14 октября 2011 года ст. Новопокровская. Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Баранова С.В. при секретаре Елисеевой Т.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного органа Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Новопокровские тепловые сети» о признании действий (бездействия) противоправными. У С Т А Н О В И Л: В Новопокровский районный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью (далее ООО) «Новопокровские тепловые сети» обратился Государственный орган Территориальный отдел Управления Федеральной службы (далее ГО ТО УФС) по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать противоправными действия ответчика, с момента вступления постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по взимании оплаты с потребителей холодной воды не по счётчику, а по нормативу, в случаях где ввод счётчика предприятием не согласовывался, по причине не переноса его за пределы земельного участка собственника и обязать ответчика не ущемлять права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, привести в соответствие с Российским законодательством требования по установке приборов учёта холодной воды на границе земельных участков собственников. В обоснование заявленных исковых требований пояснив, что в соответствии с п.п. 1 и 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. С учётом ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, а также обращаться в суды с заявлениями в защиту неопределённого круга потребителей. Согласно постановлению Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 6 апреля 2004 года № 154 Федеральная служба находится в подчинении министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Краснодарского края служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (далее Управление). В соответствии с п. 8.4.6 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределённого круга потребителей. На основании вышеизложенного, Управление является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и вправе подавать иски в защиту неопределённого круга лиц. В течение 2010 – 2011 годов в Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах неоднократно поступали обращения граждан на ущемление прав потребителей по оплате за холодное водоснабжение ответчиком, выразившееся в взимании оплаты не по счётчику а по нормативу, так как ввод счётчика предприятие не согласовывало, пока счётчик не будет установлен за пределами домовладения на водоводе. В результате проведения контрольно-надзорных мероприятий, проведённых должностными лицами территориального отдела по требованию прокуратуры Новопокровского района установлено, что ответчик осуществляет деятельность по подаче потребителям коммунального ресурса. Учёт и взимание платы за поданную холодную воду абоненту осуществляется по приборам учёта, либо по средней норме на проживающих в частном доме лиц. ООО «Новопокровские тепловые сети» действительно требуют от абонентов вынос приборов учёта за пределы земельного участка на водовод, и пока данное требование не будет выполнено счётчики не вводятся, плату за потреблённую холодную воду взимают по средней норме на проживающих в частном доме лиц. В связи с этим абоненты вынуждены затрачивать дополнительные денежные средства на оплату холодного водоснабжения, на строительство новых колодцев за пределами их земельных участков. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», понятия используемые в настоящих Правилах означают следующее: «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг; «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем). На основании толкования вышеуказанных понятий, ясно, что индивидуальный прибор учёта устанавливается на границе балансовой ответственности, на границе земельного участка абонента. Следовательно требования по выносу приборов учёта холодной воды за пределы земельного участка абонента не законны, а из-за несвоевременного введения приборов учёта по этим причинам и взимание платы по нормативу, ущемляет права потребителей. На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», если иное не установлено законом, убытки, причинённые потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Истец, ГО ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах в лице его представителя заместителя начальника ГО ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах Мещерякова И.Н. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме. В обоснование своих требований сослался на доводы изложенные в исковом заявлении, а также пояснил, что в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ у ответчика должен быть пакет документов устанавливающих границы его владения. У граждан имеются все необходимые документы подтверждающие их право на принадлежащие им земельные участки. Поэтому он считает, что прибор учёта должен устанавливаться на границе балансовой принадлежности. Ответчик, ООО «Новопокровские тепловые сети» в лице его представителей Ещеркина А.Г., действующего на основании доверенности без номера от 19 сентября 2011 года, выданной генеральным директором ООО «Новопокровские тепловые сети» Курочкиным В.А. и Маргатовой О.И., действующей на основании доверенности без номера от 11 января 2011 года, выданной генеральным директором ООО «Новопокровские тепловые сети» Курочкиным В.А. в судебном заседании исковые требования ГО ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах не признал полностью, просил в иске отказать. В обоснование своих доводов представители ответчика пояснили, что согласно Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, точкой подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется в порядке, который включает в себя в том числе и присоединение заказчиком объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении. После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдаёт разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении. Исполнитель предоставляет заказчику условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения…., в которых должны быть указаны, точка присоединения к системам водоснабжения, специальные технические требования к объектам капитального строительства, в том числе к устройствам и сооружениям для присоединения. В соответствии со ст. 14 Закона Краснодарского края «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае» от 17 февраля 2010 года, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключённые к сетям централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Учёт используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключённым к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должен быть обеспечен в местах подключения указанных объектов к таким системам. Приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 года № 149 утверждён порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Согласно вышеуказанного порядка исполнитель направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учёта. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. Соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учёта. На основании изложенного они считают, что прибор учёта используемых энергетических ресурсов должен устанавливаться в точке подключения и за счёт средств Заказчика. Считают обоснованными и законными их действия по взиманию оплаты с потребителей холодной воды не по счётчику, а по нормативу, в случаях где ввод счётчика предприятием не согласовывался, по причине не переноса его за пределы земельного участка собственника по вине собственника. Кроме того, ссылка представителя истца на постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» является необоснованной, по причине того, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждённые указанным постановлением в законную силу не вступили и в настоящее время действуют Правила утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Исследовав материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд находит исковые требования ГО ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что отношения по договорам энергоснабжения регулируются статьями 539-548 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Соглашения сторон, условия договора могут быть скорректированы с учётом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг). Абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг установлен порядок расчётов, предусматривающий оплату коммунального ресурса не в жилом доме, а на границе эксплуатационной ответственности. Граница эксплуатационной ответственности – линия раздела элементов систем и сооружений на них по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности. Граница балансовой принадлежности – линия раздела элементов систем и сооружений на них по признаку обязанности (ответственности) за эксплуатацию элементов систем и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. После заключения таких соглашений (договоров) ресурсоснабжающая организация определяет затраты, формирует цену на содержание и ремонт сетей, которые используются для доставки ресурса до границ эксплуатационной ответственности. В соответствии с пунктом 12 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (Правил), определено, что потребитель коммунальной услуги (Заказчик) должен производить мероприятия по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и обязательства сторон по их выполнению, в том числе мероприятия, выполняемые Заказчиком, в пределах границ земельного участка Заказчика. Согласно пункту 20 Правил организация коммунального комплекса обязана осуществить действия по созданию (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры до точек подключения на границе земельного участка. В соответствии с пунктом 16 Правил именно в договоре о подключении должно быть определено, на какую из сторон этого договора возлагается обязанность по приобретению и установлению в точках подключения приборов учёта ресурсов, в случае, если прибор учёта устанавливает потребитель коммунальных ресурсов, то он должен устанавливаться в границах земельного участка, принадлежащего потребителю. Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Соответственно, изменение ранее согласованного места узла учёта потребления коммунальных ресурсов должно производиться согласно соглашению между потребителем и соответствующей организацией коммунального комплекса. В случае, если организация коммунального комплекса считает, что необходимо изменить ранее согласованное место узла учёта потребления коммунальных ресурсов, то может установить дополнительный прибор учёта за счёт собственных средств и на основании соответствующего соглашения с потребителем производить учёт потребления коммунального ресурса на основании показаний нового прибора учёта. Потребитель коммунальных ресурсов может проводить мероприятия по установке нового прибора учёта только на принадлежащем ему земельном участке. Доводы ответчика о том, что прибор учёта используемых энергетических ресурсов должен устанавливаться в точке подключения являются необоснованными и не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Ответчик, ссылаясь на различные нормативные документы делает это выборочно, ссылаясь на те фразы которые ему выгодны. В судебном заседании достоверно установлено, что согласно действующего законодательства прибор учёта используемых энергетических ресурсов устанавливается согласно соглашению между потребителем и соответствующей организацией коммунального комплекса. Если такое соглашение отсутствует, то он должен устанавливаться в границах земельного участка, принадлежащего потребителю. Суд также находит необоснованными доводы ответчика в части того, что истец необоснованно ссылается в обоснование своих исковых требований на постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по причине того, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждённые указанным постановлением в законную силу не вступили и в настоящее время действуют Правила утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Как установлено в судебном заседании истец ссылался на само постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которое за исключением п. 6 указанного постановления и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов вступило в законную силу. На Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов истец в судебном заседании не ссылался. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Государственного органа Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тихорецком, Белоглинском и Новопокровском районах в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Новопокровские тепловые сети» о признании действий (бездействия) противоправными - удовлетворить. Признать противоправными действия общества с ограниченной ответственностью «Новопокровские тепловые сети», с момента вступления постановления правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», по взимании оплаты с потребителей холодной воды не по счётчику, а по нормативу, в случаях где ввод счётчика предприятием не согласовывался, по причине не переноса его за пределы земельного участка собственника. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Новопокровские тепловые сети» не ущемлять права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, привести в соответствие с Российским законодательством требования по установке приборов учёта холодной воды на границе земельных участков собственников. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Решение изготовлено в совещательной комнате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: