № 605 утверждены «Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

Согласно п. 17 данного Положения отдельно содержатся: мужчины от женщин; курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий); арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача; иностранные граждане и лица без гражданства; больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе; арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Вместе с тем, реализовать данную норму в ИВС ОВД не представляется возможным, так как лица, подвергнутые административному аресту, отбывают назначенное наказание в одной камере для лиц административно арестованных, располагающейся в задании ИВС ОВД по Новопокровскому району. Других помещений предназначенных для отбывания административного ареста в ОВД по Новопокровскому району не имеется.

Кроме того, в нарушение статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950 в камере арестованных в административном порядке и камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, а именно камеры ИВС не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; полкой для туалетных принадлежностей; кнопкой для вызова дежурного.

Норма санитарной площади, установленная в камере на одного человека, в размере четырех квадратных метров не соблюдается.

Так, в ИВС ОВД по Новопокровскому району имеется 6 камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Из этого числа 5 камер имеют площадь - 7 кв.м. каждая и 1 камера - 7,7 кв.м. Также имеется 1 камера для лиц, арестованных в административном порядке, площадью 15,8 кв.м.

Общая вместимость ИВС ОВД по Новопокровскому району составляет 15 человек, при этом фактически в ИВС ОВД Новопокровского района содержится большее количество лиц.

Указанные нарушения законодательства о порядке и условиях содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту носят системный характер.

В соответствии с Положением об ОВД по Новопокровскому району, утвержденного приказом начальника ГУВД по Краснодарскому краю от 30 января 2007 года № 124 здания и сооружения находящиеся на территории ОВД переданы в оперативное управление ОВД по Новопокровскому району. ОВД обязано нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Вместе с тем, согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера, учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Как установлено в ходе проверки, для устранения указанных выше нарушений законодательства требуются значительные финансовые затраты, которые не могут быть понесены ОВД по Новопокровскому району ввиду отсутствия необходимых денежных средств. Однако собственником имущества – ГУВД по Краснодарскому краю, достаточных для устранения нарушений мер не принимается. Так, согласно справки ОВД по Новопокровскому району в 2010 году и 2011 году выделялись денежные средства на монтаж охранной пожарной сигнализации. Денежные средства на переоборудование ИВС ОВД по Новопокровскому району в соответствии с вышеуказанными требованиями не выделялись. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права граждан, что недопустимо.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В судебном заседании представитель заявителя, старший помощник прокурора Новопокровского района Барон В.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо, ОВД по Новопокровскому району (в настоящее время в связи с реорганизацией отдел МВД России по Новопокровскому району), в лице его представителя Ермолаева О.Н., действующего на основании доверенности № 8 от 1 января 2011 года, выданной начальником ОВД по Новопокровскому району Зибровым В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района, но пояснил, что денежных средств на устранение выявленных нарушений в отделе МВД России по Новопокровскому району нет.

Заинтересованное лицо, ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в лице его представителей Колесниковой Л.Н., действующей на основании доверенности № 153 от 26 июля 2011 года, выданной начальником ГУВД МВД России по Краснодарскому краю Виневским В.Н. и Прозорова Д.А., действующего на основании доверенности № 143 от 25 июля 2011 года, выданной заместителем начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю Болговым В.Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления прокурора Новопокровского района. В обоснование своих доводов пояснили, что деятельность ИВС ОВД по Новопокровскому району основана на Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Требования прокурора о раздельном содержании различных категорий административно-арестованных лиц возможно только в условиях специального приёмника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, а в структуре ОВД по Новопокровскому району отсутствует специальный приёмник для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

В соответствии с Приложением № 2, п. 8 Положения о милиции общественной безопасности, утверждённых указом Президента РФ от 12 февраля 1993 года № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» финансирование специальных приёмников производится за счёт местных бюджетов.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» финансирование деятельности полиции до 1 января 2012 года осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с законодательство Российской Федерации. Руководство ГУВД по Краснодарскому краю неоднократно обращалось в администрацию Краснодарского края с запросами о создании специальных приёмников в УВД-ОВД края, на что получало отказы. Кроме того, руководством отдела в порядке подчинённости направляются сведения в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а ГУ МВД России по Краснодарскому краю соответственно направляет обобщённые сведения в МВД России для получения необходимых денежных и материальных средств. В период с 2009 года до настоящего времени средства на оборудование камер не выделялись. В указанный период был проведён капитальный ремонт административного здания ИВС ОВД по Новопокровскому району и монтаж охранно-пожарной сигнализации в камерах ИВС.

Заинтересованное лицо, администрация Краснодарского края в судебное заседание не явилось, хотя надлежащим образом было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, об отложении дела не просило, возражений на заявление прокурора Новопокровского района в адрес суда не прислало.

Заинтересованное лицо, управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилось, в адрес суда прислало письменное ходатайство в котором просило дело рассмотреть без его участия.

Выслушав представителя заявителя, старшего помощника прокурора Новопокровского района Барона В.В., представителей заинтересованных лиц Ермолаева О.Н., Колесникову Л.Н. и Прозорова Д.А., изучив и исследовав материалы дела, суд находит необходимым заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании достоверно установлено, что прокуратурой Новопокровского района в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в ИВС ОВД по Новопокровскому району, не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального Закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

Так, в соответствии со ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 726 утверждено «Положение о порядке отбывания административного ареста», согласно, которого арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года № 605 утверждены «Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке».

Согласно п. 17 данного Положения отдельно содержатся: мужчины от женщин; курящие от некурящих (при наличии соответствующих условий); арестованные за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача; иностранные граждане и лица без гражданства; больные инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе; арестованные, которые решением начальника специального приемника переведены из общей камеры за нарушение режима содержания или по личному заявлению в случаях угрозы их жизни и здоровью.

Вместе с тем, реализовать данную норму в ИВС ОВД не представляется возможным, так как лица, подвергнутые административному аресту, отбывают назначенное наказание в одной камере для лиц административно арестованных, располагающейся в задании ИВС ОВД по Новопокровскому району. Других помещений предназначенных для отбывания административного ареста в ОВД по Новопокровскому району не имеется.

Кроме того, в нарушение статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950 в камере арестованных в административном порядке и камерах для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений не созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, а именно камеры ИВС не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; полкой для туалетных принадлежностей; кнопкой для вызова дежурного.

Норма санитарной площади, установленная в камере на одного человека, в размере четырех квадратных метров не соблюдается.

Так, в ИВС ОВД по Новопокровскому району имеется 6 камер для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Из этого числа 5 камер имеют площадь - 7 кв.м. каждая и 1 камера - 7,7 кв.м. Также имеется 1 камера для лиц, арестованных в административном порядке, площадью 15,8 кв.м.

Общая вместимость ИВС ОВД по Новопокровскому району составляет 15 человек, при этом фактически в ИВС ОВД Новопокровского района содержится большее количество лиц.

Указанные нарушения законодательства о порядке и условиях содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, подвергнутых административному аресту носят системный характер.

В соответствии с Положением об ОВД по Новопокровскому району, утвержденного приказом начальника ГУВД по Краснодарскому краю от 30 января 2007 года № 124 здания и сооружения находящиеся на территории ОВД переданы в оперативное управление ОВД по Новопокровскому району. ОВД обязано нести расходы на содержание имущества, поддерживать его в исправном и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Вместе с тем, согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера, учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

Как установлено в ходе проверки, для устранения указанных выше нарушений законодательства требуются значительные финансовые затраты, которые не могут быть понесены ОВД по Новопокровскому району ввиду отсутствия необходимых денежных средств. Однако собственником имущества – ГУВД по Краснодарскому краю, достаточных для устранения нарушений мер не принимается. Так, согласно справки ОВД по Новопокровскому району в 2010 году и 2011 году выделялись денежные средства на монтаж охранной пожарной сигнализации. Денежные средства на переоборудование ИВС ОВД по Новопокровскому району в соответствии с вышеуказанными требованиями не выделялись. В результате указанного бездействия на протяжении длительного времени нарушаются права граждан, что недопустимо.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие отдела МВД России по Новопокровскому району и главного управления внутренних дел МВД России по Краснодарскому краю выразившееся в нарушении прав и условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и административно арестованных в изоляторе временного содержания отдела МВД России по Новопокровскому району.

Обязать отдел МВД России по Новопокровскому району и главное управление внутренних дел МВД России по Краснодарскому краю привести изолятор временного содержания отдела МВД России по Новопокровскому району в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений»; Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года № 726; Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД РФ от 6 июня 2000 года № 605; Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950 , а именно:

- обеспечить возможность отдельного содержания арестованных в административном порядке (мужчины от женщин; арестованных за незаконное приобретение наркотических средств в небольших размерах либо за приобретение наркотических средств без назначения врача; иностранных граждан и лиц без гражданства; больных инфекционными заразными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе);

- оборудовать камеры ИВС ОВД индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; полкой для туалетных принадлежностей; кнопкой для вызова дежурного;

- обеспечить соблюдение нормы санитарной площади, установленной в камере на одного человека, в размере четырех квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: