Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Ст. Новопокровская 20 сентября 2011 г. Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе : Председательствующего--------------------------Долженко Р.Ф. При секретаре---------------------------------------Резанцевой Л.К. Рассмотрев дело по иску Шеметова Игоря Ивановича к Министерству обороны РФ о взыскании ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий и взыскании морального вреда, У С Т А Н О В И Л : В суд с иском обратился Шеметов И.И. и просил взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ-отделения Федерального казначейства по Новопокровском району Управления Федерального казначейства Министерства Финансов РФ в его пользу недополученную денежную выплату за период с 01.01.2009 года по 30.04.2009 года как участника боевых действий в размере 55109 рублей 20 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2254 рубля. Свои требования истец мотивировал тем, что в период с 08.01.1996 года по 10.11.1996 года он проходил службу в рядах Российской армии в войсковой части 77911, а именно в населенном пункте Ханкала г. Грозный Республики Чечня, в должности командира отделения. В соответствии с Федеральным Законом « О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года он имеет право на ежемесячную денежную выплату, которую устанавливает и выплачивает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. В период с 2004 года по 24.04.2009 года он неоднократно обращался с заявлением в военный комиссариат Новопокровского района с просьбой выдать ему удостоверение ветерана боевых действий. Однако, в 2009 году он получил отказ военного комиссариата в выдаче указанного документа. Считает, что его право на социальное обеспечение было нарушено сотрудниками государственного учреждения, поскольку его однополчане, проходившие службу с ним службу в одной и той же части, с 2004 года были признаны ветеранами боевых действий и получали ежемесячную денежную выплату. В апреле 2009 года он был вынужден лично обратиться в военный комиссариат Краснодарского края, где ему предоставили возможность в архиве найти сведения, что войсковая часть 77911 входит в перечень Генерального штаба ВС РФ воинских частей, принимавших участие в боевых действиях. 24.04.2009 года военным комиссариатом Краснодарского края ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий и у него возникли права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального Закона « О ветеранах». Согласно разъяснениям военного комиссариата Краснодарского края от 01.02.2010 г. № 56-П работа по установлению статуса и выдачи удостоверений ветерана боевых действий начала проводиться в ВС РФ, в том числе в военном комиссариате Краснодарского края, только с середины 2004 года на основании Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 года № 763 « Об удостоверении ветерана боевых действий». Право на обращение в Пенсионный фонд РФ с заявлением на назначение о выплате ежемесячной денежной выплаты у него возникло только после получения удостоверения ветерана боевых действий. Считает, что отказ в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий за период с 2004г. по 2009 г. является незаконным и необоснованным и бездействие военного комиссариата Краснодарского края причинило ему материальный ущерб в виде суммы недополученной ежемесячной денежной выплаты за период с 2004 г. по апрель 2009 года. Согласно сведениям Пенсионного фонда РФ Управления ПФ РФ в Новопокровском районе размере ежемесячной за период с 01.01.2005 года по 30.04.2009 года составил 55109 рублей 20 копеек. К тому же незаконным бездействием сотрудников военного комиссариата Краснодарского края в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий ему был причинен моральный ущерб, выразившийся в том, что на протяжении длительного времени он был вынужден обращаться с заявлением и жалобами в различные органы. Так же он переживал о том, что поддерживая дружеские отношения со своими сослуживцами, он знал, что с 2004 года последние получают ежемесячную выплату, а ему беспричинно отказывают в выдаче удостоверения ветерана. В ходе судебного заседания истец Шеметов И.И. и его представитель Нефагина И.Е. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить, так же просили взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей. Представитель Министерства финансов РФ-отделения Федерального казначейства по Новопокровском району Управления Федерального казначейства Министерства Финансов РФ Левчукова Т.А. исковые требования не признала, ссылаясь на то, Министерство финансов РФ не является должным ответчиком по данному делу, а ответчиком по делу должно выступать Министерство обороны Российской Федерации. Определением Новопокровского районного суда Краснодарского края от 27.06.2011 года в качестве соответчика суд привлек для участия в деле Министерство обороны Российской Федерации. Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, хотя должным образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело без его участия. Заинтересованное лицо- представитель военного комиссариата Краснодарского края по Новопокровскому и Белоглинскому районам Ларионова Н.О. считала иск не подлежащим удовлетворению, приобщила к материалам дела возражение, ссылаясь на то, что в соответствии с Директивой ГШ ВС РФ от 10.06.2005 года № 14/1/0279, поступившей в военный комиссариат края 22 июня 2005 года, в Перечень ГШ ВС РФ был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в Перечень была дополнительно внесена и войсковая часть 77911 с периодом ее участия в боевых действиях с 03.05.1995 года по 23.12.1996 года. При очередном обращении в апреле 2009 года в отдел военного комиссариата Краснодарского края по Новопокровскому и Белоглинскому районам гр. Шеметову И.И., комиссией военного комиссариата 24 апреля 2009 года были рассмотрены представленные документы на выдачу заявителю удостоверения, где было принято положительное решение и оформлено удостоверение ветерана боевых действий серии № от 24.04.2009 года. Следовательно, Шеметов И.И., после обращения в военный комиссариат в установленном законом порядке получил удостоверение ветерана боевых действий. Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает иск Шеметова И.И. подлежащим частичному удовлетворению. В п.3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий ( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности. соответственно от имени Российской Федерации, в качестве представителя ответчика. Главный распорядитель бюджетных средств ( главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти РФ, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а так же наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющий право распределять средства соответствующего бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, и определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования. Ведомственная классификация расходов бюджета группирует расходы и отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств их федерального бюджета, бюджета субъекта Российской, бюджета муниципального образования, а в рамках их бюджетов- по целевым статьям и видам их расходов. Первым уровнем указанной квалификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета, которые и рассматриваются в качестве главных распорядителей средств. Этот перечень, содержащийся в приложении к приказу Министерства финансов РФ олт 28.12.2010 г. № 190 н, может дополняться и уточняться законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Он включает более ста пятидесяти прямых получателей средств из федерального бюджета. в состав которых входят как различные министерства и ведомства, так и отдельные важнейшие государственные организации и учреждения и учреждения, в том числе и Министерство обороны РФ. Именно они согласно ст. 158 БК РФ, с учетом их ведомственной принадлежности и должны выступать от имени казны по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями ( бездействием) государственных органов и их должностных лиц. Шеметов И.И. требует компенсацию материального вреда, причиненного в результате незаконных действий сотрудниками Военного комиссариата по Новопокровскому району, в связи с недополученной ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, следовательно, ответственность по возмещению должна быть возложена на Министерство обороны РФ, которое и должно выступать в качестве ответчика по настоящему гражданскому делу. Как установлено в судебном заседании, после первого обращения Шеметова И.И. в июне 2004 года ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по причине того, что войсковая часть 77911 в указанный период времени не входила в Перечень Генерального штаба ВС РФ воинских частей, принимавших участие в боевых действиях, а по прошествии всего одного года, в Перечень ГШ ВС РФ войсковая часть 77911 была внесена, и только лишь при очередном обращении Шеметова И.И. в военный комиссариат в апреле 2009 года последнему было выдано удостоверение. Суд, считает, что в данном случае, усматривается вина в действиях сотрудников военного комиссариата в том, что они своевременно не разъяснили истцу право на повторную подачу им письменного заявления для назначения ЕДВ. Как видно из материалов дела в органах военного комиссариата с июня 2005 года, имелись все необходимые документы для выдачи Шеметову И.И. удостоверения ветерана боевых действий, а так же данные для уведомления Шеметова И.И. явиться в военный комиссариат для оформления удостоверения дающего право обратиться в Пенсионный фонд для назначения пенсии. Истец трижды приходил и писал заявление о выдаче удостоверения. Документы в 2004 году у него были приняты и внесены в соответствующие журналы входящей корреспонденции и взяты на контроль руководства. Длительное время дело Шеметова И.И. находилось в ведении сотрудников военного комиссариата, которые в силу выполняемых ими функций и п.п. 40-41 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2007 г. № 1132, осуществляют постоянный контроль за организацией и проведением работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам, предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат, а так же за организацией и осуществлением информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, которые являются основными задачами военных комиссариатов Министерства обороны РФ. В силу п.п.11,16 Военный комиссар обязан руководить работой военного комиссариата по организации пенсионного и социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначению указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат, в том числе обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а так же по увековечению памяти погибших ( умерших) военнослужащих, изготовлению и установке надгро В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания ) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а так же в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Обосновывая причинение морального вреда, Шеметов И.И. основывается только на материальных благах, а следовательно исковые требования в части возмещения морального вреда, удовлетворению не подлежат, на том основании, что ст. 151 ГК РФ предусматривает возмещение данного вреда только действиями, нарушающими неимущественные права либо другие нематериальные блага. Согласно п.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Поскольку Шеметовым И.И. заявлены требования имущественного характера –взыскание недополученной суммы ежемесячной денежной выплаты, а нормами действующего законодательства не предусмотрена компенсация морального вреда в случае нарушения пенсионных прав, в данной части иска истцу необходимо отказать. Суд так же считает необходимым взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шеметова И.И. расходы по уплате государственной пошлины в размере 2254 рубля и расходы по оплате услуг адвоката в полном объеме в размере 10000 рублей, что подтверждается квитанцией, имеющейся в материалах дела. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шеметова Игоря Ивановича недополученную денежную выплату за период с 01.01.2009 года по 30.04.2009 года как участника боевых действий в размере 55109 рублей 20 копеек. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шеметова Игоря Ивановича расходы по уплате государственной пошлины в размере 2254 рубля и расходы по оплате услуг адвоката. Решение может быть обжаловано в крайсуд через райсуд в течение 10 дней со дня вынесения. Решение отпечатано в совещательной комнате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ