Решение по заявлению прокурора Новопокровского района о признании действия администрации муниципального образования незаконным



По делу № 2-972 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года ст. Новопокровская

Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Баранова С.В.

с участием заместителя прокурора Новопокровского района Киселева М.В.

при секретаре судебного заседания Елисеевой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании решения (действия) администрации муниципального образования Новопокровский район, администраций сельских поселений муниципального образования Новопокровский район незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В Новопокровский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Новопокровского района с требованиями о признании незаконным решения (действия) администрации муниципального образования Новопокровский район, органов местного самоуправления сельских поселений муниципального образования Новопокровский район, в части заключения с налоговыми органами соглашения (договора), изменяющего порядок исполнения налоговыми органами обязанностей по исчислению и взиманию налогов и сборов и предусматривающих передачу отдельных полномочий налоговых органов органам местного самоуправления и обязании администрации муниципального образования Новопокровский район и органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района в месячный срок устранить выявленные нарушения федерального законодательства о налогах и сборах.

В судебном заседании заместитель прокурора Новопокровского района Киселев М.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснив, что прокуратурой Новопокровского района была проведена проверка соблюдения законодательства в правоохранительных и контролирующих органах в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, в ходе данной проверки были выявлены нарушения в деятельности администрации муниципального образования Новопокровский район и администраций сельских поселений муниципального образования Новопокровский район в указанной сфере. Установлено, что администрацией муниципального образования Новопокровский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района с ИФНС России № 1 по Краснодарскому краю заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно п. 4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам – физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Новопокровский район – в лице представителя Педько О.Н., действующего по доверенности № 01-24/1306, выданной 21.07.2010 года главой муниципального образования Новопокровский район Сотниковым А.Н., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что в соответствии со ст. 254 ГПК РФ только гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права и свободы нарушены.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения заместителя прокурора Киселева М.В., представителя заинтересованного лица Педько О.Н. суд считает заявление прокурора Новопокровского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

На основании п.п. 1 и 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Судом установлено, что 19 ноября 2010 года между администрацией муниципального образования Новопокровский район, администрациями сельских поселений и Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю было заключено соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю в области представления сведений о земельных участках и их правообладателях, необходимых для исчисления земельного налога».

Настоящее Соглашение вступило в законную силу с 01 января 2011 года и действует бессрочно.

Согласно п. 4 ст. 6 настоящего Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам – физическим лицам с учетом требований ст. 102 Налогового кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Проанализировав текст оспариваемого Соглашения, суд приходит к выводу, что оно регулирует отношения в сфере налогообложения.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. «и» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Налогового кодекса РФ от 30.07.1998 г № 146-ФЗ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно положений ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ контроль за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налога возложен на налоговый орган, задолженность по налогу подлежит взысканию в судебном порядке, предусмотрена ответственность налогоплательщиков за неисполнение обязанности по уплате налога.

Из этого следует, что отношения в сфере осуществления налогового контроля находятся в ведении Российской Федерации, а не в ведении субъектов Российской Федерации. Нормативный правовой акт был принят по предмету ведения Российской Федерации. Действующее законодательство, Налоговый Кодекс РФ регулирует вопросы ответственности за невыполнение и (или) несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесено к обязанности налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений представлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также возложена обязанность ежегодно, до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц – плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления не представлено.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципального образования, что грубо противоречит требованиям ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания оспариваемого решения администрации муниципального образования Новопокровский район, органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района противоречащим федеральному законодательству.

Согласно абз. 3, 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Поскольку соглашение «О взаимодействии органов местного самоуправления и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Краснодарскому краю в области представления сведений о земельных участках и их правообладателях, необходимых для исчисления земельного налога» вступило в силу 01 января 2011 года, применялось на территории Новопокровского района Краснодарского края, то суд приходит к выводу о том, что данное постановление следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Оспариваемое Соглашение подлежит признанию недействующим в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Новопокровского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения (действия) администрации муниципального образования Новопокровский район, администраций сельских поселений муниципального образования Новопокровский район - удовлетворить в полном объёме.

Признать незаконным решения (действия) администрации муниципального образования Новопокровский район, органов местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района Новопокровский район, в части заключения с налоговыми органами соглашения (договора), изменяющего порядок исполнения налоговыми органами обязанностей по исчислению и взиманию налогов и сборов и предусматривающих передачу отдельных полномочий налоговых органов органам местного самоуправления.

Возложить на администрацию муниципального образования Новопокровский район, органы местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района устранить выявленные нарушения федерального законодательства о налогах и сборах до 16 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Председательствующий С.В. Баранов