По делу № 2 – 945 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года ст. Новопокровская. Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Баранова С.В. с участием помощника прокурора Новопокровского района Миненко Н.П. при секретаре Елисеевой Т.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах Чернявской Елены Петровны к администрации муниципального образования Новопокровский район и администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Новопокровского района обратился в Новопокровский районный суд с исковым заявлением в интересах Чернявской Е.П., просил обязать администрацию МО Новопокровский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чернявской Е.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью по установленным нормам, поскольку до настоящего времени она не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением. В обоснование своих исковых требований пояснил, что прокуратурой Новопокровского района проведена проверка по обращению Чернявской Е.П. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Новопокровский район от 27.08.2011 года Чернявской Е.П. поставлена на учет, в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Вместе с тем, до настоящего времени Чернявской Е.П. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался, жилое помещение не закреплено. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 10). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1749-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному законы органы местного самоуправления Новопокровского района наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечение Чернявской Е.П. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Истец, прокурор Новопокровского района, в лице его представителя помощника прокурора Новопокровского района Миненко Н.П. уточнил свои исковые требования, просил суд в целях реализации прав Чернявской Е.П. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чернявской Е.П. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Новопокровский район за счёт средств бюджета Краснодарского края, в рамках целевой программы «Дети-Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, просил удовлетворить уточнённые исковые требования в полном объеме. Заинтересованное лицо, Чернявская Е.П., в интересах которой были заявлены исковые требования, в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора Новопокровского района и просила их удовлетворить. Ответчик, администрации муниципального образования Новопокровский район в лице его представителя Пушина Р.А., действующего на основании доверенности без номера от 31 июня 2011 года, выданной главой муниципального образования Новопокровский район Сотниковым А.Н. в судебном заседании уточнённые исковые требования прокурора Новопокровского района в интересах Чернявской Е.П. добровольно признал, пояснив, что жилое помещение Чернявской Е.П. будет выделено по мере выделения денежных средств из бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответчик, администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, в адрес суда прислал ходатайство в котором просил дело рассмотреть по существу без его участия, а также письменные возражения в которых исковые требования прокурора Новопокровского района не признал и пояснил, что Чернявская Е.П. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учёт граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. На 1 ноября 2011 года Чернявская Е.П. состоит под № 44 на льготном учёте граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении. Учитывая, что учёт данной категории граждан в муниципальном образовании Новопокровский район ведётся начиная с 2000 года, а Чернявская Е.П. была поставлена на льготный учёт в 2008 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильём впереди стоящих очередников. Так как, краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильём до момента его предоставления, то Чернявская Е.П. будет обеспечена жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учёт граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В судебном заседании установлено, что прокуратурой Новопокровского района проведена проверка по обращению Чернявской Е.П. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы муниципального образования Новопокровский район от 27.08.2011 года Чернявская Е.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Вместе с тем, до настоящего времени Чернявская Е.П. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался, жилое помещение не закреплено. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, № 10). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1749-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному законы органы местного самоуправления Новопокровского района наделены отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечение Чернявской Е.П. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. При таких обстоятельствах, суд считает иск доказанным и подлежащим полному удовлетворению, принимает признание иска представителем администрации Новопокровского района, считая, что такое признание закону не противоречит, прав и законных интересов третьих лиц не нарушает, отвечает интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах Чернявской Елены Петровны к администрации муниципального образования Новопокровский район и администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Новопокровский район и администрацию Краснодарского края предоставить Чернявской Елене Петровне жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населённому пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Новопокровский район за счёт средств бюджета Краснодарского края, в рамках целевой программы «Дети-Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой через районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения. Решение изготовлено в совещательной комнате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: