Решение по иску Варданян А.Ч. к УПФ РФ об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан



к делу №2-1008/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Новопокровская 21 ноября 2011 года

Краснодарского края

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Ваниной С.Н.

при секретаре Кашкиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варданян Альберта Чубаровича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новопокровском районе об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан,

УСТАНОВИЛ:

Варданян А.Ч. обратился в Новопокровский районный суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Новопокровском районе, просил признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №188 от 29 июля 2011 года, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новопокровском районе устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем назначения второй пенсии по старости с 09 июня 2011 года, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новопокровском районе сделать перерасчет пенсии по старости с применением всех предусмотренных законом индексаций и выплатить задолженность с 09 июня 2011 года по настоящее время.

Исковые требования мотивированы тем, что Варданян А.Ч. на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29 мая 1986 года и в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно справке МСЭ истцу установлена вторая группа инвалидности бессрочно с установлением причины инвалидности: «Увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС», что приравнивается к причине инвалидности «военная травма». Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Варданян А.Ч. является получателем государственной пенсии по инвалидности. Право на получение одновременно с государственной пенсией по инвалидности второй пенсии по старости имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы (п.3 ст.3 ФЗ №166-ФЗ). Нормами Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24.07.2009 г.), а именно статьей 30, установлено, что пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения. В связи с изложенным, истец считает, что имеет право на получение второй пенсии по старости с 50 лет. 09 июня 2011 года по достижении возраста 50 лет Варданян А.Ч. обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новопокровском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией по инвалидности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в Новопокровском районе №188 от 29 июля 2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 50 лет, в связи с чем Варданян А.Ч. обратился в суд за защитой своих прав.

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Новопокровском районе Сухотина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, при этом пояснила, что Варданян А.Ч. является получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы в соответствии с нормами ст.15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе, федеральными законами от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Варданян А.Ч. по достижении возраста 50 лет претендует на вторую досрочную пенсию. В п.2 ч.1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Истец призывался на военную службу. Пенсию по инвалидности Варданян А.Ч. получает на основании п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» вследствие военной травмы. Право на одновременное получение двух пенсий установлено законом для мужчин с 55 лет с трудовым стажем 25 лет. Истцом не учтено, что в ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что ликвидаторы последствий чернобыльской катастрофы имеют право на снижение возраста 10 лет. Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2006 №112-ФЗ в часть первую данной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года. В 2002 году вступил в силу Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в связи с чем ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к истцу не применяется. Назначение второй трудовой пенсии по старости может быть осуществлено на основании п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как инвалидам вследствие военной травмы, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет. Таким образом, право заявителя на получение второй трудовой пенсии по старости возникнет по достижении возраста 55 лет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2006 №112-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п.2 ч.1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Как установлено в судебном заседании, Варданян А.Ч. является получателем пенсии по инвалидности вследствие военной травмы по государственному обеспечению.

В соответствии с п.п.1 п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 №35 (ред. от 11.05.2007) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что «пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона».

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Нормы ст.30 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в данном случае неприменимы.

Из материалов дела следует, что к моменту обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Варданян А.Ч. достиг 50 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.3 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истца отсутствует.

При таких обстоятельствах правовых оснований для назначения Варданян А.Ч. второй пенсии - как трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется, в связи с чем исковое заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Варданян Альберту Чубаровичу в удовлетворении искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 25 ноября 2011 года.

Решение принято в совещательной комнате.

Председательствующий