к делу №2-917/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Новопокровская 14 ноября 2011 года Краснодарского края Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Ваниной С.Н. с участием помощника прокурора Новопокровского района Миненко Н.П. при секретаре Кашкиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах Сливень Нины Станиславовны к администрации муниципального образования Новопокровский район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новопокровского района Краснодарского края обратился в Новопокровский районный суд с исковым заявлением в интересах Сливень Н.С. к администрации муниципального образования Новопокровский район и администрации Краснодарского края, просил обязать ответчиков предоставить Сливень Н.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании помощник прокурора Новопокровского района Миненко Н.П. уточнил требования и просит суд в целях реализации прав Сливень Н.С. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район и администрацию Краснодарского края предоставить Сливень Н.С. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Сливень Н.С. в судебном заседании требования прокурора поддержала в полном объеме. Представители ответчика – администрации муниципального образования Новопокровский район Гаева В.И. и Пушин Р.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании иск признали и суду пояснили, что администрация муниципального образования Новопокровский район не возражает против признания права Сливень Н.С. на обеспечение жилым помещением в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель ответчика – администрации Краснодарского края, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях на исковое заявление выразил несогласие с заявленными в исковом заявлении требованиями, при этом указав, что наиболее острой проблемой в Краснодарском крае является обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории субъектам РФ дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в части обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30000000 рублей, из федерального бюджета 10349400 рублей, за счет которых с учетом остатка денежных средств, выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты. В целях защиты прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и для установления новых форм и порядка предоставления указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 26 мая 2009 года Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма. В 2009 году краевой целевой программой «Дети Кубани» выделено 339,2 млн. рублей, что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир. На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети – сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275932,0 тыс. рублей, из федерального – 11290,4 тыс. рублей. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и, начиная с 2012 года из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. В 2011 году Новопокровскому району выделены денежные средства на приобретение 3 квартир и планируется выделение денежных средств на приобретение 6 квартир для передачи по договорам социального найма. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления. Сливень Н.С. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения (строительства) жилого помещения муниципальному образованию Новопокровский район в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Сливень Н.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 04 июня 2010 года. На 01 октября 2011 года Сливень Н.С. состоит под № 32 на льготном учете граждан, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Новопокровский район ведется, начиная с 2000 года, Сливень Н.С. была поставлена на льготный учет в 2010 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Реализация права Сливень Н.С. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Так как краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и гражданин сохраняет право на обеспечение жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Новопокровский район. Учитывая изложенное, администрация Краснодарского края просит признать право Сливень Н.С. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 – 2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом с согласия истца в качестве соответчика по настоящему делу был привлечен департамент семейной политики Краснодарского края. Представитель ответчика – департамента семейной политики Краснодарского края, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представив уважительных доказательств причин неявки, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, находит иск прокурора подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено, что постановлением главы Новопокровского района Краснодарского края от 04 июня 2010 года №476 Сливень Нина Станиславовна принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по льготному списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.п.2,3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключением соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ст.57 ЖК РФ). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 №653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края. Согласно ч.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Как установлено в судебном заседании, в Краснодарском крае действует краевая целевая программа «Дети Кубани», на реализацию которой в 2009 году выделено 339,2 млн. рублей, на реализацию мероприятий подпрограммы «Дети – сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275932,0 тыс. рублей, из федерального – 11290,4 тыс. рублей. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. В 2011 году Новопокровскому району выделены денежные средства на приобретение 3 квартир и планируется выделение денежных средств на приобретение 6 квартир для передачи по договорам социального найма. Поскольку очередь данной категории граждан в муниципальном образовании Новопокровский район ведется с 2000 года, а Сливень Н.С. была поставлена на льготный учет 04 июня 2010 года, то суд считает, что внеочередным предоставлением ей жилого помещения будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод в соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации. Таким образом, суд считает, что Сливень Н.С. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 – 2013 годы», и администрация Новопокровского района обязана ей предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Новопокровский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах Сливень Нины Станиславовны удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район, администрацию Краснодарского края и департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Сливень Нине Станиславовне жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 18 ноября 2011 года. Решение принято в совещательной комнате. Председательствующий